Гражданское дело №2-873/2019
Решение
Именем Российской Федерации
29 июля 2019 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Лабузовой Е.В.,
при секретаре Донских М.М.,
с участием истца Ленкова Ю.А.,
представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России – Горюновой Е.К., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ленков Ю.А. к ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России об оспаривании решения МСЭ об установлении 2 группы инвалидности по общему заболеванию,
установил:
Ленков Ю.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что в марте 1986 года о работал в «Оренбургской экспедиции специального строительства» «Оренбургбургаз» <адрес>, треста «Оренбурггазпром» помощником бурильщика и с ним на производстве произошел несчастный случай, а именно он получил удар от ключа (УМК) при подъеме буровых труб и его откинуло на буровые трубы и он упал на отмостку металлического пола буровой установки, он получил черепно-мозговую травму. Акт о несчастном случае на производстве не составлялся с ним, врача не было, транспорта на буровой тоже не было. Он лежал в вагончике, из носа постоянно текла кровь и он не мог разговаривать. В 1987 году его стали тревожить головные боли он обратился в больницу. В феврале 1955 года впервые развился приступ общих судорог с потерей сознания, прикусом языка. В апреле 1995 года приступ повторился, он находился на стационарном лечении и был выписан с диагнозом церебральный арахноидит. Симптоматическая эпилепсия. В 1995 году ему была установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию сроком на 1 год с правом переосвидетельствования. В 2000 году ему была установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. С данным решением ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России Бюро №9 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» он не согласен, считает его незаконным и несправедливым по следующим основаниям: по психическому заболеванию, развившемуся после травмы в 1986 году инвалидность ему установлена, но он с этим не согласен. Ему установлена инвалидность по общему заболеванию. А последствия травмы в виде ЧМТ не были приняты во внимание. Он неоднократно писал заявления с просьбой провести ему внеочередное переосвидетельствование на предмет группы инвалидности по последствиям несчастного случая на производстве, произошедшего в марте 1986 года, в виде сотрясения головного мозга, последствий ЧМТ. Но специалисты МСЭ не берут во внимание ни его пояснения, но документы, которые подтверждают несчастный случай на производстве.
Просит суд признать незаконным решение от 12.09.2018 года, выданное ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России Бюро №9 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» в части установления ему 2 группы инвалидности по общему заболеванию; обязать Бюро №9 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» установить ему 1 группу инвалидности по причине, произошедшей травмы на производстве; признать заболевание ЧМТ следствием несчастного случая на производстве, произошедшего в период работы в марте 1986 года.
В судебном заседании истец Ленков Ю.А., заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России – Горюнова Е.К., в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, пояснив, что истцом не представлены доказательства, что ЧМТ, полученная в 1985 году связана с производством, поддержала отзыв, представленный ранее.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 181), инвалидом может быть признано лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обособленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
Согласно пункта 4 статьи 1 ФЗ N 181 признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года №95 «О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ»
В соответствии с п.2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункты 5, 6 указанных Правил).
Из пояснения истца следует, что в марте 1986 года он работал в «Оренбургской экспедиции специального строительства» «Оренбургбургаз» <адрес>, треста «Оренбурггазпром» помощником бурильщика и с ним на производстве произошел несчастный случай, он получил черепно-мозговую травму. Акт о несчастном случае на производстве не составлялся с ним, врача не было.
Освидетельствование Ленкова Ю.А. 12.09.2018 года было проведено в бюро №9 филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» на основании поденного истцом заявления, с приложением направления на медико-социальную экспертизу медицинской организации, в котором содержались сведения о состоянии здоровья истца, цель направления на МСЭ – установление инвалидности. В соответствии с п.19 Правил признания инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством РФ.
По результатам освидетельствования у истца на основе комплексной оценки состояния организма, анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально – трудовых и психологических данных с использованием классификации и критериев, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития РФ выявлены выраженные нарушения психических функций организма (70%), которые приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности – способности к самообслуживанию, общению, ориентации, обучению, контролю за своим поведением и трудовой деятельности второй степени, требуют принятия мер социальной защиты и дают основания для признания истца инвалидом второй группы.
С решением от 12.09.2018 года, выданным бюро №9 филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» по установлению 2 группы инвалидности по общему заболеванию Ленков Ю.А. не согласился, так как утверждает, что ему необходимо установить 1 группу инвалидности по причине, произошедшей травмы на производстве.
С целью проверки доводов истца, судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ФГУ ГБ МСЭ Республики Башкортостан.
Данная экспертиза от 22.03.2019 года подтвердила выводы бюро №9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области», а именно по состоянию на 12.09.2018 года у Ленкова Ю.А. имелись ограничения основных категорий жизнедеятельности: способности к контролю за своим поведением 2 степени, способности к трудовой деятельности 2 степени; по состоянию на 12.09.2018 года имелись основания для признания Ленкова Ю.А. инвалидом второй группы.
Освидетельствование Ленкова Ю.А. проведено в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, нарушений требований нормативно-правовых актов при проведении освидетельствования не допущено, в акте освидетельствования приведены подробные данные об обследовании, специалистами изучены представленные истцом медицинские документы.
Поэтому решение от 12.09.2018 года, выданное бюро №9 филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» по установлению Ленкову Ю.А. 2 группы инвалидности по общему заболеванию не может быть признано не законным.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства дела, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований и возражений и представить суду доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
В соответствии с п.6 Разъяснений от 15.04.2003 года №1 «Об определении Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 года №17 причина инвалидности с формулировкой «трудовое увечье» определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве. Указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
В Соответствии с п.20 вышеуказанных Разъяснений причина инвалидности изменятся со дня предоставления в ФГУ МСЭ документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболевании, приведших к инвалидности.
Доводы истца, о том, что заболевание черепно-мозговой травмы является следствием несчастного случая на производстве, произошедшего в период его работы в марте 1986 года не нашла своего подтверждения в суде.
В материалах дела также имеется решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15.07.2010 года, вступившее в законную силу, об отказе в удовлетворении требований Ленкову Ю.А. к ООО «Газпром бурение» о признании черепно-мозговой травмы, полученной 21.03.1985 года, связанной с производством.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца, поскольку решение по вопросу установления истцу группы инвалидности принято уполномоченным органом в установленном порядке на основании непосредственного осмотра истца и исследования представленных медицинских документов с учетом комплексной оценки состояния организма относительно установленных нормативными актами критериев оценки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░