РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2022 года ЗАТО г. Зеленогорск
Зеленогорский городско суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ускова Д.А.,
с участием ответчика – Петуховой Л.И.,
при секретаре Чуяшенко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к Петуховой Л.И. о взыскании излишне выплаченных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к Петуховой Л.И. с требованием взыскать с ответчика излишне выплаченной суммы субсидии в размере 62633,35 руб. за период с 01.07.2017 по 28.02.2022.
Требования мотивированы тем, что Петухова Л.И. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с низким доходом в соответствии с Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края от 17.12.2007 № 13-2804) на основании заявления от 21.06.2017. при подаче заявления она подтвердила достоверность и полноту сведений указанных в заявлении. Кроме того, она была извещена что необоснованно полученные в качестве субсидии средства будут засчитаны в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение денежные средства будут подлежать возврату. На момент подачи заявления ответчиком была предоставлена информация о том, что она не работает, является пенсионером, и имеет доходы только от получения пенсии. Решением УСЗН от 30.06.2017 ответчику была предоставлена субсидия в размере 1495,21 руб. сроком на 6 месяцев за период с 01.07.2017 по 31.12.2017. При изменении размера платы за жилое посещение и коммунальные услуги размер назначенной субсидии менялся. Далее субсидия продлевалась на следующий период, равный 6 месяцам. При выборочной проверке путем направления электронного запроса в ФНС России, УСЗН было установлено, что при подаче заявления о предоставлении субсидии и в дальнейшем в период с 2016 по 2022 ответчик не представила в УСЗН сведения о своих дополнительных доходах, полученных при осуществлении трудовой деятельности в ПАО Сбербанк.
УСЗН было принято решение о прекращении с 28.02.2022 предоставления субсидии в соответствии с подпунктом «в» пункта 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, в связи с представлением заявителем (получателем субсидии) заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии. Ответчик проигнорировала направленную в ее адрес претензию о возврате неправомерно полученных денежных средств, в размере 62633,35 рублей за период с 01.07.2017 по 28.02.2022. До настоящего момента задолженность ответчиком не возвращена.
В судебное заседание представитель истца Министерства социальной политики Красноярского края не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Ответчик Петухова Л.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражении.
В своем возражении на исковое заявление она указала, что является пенсионером ПАО Сбербанк, в связи с чем, ежемесячно на ее банковский счет поступают денежные средства в размере 800 рублей. Данные денежные средства она доходами не считала, так как думала что это материальная поддержка к пенсии со стороны бывшего работодателя. О данных средствах она поясняла работнику отделения УСЗН. Но это не было принято во внимание.
Она не согласна с суммой которую должна выплатить, поскольку по информации ТО КГКУ «УСЗН» по ЗАТО г. Зеленогорск предоставленной в прокуратуру в случае предоставления ею с достоверных сведений о доходах ей была бы начислена и выплачена субсидия в размере 43148,40 рублей, а фактически ей выплачена субсидия в размере 62633,35 рублей. Таким образом размер переплаты субсидии составляет 19484,95 рублей. Именно данная сумма и подлежит возврату в бюджет.
Заслушав ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В целях обеспечения прав граждан по предоставлению им мер социальной поддержки на территории Красноярского края принят Закон Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Статьями 13, 14 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 определены порядок и условия обращения граждан за получением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, установленных данным законом.
Статьей 24 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 определен механизм предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусматривающий в том числе, что субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 11 названного закона, предоставляются путем перечисления средств краевым государственным казенным учреждением, уполномоченным на исполнение публичных обязательств в сфере социальной поддержки населения, до установленного срока внесения платы за жилье и коммунальные услуги на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 11 этого закона, банках банковские счета или вклады до востребования (п. 1).
Согласно ст. 11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", с учетом доходов граждан субсидии предоставляются: а) пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде; б) нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) членам жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома); д) иным гражданам - по решению комиссии.
Согласно подп. 3 п. 1.1 Положения о Министерстве социальной политики Красноярского края, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 N 30-п, Министерство социальной политики Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет контроль в сфере социального обслуживания и социальной поддержки граждан.
К его компетенции относится, в том числе организация предоставления субсидий гражданам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и иных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, определенным федеральными законами, за счет субвенций из федерального бюджета, краевыми законами за счет средств краевого бюджета (за исключением категорий граждан, полномочия по организации предоставления мер социальной поддержки которым прямо отнесены к компетенции иных органов исполнительной власти края), а также осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете (п. 3.9, 3.17 Положения о Министерстве).
Таким образом, на территории Красноярского края Министерство социальной политики Красноярского края выступает в качестве главного распорядителя краевых бюджетных средств, направленных на предоставление мер социальной поддержки по выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
При этом согласно п. 2 ст. 1 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан" исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживая граждан, в частности по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно закона Красноярского края от 16.12.2014 "О внесении изменений в отдельные Законы края в сфере социальной поддержки граждан в целях оптимизации механизма денежных выплат" главным распорядителем указанных средств краевого бюджета является Министерство социальной политики Красноярского края.
На основании п. п. «в" п. 60 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.
Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 61 Постановления).
Судом установлено, что 21.06.2017 Петухова Л.И. обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения г. Зеленогорска Красноярского края о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. В своем заявлении она указала, что состоит на регистрационном учете по адресу: г. Зеленогорск, <адрес>. Также заявитель указала свой единственный доход – пенсия в сумме 13 996,22 руб.
В указанном заявлении Петухова Л.И. она подтвердила достоверность и полноту сведений указанных в заявлении, а также была извещена, что необоснованно полученные в качестве субсидии средства будут засчитаны в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение денежные средства будут подлежать возврату в бюджет добровольно либо взысканию в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской федерации, о чем поставила личную подпись.
Решением Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 30.06.2017 Петуховой Л.И. на основании указанного заявления была назначена субсидия в размере 1495,21 рублей сроком на 6 месяцев на период с 01.07.2017 по 31.12.2017. В дальнейшем при изменении платы за жилое помещение и коммунальные услуги размер назначенной субсидии менялся, субсидия продлевалась на следующие 6 месяцев.
Факт получения субсидии ответчик не оспаривала, доказательств получения иных сумм не представила.
Согласно расчету истца сумма полученной субсидии за период 01.07.2017 по 28.02.2022 составляет 62 633,35 руб.
18.02.2022 Краевым государственным казенным учреждением «Управлением социальной защиты населения» (территориальное отделение по ЗАТО г. Зеленогорску) в налоговый орган был направлен запрос о предоставлении сведений о доходах за период с 2016 по 2021 годы на Петухову Л.И. в целях предоставления государственной услуги: предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Через единую систему межведомственного электронного взаимодействия истцом получены сведения из налогового органа
Согласно представленной по запросу истца информации Петухова Л.И. с 2016 года по 2021 годы ежемесячно, кроме пенсии, получала доход от ПАО Сбербанк.
О полученном доходе ответчик УСЗН не уведомила.
В связи с установлением нарушения Петуховой Л.И. порядка предоставления субсидии, истцом 21.02.2022 было принято решение о прекращении предоставления субсидии в соответствии с подпунктом «в» пункта 60 Правил в связи с предоставлением заявителем (получателем субсидии) заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии, поскольку сведения о доходах имеют существенное значение для определения суммы субсидии.
При этом из письма начальника Территориального отделения КГКУ «УСЗН» по ЗАТО г. Зеленогорск направленного заместителю прокурора ЗАТО г. Зеленогорска следует, что в случае предоставления Петуховой Л.И. достоверных сведений ей была бы начислена субсидия в размере 41148,40 рублей, сумма выплаченной субсидии составила 62633,35 рублей.
Также заслуживают внимания доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Уполномоченные органы осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, в том числе посредством направления соответствующих запросов в организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. В случае обнаружения недостоверных сведений в предоставленных заявителем информации и документах, уполномоченные органы обязаны сообщить об этом в компетентные органы. В приоритетном порядке указанные выборочные проверки осуществляются уполномоченными органами в отношении лиц: повторно обратившихся за предоставлением субсидии; расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг которых, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, двукратно превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; не имеющих постоянного места работы (постоянного дохода).
Из указанного положения следует, что органы, выдавшие субсидию, обладают правом контроля и проверки представленных ответчиком документов.
По причинам, не связанным с Петуховой Л.И., орган, выдавший субсидию, длительное время не проверял достоверность представленных ответчиком сведений и документов.
В связи с чем, утверждение представителя ответчика о том, что только в 2020 году появилась техническая возможность запросить в электронном виде сведения из налогового органа о наличии доходов получателя субсидии, не могут быть приняты во внимание как доказательства соблюдения срока для обращения в суд.
При этом каких-либо ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока исковой давности для обращения в суд истцом не заявлено.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ч. 1 и ч. 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
05.03.2022 ответчику было направлено уведомление о возврате неправомерно полученных денежных средств, в котором предложено возвратить в срок до 04.04.2022 в добровольном порядке неправомерно полученную сумму субсидии в размере 62633,35 руб., полученную за период с 01.07.2017 по 28.02.2022, которое ответчик получила лично 15.03.2022.
До настоящего момента задолженность ответчиком не возвращена.
Исковое заявление Министерства социальной политики Красноярского края поступило в суд согласно отметке о регистрации 20.05.2022.
Принимая во внимание заявленное ответчиком ходатайство о применении положений закона о пропуске истцом срока исковой давности, учитывая, что субсидия предоставлялась ежемесячно, оснований полагать, что срок исковой давности приостанавливался, не имеется, истцом не представлено доказательств того, что своевременно длительное время более 5 лет, он не мог провести проверку полученных ответчицей доходов, требований о восстановлении процессуального срока на обращение в суд не заявлено, не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока исковой давности обращения в суд, по указанным основаниям суд приходит к выводу, что истец пропустил срок исковой давности по требованиям о взыскании полученной ответчиком субсидии по апрель 2019 года включительно
В связи с чем, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично, в сумме 12468,79 руб.= (сумма начисленной субсидии, которая была бы начислена при предоставлении Петуховой Л.И. достоверных сведений о доходах за период с апреля 2019 г. по февраль 2022 г. в размере 29244,34 руб. – сумма выплаченной субсидии за период с апреля 2019 г. по 02.2022 г. в размере 41713,13 рублей).
Указанная сумма, заявленная истцом в переделах срока исковой давности, подлежит взысканию с Петуховой Л.И. в пользу истца.
На основании ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 498,75 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Министерства социальной политики Красноярского края к Петуховой Л.И. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидии удовлетворить частично.
Взыскать с Петуховой Л.И. <данные изъяты> в пользу Министерства социальной политики Красноярского края <данные изъяты>, <данные изъяты> неосновательно полученные, в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, денежные средства за период с апреля 2019 года по февраль 2022 года включительно в сумме всего 12 468 (Двенадцать тысяч четыреста шестьдесят восемь) рублей 79 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Петуховой Л.И. государственную пошлину в сумме 498 рублей 75 копеек в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок, через Зеленогорский городской суд, с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2022 года.
Судья Д.А. Усков