дело № 2-4013/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2015 г. г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе:
судьи Фаршатовой И.И. единолично,
при секретаре Хажиевой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Велиева А.С к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании направить в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного в <адрес>, кадастровый номер <адрес>
третьи лица Управление по земельным ресурсам и землеустройству Администрации ГО г. Уфа, МУП «Уфаводоканал»,
У С Т А Н О В И Л:
Велиев А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлен земельный участок (кадастровый номер № в аренду для завершения строительства индивидуального жилого дома, право аренды участка зарегистрировано в Управлении Росреестра по РБ 05.08.2009г. В августе 2009 г. он завершил строительство жилого дома и зарегистрировал право собственности на него в Управлении Росреестра по РБ (свидетельство о ГРП от ДД.ММ.ГГГГ г.). Истец обратился за предоставлением ему земельного участка в собственность с соответствующим заявлением и приложенными документами в Администрацию ГО <адрес> РБ (вх. № от 28.12.2014г.). В ответе Администрации в лице Управления по земельным ресурсам исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность на основании того, что участок расположен во 2 поясе зоны санитарной охраны водозаборов <адрес>. В качестве обоснования расположения земельного участка во 2 поясе зоны санитарной охраны водозаборов указано то, что эти данные содержатся в государственном кадастре недвижимости на основании сведений, предоставленных из Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> РБ, утвержденных решением Совета городского округа <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Истец считает данное решение незаконным, в своем отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № Администрация города указывает на то, что земельный участок расположен во 2 поясе зоны санитарной охраны водозаборов, что не является идентичным понятию «во 2 поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения», содержащемся в федеральном законодательстве. В государственный кадастр недвижимости информация о расположении указанного земельного участка во 2 поясе зоны санитарной охраны водозаборов внесена на основании нормативного акта местного уровня - Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, что не соответствует требованиям федерального законодательства, так как не соответствует полномочиям, предоставленным органам местного самоуправления. Указание в отказе Администрации на то, что имеется проект «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы», разработанный институтом «Коммунводканал» в 1994 г. и утвержденный Распоряжением Кабинета Министров РБ № от ДД.ММ.ГГГГ г., не доказывает расположение земельного участка с кадастровым номером № в границах 2 пояса санитарной охраны водозаборов в связи с отсутствием такой ссылки в государственном кадастре. Не соответствует действительности и ссылка Администрации города в своем отказе на то, что данный проект положен в основу схемы границ зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-гигиеническим требованиям (зоны охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания (водозаборов)), утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа, так как такой схемы в качестве приложения к данным Правилам не имеется, в связи с чем истец просит признать незаконным отказ Администрации ГО г. Уфа, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ г., в предоставлении Велиеву А.С. земельного участка в собственность, обязать ответчика направить в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда в адрес истца проект договора купли-продажи участка.
В судебном заседании представитель истца Муллагулова З.Г. по доверенности исковое заявление поддержала, просила удовлетворить, привела те же доводы, что и в иске.
Истец Велиев А.С. в суд не явился, извещен надлежаще, ответчик представитель администрации ГО г. Уфа не явился, извещен надлежаще, третьи лица Управление по земельным ресурсам и землеустройству Администрации ГО г. Уфа, МУП «Уфаводоканал» не явились, извещены надлежаще, уважительных причин неявки в суд не представлено, об отложении дела не просили.
Учитывая мнение представителя истца, на основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив ее доводы и доводы иска, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Часть 1 ст. 36 ЗК РФ предусматривает исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено, что истцу Велиеву А.С. в соответствии с договором № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок в <адрес>, <адрес> <адрес> аренду в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9). В соответствии с кадастровым паспортом испрашиваемого участка от ДД.ММ.ГГГГ № участок с кадастровым номером № в <адрес>, <адрес>, <адрес> относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства индивидуального жилого дома (л.д. 10).
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Велиев А.С. является собственником жилого дома в <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д. 11).
Ответом на обращение Управления по земельным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ № № Велиеву А.С. сообщено, что в предоставление земельного участка в собственность в <адрес>, <адрес> не представляется возможным, в связи с тем, что земельный участок находится во 2 поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфа, земельный относится к категории земель, ограниченных в обороте (л.д. 12-13).
В соответствии с ответом на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ № Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа земельный участок с кадастровым номером № в <адрес> находится во 2 поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфа, на основании п/п 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок относится к категории земель, ограниченных в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Границы зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборов) определены проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 г. по заказу МУП «Уфаводоканал». Проект утвержден Распоряжением Кабинета Министров РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Параметры зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы учтены в проекте водоохранных зон г.Уфа, разработанном институтом Нефтехимпереработки РБ. Проект водоохранных зон рек и водоемов на территории г. Уфы утвержден постановлением главы Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ Данные указанного проекта положены в основу схемы границ зон с особыми условиями использования территорий по санитарно- гигиеническим требованиям (зоны охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания (водозаборов)), утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий с указанием ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон. Информация о зонах с особыми условиями использования территорий внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах землепользования и застройки ГО <адрес> РБ», с учетом вышеуказанного Распоряжения Кабинета Министров РБ (л.д. 30-31)
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого дома в <адрес>, <адрес>, <адрес> является Велиев А.С. (л.д. 33).
Из ответа на судебный запрос МУП Уфаводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок расположен во 2 поясе санитарной зоны охраны источников водоснабжения г. Уфа (л.д. 34).
Согласно ст.ст. 2.2,9.1 Федерального Закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается. Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень земельных участков ограниченных в обороте содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ данный перечень дополнен пп. 14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.
В соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
В силу ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В Постановлении Десятого АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А41-21326/10 указано, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. В отсутствие такого документа отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, занимающего земельный участок, иными сведениями.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости.
На основании распоряжения Кабинета Министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены зоны санитарной охраны водозаборов <адрес>, имеется рабочий проект «Об установлении зоны санитарной охраны водозаборов <адрес>», которым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> утверждена зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения <адрес> в границах, установленных проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения <адрес>». Границы зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> до настоящего времени изменены не были и что само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, как они определены в настоящее время СанПиН 2.1.4.1110-02, не означает отсутствия ограничений на оборот земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Помимо этого в соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель (владелец) здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Учитывая изложенное, на основании приведенных норм закона, материалов дела, обоснованных и состоятельных доводов ответчика и третьих лиц Управление по земельным ресурсам и землеустройству Администрации ГО г. Уфа, МУП «Уфаводоканал», содержащихся в ответах на заявления Велиева А.С., в связи с тем, что земельный участок ограничен в обороте (расположен во 2 поясе санитарной охраны водозабора г. Уфа), суд считает, что основания для предоставления участка в собственность Велиеву А.С. (бесплатно или за плату) отсутствуют, а договор аренды, на основании которого истец законно владеет и пользуется земельным участком, каким-либо образом его права и законные интересы не нарушает.
При таком положении суд в удовлетворении иска Велиева А.С. к Администрации ГО <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании направить в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка в <адрес>, кадастровый номер <адрес> отказывает.
Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Велиева А.С к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании направить в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного в <адрес>, кадастровый номер №, отказать.
Данное решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Верховный Суд РБ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
В окончательной форме решение принимается в течение пяти дней.
Председательствующий судья И.И. Фаршатова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ