УИД 11RS0001-01-2022-011841-40 Дело № 2а-8737/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,
при секретаре Вешняковой Н.А.,
с участием представителей административного истца Матвеевой С.А., административного ответчика Афанасьева А.Р.,
рассмотрев 25 августа 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению и.о.прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности провести мероприятия по приведению в нормативное состояние дорожного покрытия, бортового камня, обустройству водоотвода,
установил:
и.о. прокурора г.Сыктывкар обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности в сфере дорожной деятельности в части нормативно-эксплуатационного содержания проезда общего пользования от дома №... по улице ... до дома ... по ..., возложении обязанности в срок до 31.10.2023 провести мероприятия: по приведению дорожного покрытия проезда общего пользования от дома №... по улице ... до дома №... по ... в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; по приведению в нормативное состояние бортового камня на территории проезда общего пользования от дома №... до дома №... по ... в соответствии с требованиями п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017; по обустройству водоотвода в проезде общего пользования от дома №... до дома №... в соответствии с п. 6.5.1 Свода Правил 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения», указав в обоснование требований на ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности в сфере дорожной деятельности, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Представитель административного истца Матвеева С.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика Афанасьев А.Р. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что в связи с отсутствием денежных средств выполнить работы в указанные в административном иске сроки не представляется возможным.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автомобильная дорога в границе МО ГО «Сыктывкар» проезд от ... до ... является автомобильной дорогой общего пользования муниципального значения, находится в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» и на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.04.2012 № 4/1334 передана в оперативном управлении МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство».
В ходе проведенной прокуратурой г.Сыктывкар проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части обеспечения нормативно-эксплуатационного состояния проезда общего пользования от дома №... по ..., расположенного в границе городского округа «Сыктывкар», установлено несоответствие дорожного покрытия проезда общего пользования требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Указанные нарушения зафиксированы в акте обследования от 05.05.2022, протоколе инструментального обследования (осмотра) от 23.04.2022, составленном должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкар. Фактические обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела, в том числе и по фотоматериалам.
Отсутствие недостатков, отраженных в акте от 05.05.2022, протоколе ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкар от 23.04.2022, документально не подтверждено.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ установлено, что законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (часть 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Одним из основных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров, применению технических средств организации дорожного движения, является ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы». Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Согласно пункту 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б к ГОСТ Р 50597. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4.
В соответствии с п.6.5.1 Свода Правил 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» дождеприемники следует предусматривать в лотках улиц с продольным уклоном – на перекрестках со стороны поверхностных вод.Из представленных в материалы дела доказательств, акта обследования, протокола инструментального обследования, следует, что на всей проезжей части проезда общего пользования от ... имеются просадки и выбоины, повреждения бортового камня, на указанном участке дорожного проезда не обустроена ливневая канализация и водоотводные канавы, в рамках заявленных требований не отвечают требованиям установленных норм и правил.
Установленные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанных участках автомобильной дороги и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения. Данные выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа (часть 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ). Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
С учетом изложенного, обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа относится к полномочиям администрации МО ГО «Сыктывкар», на которую в силу закона возложена обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска в полном объеме, возложении на ответчика как ответственного лица обязанности по приведению спорного участка дороги в соответствие с требованиями ГОСТа, основываясь на том, что несоответствие дорожного полотна на указанном участке улично-дорожной сети требованиям п.п.5.2.4, п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.5.1 Свода Правил 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» безусловно, влечет нарушение прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Суд не принимает доводы представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» со ссылкой на отсутствие необходимого финансирования расходов на содержание дорог, поскольку данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении обязательных работ, учитывая приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, необеспечение которой может привести к жертвам среди участников дорожного движения.
Разрешая спор, суд учитывает, что срок устранения недостатков - 31.10.2023 отвечает принципу исполнимости судебного акта, с учетом времени, необходимого на его обжалование, гарантированного действующим законодательством, выполнения процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, соблюдение которых необходимо в силу законодательных предписаний.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление и.о. прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности провести мероприятия по приведению в нормативное состояние дорожного покрытия, бортового камня, обустройству водоотвода удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар», выраженное в неисполнении обязанности в сфере дорожной деятельности в части нормативно-эксплуатационного содержания проезда общего пользования от ... до дома ....
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до ** ** ** провести мероприятия по приведению дорожного покрытия проезда общего пользования от ... до ... в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до ** ** ** провести мероприятия по приведению в нормативное состояние бортового камня на территории проезда общего пользования от ... до ... ... в соответствии с требованиями п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до ** ** ** провести мероприятия по обустройству водоотвода в проезде общего пользования от ... до ... в соответствии с п. 6.5.1 Свода Правил 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Мосунова
Мотивированное решение изготовлено 08.09.2022 года.