Решение по делу № 2а-540/2020 от 30.12.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2020 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-540/2020 по административному исковому заявлению Центрального банка РФ в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления ЦБ РФ к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА», Ворсину Ю.А. , Ворсиной Л.Н. . , Захарову С.А., Злыгостевой Г.А. , Куклину И.А., Мельникову В.В., Мягкову О.В. , Филиппову О.Ю. , Цибулькасу В.С. , Чебунину В.П. , Черкашину Г.Н. , Шелковникову В.С., Шелковниковой Е.В. , Широколобову А.В. о принятии решения о ликвидации юридического лица, обязании произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией в установленный срок, о возложении обязанности на учредителей КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» по осуществлению ликвидации юридического лица,

установил:

Центральный банк РФ в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления ЦБ РФ обратился в суд с административным иском к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА», Ворсину Ю.А. , Ворсиной Л.Н. . , Захарову С.А., Злыгостевой Г.А. , Куклину И.А., Мельникову В.В., Мягкову О.В. , Филиппову О.Ю. , Цибулькасу В.С. , Чебунину В.П., Черкашину Г.Н. , Шелковникову В.С., Шелковникову С.И. , Шелковниковой Е.В. , Широколобову А.В. о принятии решения о ликвидации юридического лица, обязании произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией в установленный срок, о возложении обязанности на учредителей КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» по осуществлению ликвидации юридического лица.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Кредитный потребительский кооператив граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» (далее – КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА») зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (ОГРН ИНН ) и в настоящее время является действующим юридическим лицом.

Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru).

Банком России, при осуществлении функций по контролю и надзору за кредитными потребительскими кооперативами, проведен мониторинг официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (далее - СРО) в сети Интернет на предмет вступления КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы. В результате мониторинга установлено, что членство КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» в саморегулируемой организации прекращено по причине исключения Кооператива из саморегулируемой организации сфере финансового рынка Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «СОДЕЙСТВИЕ» статуса с ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» обязан вступить в другую СРО не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведения контрольного мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети Интернет Банком России установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, входящих в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Данный факт подтверждается Актом о невступлении Кредитного потребительского кооператива «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» от ДД.ММ.ГГГГ. Единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru).

Кроме того, Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации установлены факты неисполнения Кооперативом обязанности по предоставлению скорректированных Отчетов о деятельности кредитного потребительского кооператива за девять месяцев 2018 года, предусмотренной Указанием Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива», что является нарушением требований, установленных пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона «О кредитной кооперации». Данный факт подтверждается Актом о неисполнении Кредитным потребительским кооперативом граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 35 Закона «О кредитной кооперации» до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов (пайщиков). Однако, Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации установлены факты по данным отчета по форме 042820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие 2019 года установлено следующее: нетто-портфель выданных займов составляет 25 255 тыс. рублей, портфель привлеченных денежных средств - 37 396 тыс. рублей, количество пайщиков - 74 физических лица, за полугодие 2019 года Кооперативом привлечено денежных средств на сумму 900 тыс. рублей, предоставлено займов на 40 477 тыс. рублей.

Таким образом, нарушение КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» требований, установленных статьями 5, 35 Закона «О кредитной кооперации», в совокупности с установленным законом, запретом по осуществлению операций по предоставлению новых займов, привлечению новых пайщиков и денежных средств от пайщиков, способствует возникновению рисков потери Кооперативом финансовой устойчивости, приводящей к нарушению прав и законных интересов граждан.

Ввиду того, что с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к обществу погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц действующим законодательством РФ предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия, в том числе, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

На основании изложенного, просит принять решение о ликвидации КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА», зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (ОГРН ИНН ) за нарушение требований Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»; обязать КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок; возложить на учредителей КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА», указанных в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему делу в части требований к Шелковникову С.И. прекращено в связи с его смертью.

В судебном заседании представитель административного истца Центральный банк РФ в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления ЦБ РФ Штеренберг И.Г. требования поддержала.

Административный ответчик Цибульскас В.С. в судебном заседании требования признал, просил ликвидировать кооператив.

Административные ответчики КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА», Ворсин Ю.А., Ворсина Л.Н., Захаров С.А., Злыгостева Г.А., Куклин И.А., Мельников В.В., Мягков О.В., Филиппов О.Ю., Чебунин В.П., Черкашин Г.Н., Шелковников В.С., Шелковникова Е.В., Широколобов А.В., заинтересованное лицо МИФНС России № 17 по г. Иркутску в судебном заседании отсутствуют, административные ответчики не получили судебную корреспонденцию по обстоятельствам, зависящим от них.

Заинтересованное лицо МИФНС России № 17 по г. Иркутску ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» ходатайствовал об отложении разбирательства по делу в связи с направлением запроса в СРО, а также ходатайствовал об исключении из административных ответчиков Ворсина Ю.А., Ворсину Л.Н., Захарова С.А., Злыгостеву Г.А., Куклина И.А., Мельникова В.В., Мягкова О.В., Филиппова О.Ю., Цибульскаса В.С., Чебунина В.П., Черкашина Г.Н., Шелковникова В.С., Шелковникову Е.В., Широколобова А.В.

Протокольным определением в ходатайстве КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» о направлении запроса и отложении судебного разбирательства отказано.

При решении вопроса о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, суд учитывает следующее.

В силу ст.ст. 96, 98 КАС РФ, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

Судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.

В силу ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (пункт 1 статьи 20 ГК РФ), сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

При указанных выше обстоятельствах и требований названных правовых норм, местом жительства административных ответчиков в период рассмотрения дела судом являлись адреса места жительства, указанные в учредительных документах юридического лица, которые административные ответчики при создании юридического лица самостоятельно предоставляли в регистрирующий орган, куда и были направлены судебные извещения.

В соответствии со ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом суд, осуществляя руководство процессом, должен сохранять независимость, объективность и беспристрастность.

Согласно ч.ч. 6,7,8 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, самостоятельно используют принадлежащие им процессуальные права и обязанности, и должны использовать их добросовестно.

В п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, а в силу п. 68 данного Постановления, статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед законом и судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

В данной связи, поскольку имеющийся в материалах дела адреса административных ответчиков являются единственными известными суду, суд полагает, что судом предприняты все необходимые меры для извещения ответчиков о времени и месте рассмотрения дела. Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии возможности получить судебные извещения, административными ответчиками не представлено.

Пунктом 3 ст. 10 ГК РФ закрепляется презумпция добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков, уведомленных о времени и месте судебного заседания по последнему известному месту жительства, в силу ст. ст. 96, 98, 101, 102 КАС РФ, с учетом положений пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, пунктов 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», заинтересованного лица МИФНС России № 17 по г. Иркутску, ходатайствующего о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В силу п. 3 ст. 50 и п. 1 ст. 123.2 ГК РФ, потребительский кооператив является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К некредитным организациям в силу указанной статьи относятся, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон о кредитной кооперации) также установлено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

В соответствии с Приложением 2 к распоряжению Банка России от 05.06.2014 № Р-462 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России» Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области (ГУ Банка России по Новосибирской области), в состав которого входит Отделение по Иркутской области, осуществляет деятельность по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации кредитными потребительскими кооперативами, находящимися на территории Иркутской области. Указанное Распоряжение находится в общем доступе в справочных правовых системах, опубликовано в издании Вестник Банка России от 20.06.2014 №58.

В силу ч. 4 ст. 35 ФЗ от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим ФЗ, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае нарушения ч. 3 ст. 35 Закона.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных Законом.

В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 названного Закона, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области зарегистрирован Кредитный потребительский кооператив граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» (основной государственный регистрационный ).

Согласно ч. 1 ст. 35 ФЗ от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Следовательно, обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию распространяется на все кредитные кооперативы, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие деятельность по организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков), кроме кредитных кооперативов второго уровня. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

В соответствии с информационным сообщением Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2011 «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию» кредитные кооперативы, нарушающие требования ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящий момент - по требованию Банка России).

Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru).

Банком России, при осуществлении функций по контролю и надзору за кредитными потребительскими кооперативами, проведен мониторинг официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (далее - СРО) в сети Интернет на предмет вступления КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы. В результате мониторинга установлено, что членство КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» в саморегулируемой организации прекращено по причине исключения Кооператива из саморегулируемой организации сфере финансового рынка Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «СОДЕЙСТВИЕ» статуса с ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» обязан вступить в другую СРО не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведения контрольного мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети Интернет Банком России установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, входящих в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Данный факт подтверждается Актом о невступлении Кредитного потребительского кооператива «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» от ДД.ММ.ГГГГ № ВН- Единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru).

Кроме того, Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации установлены факты неисполнения Кооперативом обязанности по предоставлению скорректированных Отчетов о деятельности кредитного потребительского кооператива за девять месяцев 2018 года, предусмотренной Указанием Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива», что является нарушением требований, установленных пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона «О кредитной кооперации». Данный факт подтверждается Актом о неисполнении Кредитным потребительским кооперативом граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 35 Закона «О кредитной кооперации» до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов (пайщиков). Однако, Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации установлены факты по данным отчета по форме 042820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие 2019 года установлено следующее: нетто-портфель выданных займов составляет 25 255 тыс. рублей, портфель привлеченных денежных средств - 37 396 тыс. рублей, количество пайщиков - 74 физических лица, за полугодие 2019 года Кооперативом привлечено денежных средств на сумму 900 тыс. рублей, предоставлено займов на 40 477 тыс. рублей.

Таким образом, нарушение КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» требований, установленных статьями 5, 35 Закона «О кредитной кооперации», в совокупности с установленным законом, запретом по осуществлению операций по предоставлению новых займов, привлечению новых пайщиков и денежных средств от пайщиков, способствует возникновению рисков потери Кооперативом финансовой устойчивости, приводящей к нарушению прав и законных интересов граждан.

Таким образом, КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Следовательно, деятельность КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации.

Каких-либо документов, подтверждающих выполнение требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» в части вступления в саморегулируемую организацию, кооперативом представлено не было.

Учитывая установленные судом первой инстанции обстоятельства, а также то, что по настоящее время КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» не разрешил вопрос о членстве в саморегулируемой организации, исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» о преждевременности заявленных требований по причине того, что КПКГ принимает меры по вступлению в СРО не состоятельны, поскольку кооператив обязан был вступить в другую СРО не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и на момент подачи административного иска и на момент рассмотрения настоящих требований таких сведений не имеется.

Кроме того, административным истцом суду представлены сведения, что КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» на день рассмотрения дела всеми СРО, входящих в Единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка для кредитных кооперативов отказано.

В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях, допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

С учетом приведенных норм права, а также указанных обстоятельств, принимая во внимание длительный период неисполнения ответчиком обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию, суд приходит к выводу о наличии грубых нарушений закона со стороны КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА».

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия, в том числе, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

В соответствии с ч. 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Обязанность по ликвидации подлежит возложению на всех известных учредителей.

Ходатайство КПКГ об исключении учредителей кооператива из числа административных соответчиков, в связи с их выходом из членства кооператива, суд полагает не основанном на законе, поскольку процессуальная норма, предусматривающая возможность исключения лиц из числа административных соответчиков в Кодексе административного судопроизводства РФ отсутствует, в связи с чем, данное ходатайство не подлежит удовлетворению.

При этом суд расценивает данное ходатайство как возражения на административный иск и полагает данные доводы не состоятельными, поскольку понятие пайщик кооператива и учредитель юридического лица, разные по своей правовой природе понятия, учредители кооператива на стадии создания юридического лица, не могут являться пайщиками кооператива, так как кооператив на этот момент еще не создан и только после прохождения всех регистрационных процедур он становится созданным и действующим.

В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (статья 4 Федерального закона № 129-ФЗ).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении КПКГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, административные ответчики указаны в качестве учредителей кооператива, какие-либо изменения в ЕГРЮЛ в данной части отсутствуют.

При этом закон возлагает обязанность по ликвидации кооператива именно на учредителей, а не на пайщиков и не связывает такую обязанность с членством в кооперативе.

В силу части 1 ст. 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом, в случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим кодексом, они назначаются судом, суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности.

Согласно ч. 5 ст. 10 «О кредитной кооперации» после принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда - в срок, установленный судом.

С учетом того, что юридическое лицо действующее, суд полагает срок указанный административным истцом для производства учредителями КПКГ «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» необходимых действий, направленных на ликвидацию юридического лица разумным.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Центрального банка РФ в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления ЦБ РФ удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА», расположенный по адресу: <адрес>, оф. 2, ОГРН , ИНН

Обязать Кредитный потребительский кооператив граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» (ОГРН ИНН учредителей Кредитного потребительского кооператива граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА»: Ворсина Ю.А. , Ворсину Л.Н. . , Захарова С.А., Злыгостеву Г.А. , Куклина И.А., Мельникова В.В., Мягкова О.В. , Филиппова О.Ю. , Цибулькаса В.С. , Чебунина В.П., Черкашина Г.Н. , Шелковникова В.С., Шелковникову Е.В. , Широколобова А.В. произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива граждан «ИРКУТСКАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 25.02.2020г. Н.Н. Исакова

30.12.2019Регистрация административного искового заявления
30.12.2019Передача материалов судье
10.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее