Решение по делу № 2-2936/2017 от 17.07.2017

Дело № 2-2936/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2017 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием представителя истца Смирнова В. А. Филиппова А. М., представителей ответчиков Николаевой Е. Г. и Стекольщиковой Н. Н., при секретаре судебного заседания Красновой Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирнова Владимира Анатольевича к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики и Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики», включении в стаж для присвоения звания периодов обучения, возложении обязанности подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики» и внести его на рассмотрение, взыскании расходов по оплате услуг представителя и оплате государственной пошлины

установил:

Смирнов В. А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики», включении в стаж для присвоения звания периодов обучения с дата по дата в ------ и с дата по дата на дневном подготовительном отделении при ------, возложении обязанности присвоить звание, взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме 13 000 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. по следующим основаниям.

Согласно трудовой книжки, истец имеет трудовой стаж более ------., из которых более ------. приобретены на территории Чувашской Республики. С дата он является получателем пенсии по старости. В связи с чем истец подал заявление о присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики» через отдел социальной защиты населения Вурнарского района КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.

Письмами ответчика от дата и от дата истцу было отказано в присвоении звания с указанием на отсутствие необходимого стажа. Согласно справке КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, в стаж для присвоения звания «Ветеран труда чувашской республики» не включены периоды обучения с дата по дата в ------ и с дата по дата на дневном подготовительном отделении при ------.

Истец считает отказ в присвоении звания незаконным, поскольку он постоянно проживает на территории Чувашской Республики, имеет необходимый для присвоения стаж в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В ходе производства по делу истец дополнил исковые требования, указав ответчиком также Кабинет Министров Чувашской Республики, третьим лицом по делу – КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики. Окончательно исковым заявлением от дата (л.д. 27-29) истец просил суд признать отказ в присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики» незаконным, включить в трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» периоды обучения с дата по дата в ------ и с дата по дата на дневном подготовительном отделении при ------ и обязать Министерство труда и социальной защиты подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении ему звания «Ветеран труда Чувашской Республики» и направить его на рассмотрение в Кабинет Министров Чувашской Республики, взыскать расходы по оплате услуг представителя в сумме 13 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В судебном заседании истец Смирнов В. А. и его представитель Филиппов А. М. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом его дополнения.

Представители ответчиков - Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Николаева Е. Г. и Стекольщикова Н. Н. исковые требования не признали, указав на их безосновательность.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу в полном объеме, суд приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела следует, что Смирнов В. А., являющийся пенсионером по старости, обратился в Отдел социальной защиты населения администрации Вурнарского района КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда Чувашской Республики». По расчетам истца, к этому времени его трудовой стаж в соответствии с трудовой книжкой составил ------., из которых более ------. приобретены на территории Чувашской Республики, что давало ему право на присвоение этого звания.

дата и дата истцу было отказано в направлении документов на присвоение ему звания «Ветеран труда Чувашской Республики» в Кабинет Министров Чувашской Республики по основаниям отсутствия стажа, необходимого для присвоения звания.

Не согласившись с отказом, истец обратился в суд с настоящим иском.

Как видно из трудовой книжки истца (л.д. 9-11), период его фактической трудовой деятельности не достигает ------, что не оспаривается обеими сторонами. Из смысла указанных документов следует и также и не оспаривается сторонами, что в подсчет стажа для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» истцу не были включены периоды обучения с дата по дата в ------ и с дата по дата на дневном подготовительном отделении при ------.

Действующее законодательство РФ определяет трудовой стаж как продолжительность трудовой или другой общественно полезной деятельности работника. Стаж является основанием для возникновения права работника на пенсионное обеспечение, отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности, а также в ряде случаев - надбавок к заработной плате, и в каждом из этих случаев понятие стажа имеет определенные особенности, определяемые спецификой общественных отношений, регулируемых теми или иными нормами, и целями этих норм.

С точки зрения пенсионного законодательства РФ, трудовой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях). Аналогичное определение трудового стажа содержится также в ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Вышеуказанные нормативные акты выделяют несколько видов стажа – страховой стаж для определения права на трудовую пенсию, стаж на соответствующих видах работ для определения права на досрочную трудовую пенсию и для определения расчетного размера трудовой пенсии, общий трудовой стаж.

Порядок исчисления каждого из видов стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и специальные правила исчисления для разных видов трудового стажа. По общему правилу расчет стажа производится в календарном порядке: каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев - в полные годы (п. 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 555 от 24.07.2002). Специальные правила подсчета трудового стажа предусмотрены, в частности: Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 498; Постановлением Совмина РСФСР от 04.07.1991 N 381; Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537.

Понятие «трудовой стаж» имеет несколько разновидностей: общий трудовой стаж, непрерывный и специальный, кроме того, в законодательстве РФ встречается и такой вид трудового стажа, как стаж по специальности. Таким образом, понятие трудового стажа является обобщенным и объединяет в себе ряд несколько различных понятий, каждое из которых имеет свою специфику в зависимости от целей конкретной сферы законодательства, которое регулирует ту или иную область общественных отношений.

Как видно из искового заявления, истец в своих выводах руководствуется именно тем определением трудового стажа, которое содержится в пенсионном законодательстве, то есть, служит исключительно соответствующим целям – решению вопросов о пенсионном обеспечении граждан РФ. Так, из преамбулы ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", следует, что данный Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Между тем, из содержания искового заявления следует, что требование истца заключается в признании права на присвоение звания «Ветеран труда ЧР» с выдачей соответствующего удостоверения, что регулируется специальным законодательством.

Законом Чувашской Республики от 31.12.2015 N 90 (ред. от 20.12.2016) «О ветеранах труда Чувашской Республики» определены условия присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» и установлены меры социальной поддержки граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда Чувашской Республики».

В статье 1 Закона указано, что звание «Ветеран труда Чувашской Республики» присваивается гражданам Российской Федерации после назначения им пенсии либо по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, на заявительной основе по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.

В ч. 2 ст. 1 Закона указано, что основаниями для присвоения звания "Ветеран труда Чувашской Республики" являются:

1) награждение государственными наградами Чувашской Республики. Под государственными наградами Чувашской Республики понимаются государственные награды Чувашской АССР, Чувашской Республики, учрежденные уполномоченными органами государственной власти Чувашской АССР, Чувашской Республики;

2) наличие трудового стажа не менее 37 лет и 6 месяцев для женщин и 42 лет и 6 месяцев для мужчин, из которых не менее 18 лет и 9 месяцев для женщин и не менее 21 года и 9 месяцев для мужчин приобретены на территории Чувашской Республики, и постоянное проживание на территории Чувашской Республики. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (службы), исчисляемая в календарном порядке.

3. В случае совпадения по времени нескольких периодов трудовой деятельности (службы) при исчислении трудового стажа учитывается один из таких периодов по выбору гражданина, претендующего на присвоение звания "Ветеран труда Чувашской Республики".

4. Звание "Ветеран труда Чувашской Республики" не может быть присвоено гражданам, уволенным по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7 и 8 части первой статьи 33, пунктами 1 - 3 части первой статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации, пунктами 5 - 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

В статье 4 названного Закона определено, что порядок присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» и выдачи удостоверения «Ветеран труда Чувашской Республики» определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июня 2007 года N 127 «Об утверждении порядка присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» и выдачи удостоверения «Ветеран труда Чувашской Республики» (в редакции от 12.02.2016 N 51) звание «Ветеран труда Чувашской Республики» присваивается распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики (далее - решение) гражданам Российской Федерации после назначения им пенсии либо по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости:
гражданам, постоянно проживающим на территории Чувашской Республики и имеющим трудовой стаж не менее 37 лет и 6 месяцев для женщин и 42 лет и 6 месяцев для мужчин, из которых не менее 18 лет и 9 месяцев для женщин и не менее 21 года и 9 месяцев для мужчин приобретены на территории Чувашской Республики.
    Звание «Ветеран труда Чувашской Республики» не может быть присвоено гражданам, уволенным по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7 и 8 части первой статьи 33, пунктами 1 - 3 части первой статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации, пунктами 5 - 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием для присвоения звания применительно к спорному правоотношению «Ветеран труда Чувашской Республики» являются документы, подтверждающие: факт постоянного проживания на территории Чувашской Республики; трудовой стаж (трудовая книжка, трудовая книжка колхозника, военный билет, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, справки архивных учреждений, трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, представляются лично заявителем; справки органов, назначивших пенсию, при наличии периодов трудовой деятельности, установленных по свидетельским показаниям для установления страховой пенсии, о периодах уплаты страховых взносов, о периодах работы в колхозе запрашиваются Отделом в день поступления заявления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в органах, назначивших пенсию, если заявитель не представил их по собственной инициативе).

При этом в Постановлении указано, что под трудовым стажем подразумевается суммарная продолжительность трудовой деятельности (службы), исчисляемая в календарном порядке. Под трудовым стажем, приобретенным на территории Чувашской Республики, понимаются периоды трудовой деятельности (службы) в организациях и (или) в их филиалах (представительствах), расположенных и (или) зарегистрированных на территории Чувашской Республики.

Под трудовой деятельностью для целей указанного нормативного акта по смыслу норм закона следует понимать выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде. В ст. 66 ТК РФ указано, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Таким образом, трудовое законодательство в целом разграничивает понятия трудовой деятельности и трудового стажа, однако для целей присвоения звания «Ветеран труда ЧР» эти понятия равнозначны, и для решения данного вопроса необходим период фактической трудовой деятельности. Данная норма определена в Постановлении Кабинета Министров ЧР ясно и однозначно, не предполагая расширительного толкования.

Таким образом, ввиду того, что трудовой стаж истца, исчисленный в соответствии с нормами вышеуказанного Постановления, не достигает ------, он не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда Чувашской Республики ». При этом для указанных целей не имеет значения, что в периоды с дата по дата истец проходил обучение в ------ и с дата по дата на дневном подготовительном отделении при ------, и эти периоды включены в стаж для назначения пенсии по старости, так как это обстоятельство в данном случае не влияет на исчисление стажа для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики».

Следовательно, правовых оснований для включения периодов обучения с дата по дата в ------ и с дата по дата на дневном подготовительном отделении при ------, в стаж для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» у ответчика не имелось, и требования истца в части возложения на ответчика обязанности включить спорный период в стаж для присвоения звания не подлежат удовлетворению.

Доводы истца о том, что он имеет право на присвоение звания «Ветеран труда Чувашской Республики» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» также не принимаются судом как основание для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Поскольку дополнительная мера государственной поддержки в виде присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» установлена Законом Чувашской Республики в качестве дополнительной меры материального стимулирования ветеранов, то Чувашская Республика вправе самостоятельно определять круг лиц, имеющих право на её получение.

Данные закон и Постановление о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» являются действующими, их положения незаконными в установленном порядке не признаны.

Учитывая, что эта мера государственной поддержки ветеранов является дополнительной, выделяемой субъектом Российской Федерации, именно субъект Российской Федерации и определяет порядок и условия её предоставления самостоятельно. И, соответственно, эти порядок и условия могут быть отличны от установленных Федеральным законом «О ветеранах». Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права истца и нормы законодательства.

Таким образом, отказ ответчика в удовлетворении заявления истца о присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики» является законным, истец не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда Чувашской Республики», и суд отказывает в удовлетворении его исковых требований в части признания отказа в присвоении звания незаконным. Не подлежат удовлетворению и остальные требования истца, являющиеся производными от указанного.

На основании изложенного истцу следует отказать в удовлетворении его требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Смирнова Владимира Анатольевича к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики и Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики», включении в стаж для присвоения звания периодов обучения, возложении обязанности подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики» и внести его на рассмотрение, взыскании расходов по оплате услуг представителя и оплате государственной пошлины отказать в полном объеме.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Мотивированное решение суда изготовлено 07 октября 2017 года.

Председательствующий судья Шопина Е. В.

2-2936/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов В.А.
Ответчики
Кабинет Министров Чувашской Республики
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики
Другие
КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития ЧР
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
17.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2017Передача материалов судье
18.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2017Судебное заседание
02.10.2017Судебное заседание
07.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2017Дело оформлено
12.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее