№ 12-10/2015
РЕШЕНИЕ
пгт. Троицко-Печорск 10 марта 2015 года
Судья Троицко-Печорского районного суда Республики Коми Колесников Е.В.,
при секретаре Балака О.П.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» Белоглазова Н.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
должностного лица – руководителя Троицко-Печорского районного комитета по охране окружающей среды Пантина М.М.,
рассмотрев дело по жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» Белоглазова Н.А. на постановление государственного инспектора Республики Коми по охране природы (в области охраны окружающей среды) на территории Троицко-Печорского района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Республики Коми по охране природы (в области охраны окружающей среды) на территории Троицко-Печорского района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» (далее - Общество) Белоглазов Н.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление по делу отменить как незаконное.
В обоснование доводов в жалобе заявителем указано, что при производстве по делу нарушены требования закона, так как контрольно-надзорное рейдовое мероприятие, по результатам которого в отношении Общества составлен протокол и вынесено постанволение, проведено административным органом без уведомления и участия представителя Общества, в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», распоряжение о проведении проверки представителю Общества под роспись не объявлялось, в Общество не поступало, решение о проведении проверки не согласовано с органами прокуратуры, Обществу вменено нарушение п.8 Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Республики Коми, утвержденного приказом Минприроды РК от 18.12.2013 № 595, а именно проведение таких работ без соответствующего разрешения административного органа, тогда как данный административный орган не наделен полномочиями на выдачу подобных разрешений, объективная сторона вмененного правонарушения выражается в совершении активных действий, тогда как Общество подобных действий не совершало, так как все работы на земельном участке по договору подряда осуществляло ЗАО «Транс-Строй».
В судебном заседании представитель Общества Белоглазов Н.А. жалобу поддержал по изложенным доводам, просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо Пантин М.М. против удовлетворения жалобы возражал, считая приведенные в жалобе доводы несостоятельными, так как нарушений требований закона при производстве по делу не допущено, проверка деятельности Общества проведена на основании внутреннего приказа, согласование данной проверки с органами прокуратуры не требовалось, именно на Общество возложена обязанность по получению разрешения, вина Общества в совершенном правонарушении подтверждается письменными материалами дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Оспариваемым постановлением Общество признано виновным в снятии и перемещении плодородного слоя почвы, площадью более <данные изъяты>, при проведении работ на земельном участке в квартале № Комсомольского участкового лесничества в <данные изъяты> от автодороги <данные изъяты> – <данные изъяты>, в нарушение Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Республики Коми, утвержденного приказом Минприроды Республики Коми от 18.12.2013 № 595 - без соответствующего разрешения Троицко-Печорского районного комитета по охране окружающей среды.
Административным органом действия Общества квалифицированы по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ установлена ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, влекущее наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, объективная сторона выражается в действиях по самовольному снятию или перемещению плодородного слоя почвы.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности по сохранению почв и их плодородия, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, являющиеся обязательными для использования всеми юридическими и физическими лицами определены в Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов N 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22.12.1995.
Согласно пункту 6 этого Положения, порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Пунктом 8 Основных положений установлено, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.
Пунктом 11 Основных положений определено, что проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется на основании выданных разрешений. Выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством (пункт 32).
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 18.12.2013 N 595 «Об утверждении порядка выдачи размещений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Республики Коми» утвержден соответствующий порядок выдачи таких разрешений.
Согласно п.1 Порядка, выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в соответствии с настоящим Порядком выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Данный Порядок распространяется на проведение строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских, лесозаготовительных (за исключением участков для строительства лесных дорог и дорог противопожарного назначения) и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, складирование, захоронение промышленных, бытовых и других отходов, загрязнение участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, производство работ на землях всех категорий, требующих выполнения мероприятий по рекультивации земельных участков, за исключением земельных участков с разрешенным использованием под личное подсобное хозяйство, крестьянско-фермерское хозяйство, садоводство, огородничество, животноводство, индивидуальное жилищное и дачное строительство.
Пунктами 2 и 8 данного Порядка установлено, что для получения разрешения, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор земельного участка, подает в городской (районный) комитет по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми соответствующее заявление и заявитель вправе приступить к осуществлению внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова только после получения разрешения.
Таким образом, снятие или перемещение плодородного слоя почвы без разрешения соответствующего государственного органа образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.
Факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы на вышеуказанном земельном участке подтверждается имеющимися в дела письменными материалами, а именно актом о проведении контрольно-надзорного рейдового мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного на основании приказа руководителя Троицко-Печорского районного комитета по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках рассмотрения поступившего обращения жителей <данные изъяты> на нарушения природоохранного законодательства.
Земельный участок, на котором в ходе производства по делу зафиксирован факт самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, на основании приказа Комитета лесов Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в аренду Обществу на срок до ДД.ММ.ГГГГ, с разрешенным видом использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, с оформлением соответствующего договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи лесного участка в аренду с ДД.ММ.ГГГГ для строительства и эксплуатации разведочной скважины № <данные изъяты> с коридором коммуникаций на <данные изъяты> в ГУ «Комсомольское лесничество», Комсомольском участковом лесничестве, квартал № Республики Коми.
ДД.ММ.ГГГГ между Обществом и ЗАО «Транс-Строй» заключен договор подряда № на капитальное строительство объекта, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на строительство кустовых площадок <данные изъяты> (строительство и содержание зимника, ледовая переправа через <данные изъяты>, строительство площадки, рекультивация амбара).
Согласно пунктов 5.1.8 и 5.1.10 данного договора, на ЗАО «Транс-Строй», как подрядчика, возложена обязанность по обеспечению в ходе строительства выполнения на строительной площадке необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений и рекультивации земли, согласования с органами государственного надзора порядка ведения работ на объекте и обеспечение его соблюдения на строительной площадке.
Таким образом, стороны данного договора согласовали обязанность лица, в данном случае ЗАО «Транс-Строй», обратиться в надзорный орган для получения соответствующего разрешения на производство работ, в том числе и на снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
Учитывая положения вышеуказанного договора подряда, ЗАО «Транс-Строй» фактически являлось таким же землепользователем указанного земельного участка, как и Общество, так как по его поручению производило собственными силами подрядные работы в полном объеме, что не лишало возможности ЗАО «Транс-Строй» обратится с соответствующим заявлением о получении разрешения на снятие и перемещение плодородного слоя почвы на данном участке.
Указанное обстоятельство, несмотря на наличие в материалах дела соответствующих документальных сведений, административным органом при принятии решения о привлечении Общества к административной ответственности во внимание не принято, представители ЗАО «Транс-Строй» по данному факту не опрашивались.
С учетом изложенного, вывод административного органа о наличии в действиях Общества признаков состава вмененного правонарушения и доказанности вины Общества в его совершении является необоснованным, не подтверждается исследованными письменными материалами, так как в рассматриваемом случае, обязанность по получению соответствующего разрешения была возложена не на Общество, а на иное лицо – ЗАО «Транс-Строй».
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если установлено отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, жалоба представителя Общества Белоглазова Н.А. в указанной части является обоснованной, подлежит удовлетворению, постановление административного органа в отношении Общества подлежит отмене, а производство по делу прекращению, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Остальные доводы жалобы состоятельными не являются, так как не основаны на законе и при указанных обстоятельствах, существенного значения для разрешения дела не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.5-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» Белоглазова Н.А. - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Республики Коми по охране природы (в области охраны окружающей среды) на территории Троицко-Печорского района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток с момента получения его копии.
Судья Е.В. Колесников