Дело № 2-51/2022
22RS0068-01-2021-004051-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2021 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи: Быхуна Д.С.,
при секретаре Шестаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Барнаула в интересах О.А, Ш к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации города Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Барнаула обратился в суд в интересах О.А, В.А. к администрации города Барнаула с требованием о возложении обязанности предоставить на основании договора социального найма О.А, В.А. благоустроенное равнозначное занимаемому жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города Барнаула, общей площадью не менее 51,3 кв.м, состоящее из 3-х жилых комнат.
В обоснование требование указано, что по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № О.А для проживания предоставлена ...., общей площадью 51,3 кв.м, расположенная по адресу: ..... ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда принято решение о признании жилого .... в .... аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации города Барнаула от 10 ноября 2014 года № 321-р установлены сроки отселения жителей в срок до 17 сентября 2016 года. Постановлением администрации города Барнаула от 28 января 2016 года № 67 у собственников изъяты жилые помещения и земельный участок. Между тем, до настоящего времени администрацией города Барнаула истцам не предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма. Многоквартирный дом включен в краевую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, срок расселения – не позднее 31 декабря 2023 года. Указанный срок является чрезмерно длительным и не отвечает требованиям разумности и справедливости, свидетельствует о длительном бездействии ответчика. Дальнейшее проживание в доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан, так как дом является аварийным, возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия у истцов не имеется. В этой связи истцам должно быть предоставлено другое жилое помещение, равнозначное занимаемому.
В ходе рассмотрения дела судом к производству принято уточненное исковое заявление, в котором вышеназванные требования предъявлены к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула
К участию в деле в качестве ответчика судом был привлечен комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – В.А..
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Е, материальные истцы О.А, В.А. настаивали на удовлетворении искового заявления по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула – С возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях. Просила предоставить время для исполнения решения 6-9 месяцев.
Представитель ответчика администрации г.Барнаула – Ф поддержала позицию представителя комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула.
Третье лицо В.А. против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснил, что фактически в спорной квартире не проживает и на предоставление иного жилого помещения взамен аварийного не претендует.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, О.А на основании договора социальной найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ передана в пользование .... общей площадью 51,3 кв.м, находящаяся в муниципальной собственности, по адресу: ...., для проживания в ней. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены сыновья Ш, В.А..
В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства и проживают О.А, Ш.
На основании заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: ...., признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г.Барнаула от 10 ноября 2014 года №-р предусмотрен срок выполнения работ по сносу дома по адресу: ...., до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок, а также на дату разрешения настоящего спора снос многоквартирного дома не произведен.
Постановлением администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № изъяты у собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома земельный участок и жилые помещения в доме.
.... в .... включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2019 года № 106. В соответствии с указанной программой установлена планируемая дата окончания переселения из указанного дома до 31 декабря 2023 года.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 49 Положения в редакции, действовавшей в момент признания жилого дома аварийным, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решением Барнаульской городской думы от 30 марта 2012 года № 720 утверждено Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, согласно пунктам 1.3, 1.4 которого основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, является заключение межведомственной комиссии города Барнаула для оценки жилых помещений о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и распоряжение администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, сроках отселения граждан. Сроки переселения граждан не должны превышать трех лет с момента принятия распоряжения.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктами 1, 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру из одной комнаты, то соответственно имеют право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (часть 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения о равнозначности жилого помещения предусмотрены в Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.Правовые позиции о компенсационном характере предоставляемого жилого помещения взамен подлежащего сносу содержатся и в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», а также определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2009 года № 1368-О-О.
При этом с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (вопрос 3), а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть постановлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов с учетом состояния дома, требующая незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, а также о наличии в собственности или в пользовании иного жилого помещения для проживания до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.
При рассмотрении дела была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению ФБУ Алтайская ЛСЭ Минюста России № № от 12 января 2022 года на дату проведения исследования наблюдается дальнейшее разрушение и гниение несущих стен, разрушение межэтажных перекрытий, что приводит к ухудшению технического состояния жилого .... в ...., техническое состояние жилого дома оценивается как ветхое (недопустимое), то есть состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих весьма ветхое. Жилое помещение № и помещения общего пользования дома, расположенного по адресу: ...., не отвечают требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, существует опасность для пребывания людей, эксплуатация возможна лишь при проведении охранных мероприятий.
Экспертом указано, что многоквартирный ДД.ММ.ГГГГ постройки, общий физический износ конструктивных элементов и инженерных коммуникаций составляет 71 %. В результате осмотра установлено, что дом представляет собой двухэтажное здание на ленточном фундаменте, с поперечными и продольными несущими стенами, кровля из металлических профилированных листов по деревянной обрешетке. Стены здания выполнены из бруса без наружной отделки. На ленточном фундаменте обнаружены трещины, разрушения цоколя и деформации; стены в многочисленных горизонтальных трещинах, имеется гниение и деформация; перекрытия имеют прогибы, сопровождающиеся разрешением штукатурного слоя, отслоение отделочного слоя, следы воздействия влаги и образование гнили; лестницы и площадки имеют трещины, сколы в ступенях, перила расшатаны, присутствует зыбкость при ходьбе; выявлена коррозия труб холодного водоснабжения и труб отопления, неисправность запорных элементов; в доме разрушена или отсутствует изоляция электротехнических соединений, электропроводка выполнена алюминиевыми проводами.
Проанализировав содержание заключения эксперта, суд полагает, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и ответы на поставленные вопросы; в обоснование выводов эксперт приводит соответствующие данные из предоставленных в его распоряжение материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных. Доказательств, указывающих на недостоверность проведенного экспертного заключения, либо ставящих под сомнение его выводы, суду не представлено.
По сообщению Управления Росреестра по Алтайскому краю О.А, Ш в собственности жилых помещений не имеют.
Таким образом, поскольку многоквартирный дом по .... в .... признан аварийным и подлежащим сносу, проживание в квартире № № без угрозы жизни и здоровью граждан вплоть до отселения до ДД.ММ.ГГГГ невозможно, меры к переселению нанимателя жилого помещения не приняты, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, до настоящего времени истцам не предоставлено, иное жилое помещение, в котором истцы могли бы проживать, у них отсутствует, суд приходит к выводу о правомерности предъявленных требований о возложении обязанности предоставить жилое помещение О.А, Ш по договору социального найма взамен аварийного.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Определяя иное равнозначное жилое помещение, подлежащее предоставлению истцу, суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что площадь жилого помещения № по .... в .... составляет 51,3 кв.м, квартира состоит из 3-х жилых комнат.
С учетом изложенного, истца подлежит предоставлению по договору социального найма взамен аварийного благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г.Барнаула общей площадью не менее 51,3 кв.м, состоящее из 3-х жилых комнат, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Утверждения ответчиков о том, что аварийный дом включен в краевую адресную программу, которой запланирован срок окончания переселения до ДД.ММ.ГГГГ, преждевременности заявленных требований, суд во внимание не принимает в силу следующего.
Согласно краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 – 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Алтайского края № 106 от 01 апреля 2019 года, жилой .... в ...., включен в Перечень домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года. Определена планируемая дата окончания переселения – до 31 декабря 2023 года.
Между тем, принятая постановлением Правительством Алтайского края адресная программа направлена на обеспечение условий для осуществления прав граждан на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, само по себе установление срока переселения аварийного дома не может ограничивать право нанимателей на предоставление иного помещения взамен аварийного, принимая во внимание наличие непосредственной угрозы жизни и здоровью.
Кроме того, суд учитывает, что жилой .... в ...., признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, срок переселения запланирован до ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 9 лет с момента признания дома аварийным.
Указанные сроки являются чрезмерно длительными, не отвечают требованиям разумности и справедливости и свидетельствует о длительном непринятии мер, направленных на защиту жилищных прав истцов.
Так же суд не принимает доводы ответчика относительно того, что истцы не признаны малоимущими.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцы объективно нуждаются в жилом помещении, квартира, которую они занимают по договору найма, находится в техническом состоянии, представляющем угрозу их жизни и здоровью. В связи с этим непризнание в установленном порядке истцов малоимущими не является препятствием для удовлетворения иска.
При этом суждения экспертов о том, что эксплуатация дома возможна только при проведении охранных мероприятий, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку такие мероприятия должны быть организованы и проводиться не самими истцами. Кроме того, исходя из заключения эксперта, существует опасность для пребывания людей в жилом доме при его дальнейшей эксплуатации.
Определяя обоснованность предъявления требований к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 3.38 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года № 694, для достижения основных целей и задач комитет принимает решения о предоставлении муниципальных жилых помещений гражданам, проживающим в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в том числе во исполнение судебных решений.
На основании приведенных норм обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается судом на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула.
В этой связи исковые требования о возложении на администрацию города Барнаула обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение удовлетворению не подлежат, как заявленные к ненадлежащему ответчику.
Таким образом, в целях защиты жилищных прав истцов, суд считает правильным возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обязанность предоставить О.А, Ш на основании договора социального найма благоустроенное равнозначное занимаемому жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города Барнаула, общей площадью не менее 51,3 кв.м, состоящее из трех жилых комнат.
При установленных обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной решением суда обязанности – в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, исходя из длительности нарушений прав истца, отсутствия доказательств объективной невозможности исполнения решения в течение указанного срока.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г.Барнаула удовлетворить частично.
Возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обязанность предоставить О.А, Ш на основании договора социального найма благоустроенное равнозначное занимаемому жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города Барнаула, общей площадью не менее 51,3 кв.м, состоящее из трех жилых комнат.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Установить срок для исполнения настоящего решения суда в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Д.С. Быхун
Копия верна
Судья ___________________ Д.С. Быхун
Секретарь ___________________ Е.А.Шестакова
Подлинник документа находится в Центральном районном суде г. Барнаула в деле № 2-51/2022