Решение по делу № 33-3013/2024 от 12.08.2024

Судья Свинкина М.Л. № 33-3013/2024

10RS0008-01-2024-000536-79

2-439/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2024 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Никитиной А.В.,

судей Курчавовой Н.Л., Маловой Н.Б.,

при секретаре Полат И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 11 июня 2024 года по иску Богдановой С. А. к государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Республики Карелия «Медвежьегорский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Курчавовой Н.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Богданова С.А. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Республики Карелия «Медвежьегорский психоневрологический интернат» (далее - ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ») по тем основаниям, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности (...). В соответствии с Положением об оплате труда работников учреждения заработная плата включает в себя должностной оклад, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера. Истец полагает, что причитающаяся ей заработная плата начисляется работодателем неверно, поскольку доплата за работу с вредными условиями труда включается в состав минимального размера оплаты труда, что приводит к уменьшению доплаты до МРОТ, кроме того, выплаты за вредные условия труда производится исходя из должностного оклада, размер которого по сравнению с МРОТ незначителен. Указывает, что доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, представляющие собой выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не должны включаться в состав МРОТ, который гарантирован каждому работнику, отработавшему норму рабочего времени в нормальных условиях. Выплаты за вредные условия труда надлежит исчислять исходя из МРОТ, поскольку исчисление их от оклада не компенсирует влияние неблагоприятных производственных факторов на здоровье, увеличивает заработную плату лишь формально, не обеспечивает повышенную оплату работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. По изложенным в иске основаниям, истец просила суд взыскать с ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» в свою пользу невыплаченную часть заработной платы в размере 9942 рублей за период с ХХ.ХХ.ХХ, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 2500 рублей и почтовые расходы в сумме 167 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ РК «Центр административного и бухгалтерского обеспечения при Министерстве социальной защиты Республики Карелия», Министерство социальной защиты Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, Управление труда и занятости Республики Карелия.

Решением суда иск удовлетворен частично.

С ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» в пользу Богдановой С.А. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 103,95 рублей, компенсация морального вреда в сумме 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 1263,13 рублей, почтовые расходы в сумме 67,70 рублей.

В остальной части иска суд отказал.

С ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» в доход бюджета муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» взыскана государственная пошлина в размере 100 рублей.

С постановленным по делу решением не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает, что ответчик в спорный период производил расчет оплаты времени, отработанного в условиях, отклоняющихся от нормальных, от оклада истца, который изначально не соответствует минимальному размеру вознаграждения работнику за труд в обычных условиях, чем ущемляет права истца на оплату его рабочего времени. Такая оплата времени должна производиться из расчета МРОТ. Размер выплаты за вредные условия труда составляет всего 277 рублей в месяц, то есть 1,7% от МРОТ, что никаким образом не компенсировало влияние вредных факторов на здоровье истца. Выплата за вредные условия труда является составной частью заработной платы и должна периодически индексироваться. Полагает, что размер оплаты компенсационных выплат должен производиться в повышенном размере от оплаты труда в нормальных условиях.

Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса, заблаговременно извещавшихся о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно части третьей ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Из положений ст.149 Трудового кодекса РФ следует, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Богданова С.А. на основании трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ принята на работу в ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» на должность (...) с ХХ.ХХ.ХХ, обязанности по данной должности истец также исполняет и по внутреннему совместительству.

Согласно п.16 трудового договора работнику устанавливается заработная плата в размере должностного оклада 3962 рублей и выплат компенсационного характера: доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 7% должностного оклада; оплата за сверхурочную работу – за первые 2 часа работы в полуторном размере, в последующие часы – в двойном размере; оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (в двойном размере: в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени; в размере двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работы производилась сверх месячной нормы рабочего времени); выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями - 30% фактического заработка; процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 50% фактического заработка; выплата за работу в ночное время - 30% должностного оклада. Также работнику производятся выплаты стимулирующего характера: премия по итогам работы за календарный год и стимулирующая выплата, направленная на повышение эффективности деятельности.

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочей недели – 36 часов (п.22); график работы – в соответствии с графиком сменности (п.23).

В соответствии с Положением об оплате труда ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ», утвержденным приказом и.о.директора учреждения ХХ.ХХ.ХХ , работникам учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера в том числе: выплаты за сложность и напряженность работы, за наличие почетных званий, за квалификационную категорию, премиальные выплаты по итогам работы, за выполнение особо важных и сложных задач, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (п.54), а также выплаты компенсационного характера, в том числе: выплаты за работу во вредных условиях, за работу в местности с особыми климатическими условиями, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных условий (совмещение профессий, сверхурочная работа, работа в ночное время, за работу с выходные и нерабочие праздничные дни), доплаты до минимального размера оплаты труда (п.37).

В соответствии с пп. 50, 51 Положения об оплате труда ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» в случае если начисленная месячная заработная плата работника учреждения ниже минимального размера оплаты труда, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени, и выполнены нормы труда, устанавливается доплата до минимального размера оплаты труда. При этом доплата к начисленной месячной заработной плате работника учреждения устанавливается без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, доплат за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема работы.

Обращаясь с иском в суд, истец указала на неверное исчисление работодателем заработной платы за период с ХХ.ХХ.ХХ, необоснованное включение в размер МРОТ доплаты за работу с вредными условиями труда.

Согласно расчету истца с ХХ.ХХ.ХХ Богдановой С.А. не выплачена заработная плата в сумме 9942 рублей, с учетом перерасчета работодателя в размере 3266,28 рублей (в ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 23896,04 рублей, фактически начислено 22332,76 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 16449,09 рублей, фактически начислено 15511,12 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 34619,50 рублей, фактически начислено 32434,20 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 38646,29 рублей, фактически начислено 36157,80 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 76140,49 рублей, фактически начислено 74094 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 25888,29 рублей, фактически начислено 24706,34 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 50519,24 рублей, фактически начислено 48718,18 рублей).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст.ст.21, 22, 57, 129, 133 Трудового кодекса РФ, позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 3011-О, суд первой инстанции, пришел к выводу, что доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, представляющие собой выплаты за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не должны включаться в состав минимального размера оплаты труда, который гарантирован каждому работнику, отработавшему норму рабочего времени в нормальных условиях.

Разрешая требования о взыскании недоначисленной заработной платы, суд первой инстанции, руководствуясь альтернативным расчетом ГКУ РК «Центр административного и бухгалтерского обеспечения при Министерстве социальной защиты Республики Карелия», согласно которому доплата до МРОТ не включает доплату за работу с вредными условиями труда, взыскал с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату до МРОТ за период с ХХ.ХХ.ХХ по основному месту работы – 77,78 рублей, по внутреннему совместительству – 26,17 рублей.

При этом, руководствуясь ст. 147 Трудового кодекса РФ, Положениями об оплате труда ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ», согласно которым повышение оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по должности истца составляет 7% от тарифной ставки (оклада), суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения исковых требований Богдановой С.А. об исчислении надбавки за вредность от МРОТ, а не от должностного оклада.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд первой инстанции в соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ, разъяснениями п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание обстоятельства допущенного нарушения и его причины, продолжительность нарушения ответчиком трудовых прав истца, исходя фактических обстоятельств данного дела, отсутствия со стороны истца доказательств тому, что допущенное нарушение являлось для него существенным, негативным образом отразилось на нем, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, определил к взысканию с ответчика в пользу истца в возмещение морального вреда денежную компенсацию в сумме 300 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, исследованным судом доказательствам, оценка которым дана по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Частью первой ст. 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно п.1 ч.1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 144 Трудового кодекса РФ).

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам (часть первая ст. 144 Трудового кодекса РФ).

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп (часть третья ст. 144 Трудового кодекса РФ).

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья ст.135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Из указанного правового регулирования следует, что вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета Республики Карелия, учредителем является Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Вопрос оплаты труда работников организации ответчика регулируется Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», постановлением Правительства Республики Карелия от 30.09.2008 № 203-П «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Карелия и органов государственной власти Республики Карелия, оплата труда которых осуществляется на основе тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений» (п. 2.1, п.11), приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 30.09.2019 №642 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений социального обслуживания».

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья ст.133 Трудового кодекса РФ), который в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2022 № 522-ФЗ «О внесении изменения в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» установлен с ХХ.ХХ.ХХ в сумме 16 242 рублей в месяц.

Иной размер минимальной заработной платы в Республике Карелия с учетом положений ст. 133.1 Трудового кодекса РФ не установлен.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере (ст. 146 Трудового кодекса РФ). Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147 Трудового кодекса РФ).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть пятая ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Из положений ст.ст. 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ в системной связи со ст.ст. 149, 152 - 154 Трудового кодекса РФ следует, что институт минимального размера оплаты труда по своей правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Установленный законом размер МРОТ не затрагивает размера заработной платы, который повышается при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Работодатель должен гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев и учитывать, что выплаты компенсационного характера призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов, это означает, что оплата труда, осуществляемого в таких условиях, должна быть повышенной.

Соответствующие правовые позиции выражены в постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 №17-П, определениях Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 №3011-О, от 01.10.2009 №1160-О- О, от 17.12.2009 №1557-О-О, из которых следует, что ТрудовойкодексРоссийской Федерации признает величину минимального размера оплаты труда одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников и предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 130;части первая и втораяст. 133).

Соответственно, основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на предусмотренном законом уровне.

Таким образом, установление МРОТ является государственной гарантией по своей природе и не связано напрямую с установленной работодателем системой оплаты труда.

В соответствии с частью четвертой ст. 8 Трудового кодекса РФ правила внутренних локальных актов не должны ущемлять права работников по сравнению с положениями трудового законодательства.

Из материалов дела следует, что должностной оклад Богдановой С.А. является лишь составной частью ее заработной платы. При этом заработная плата истицы в составе МРОТ включает должностной оклад, выплаты за непрерывный стаж работы, за сложность и напряженность рабочего процесса, иные стимулирующие выплаты ((...)

Часть вторая ст. 147 Трудового кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №554, пп. 45, 51 Положений об оплате труда ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» предусматривают, что компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда рассчитываются в процентах от тарифной ставки (оклада) работника, а не от размера МРОТ.

Проанализировав указанные нормы права, учитывая позиции Конституционного Суда РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы о расчете указанных выплат от размера МРОТ, несостоятельны.

Не соглашается судебная коллегия и с доводами апелляционной жалобы истца о том, что на протяжении многих лет не индексируются и остаются неизменными рассчитанные от оклада выплаты за работу во вредных условиях и за работу в ночное время.

Статьей 134 Трудового кодекса РФ предусмотрена индексация заработной платы в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Между тем, истцом не заявлялись и судом не разрешались исковые требования об индексации заработной платы. Также следует учитывать, что индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности повышением размеров отдельных выплат, премий и т.п. (п.10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).

Судебная коллегия также отмечает, что в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.12.2012 №814р-П «О мерах по увеличению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы» распоряжениями Правительства Республики Карелия утвержденыцелевые значения средней заработной платы для младшего и среднего медицинского персонала (распоряжение Правительства Республики Карелия от 24.01.2023 №37р-П на 2023 год), которая в 2023 году для младшего медицинского персонала составляет 38749 рублей, в 2022 году этот показатель составлял 38 223,50 рублей (распоряжение Правительства Республики Карелия от 16.12.2022 № 1253р-П).

Также во исполнение названного Указа Президента РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы в приложении № 5 которой предусмотрена Методика расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, в которой указано, что показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Таким образом, законодательно установлен специальный порядок повышения заработной платы работникам организации ответчика в соответствии сУказом Президента РФ от 07.05.2012 № 597, на что также обращено внимание в Распоряжении Главы Республики Карелия от 29.09.2020 №591-р «Об увеличении оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Республики Карелия», Распоряжении Главы Республики Карелия от 30.09.2022 №579-р «Об увеличении оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Республики Карелия».

С учетом изложенного, вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе о повышении заработной платы, о порядке установления размеров оклада, о порядке установления выплат компенсационного и стимулирующего характера относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 11 июня 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 01 октября 2024 года

Судья Свинкина М.Л. № 33-3013/2024

10RS0008-01-2024-000536-79

2-439/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2024 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Никитиной А.В.,

судей Курчавовой Н.Л., Маловой Н.Б.,

при секретаре Полат И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 11 июня 2024 года по иску Богдановой С. А. к государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Республики Карелия «Медвежьегорский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Курчавовой Н.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Богданова С.А. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Республики Карелия «Медвежьегорский психоневрологический интернат» (далее - ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ») по тем основаниям, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности (...). В соответствии с Положением об оплате труда работников учреждения заработная плата включает в себя должностной оклад, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера. Истец полагает, что причитающаяся ей заработная плата начисляется работодателем неверно, поскольку доплата за работу с вредными условиями труда включается в состав минимального размера оплаты труда, что приводит к уменьшению доплаты до МРОТ, кроме того, выплаты за вредные условия труда производится исходя из должностного оклада, размер которого по сравнению с МРОТ незначителен. Указывает, что доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, представляющие собой выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не должны включаться в состав МРОТ, который гарантирован каждому работнику, отработавшему норму рабочего времени в нормальных условиях. Выплаты за вредные условия труда надлежит исчислять исходя из МРОТ, поскольку исчисление их от оклада не компенсирует влияние неблагоприятных производственных факторов на здоровье, увеличивает заработную плату лишь формально, не обеспечивает повышенную оплату работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. По изложенным в иске основаниям, истец просила суд взыскать с ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» в свою пользу невыплаченную часть заработной платы в размере 9942 рублей за период с ХХ.ХХ.ХХ, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 2500 рублей и почтовые расходы в сумме 167 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ РК «Центр административного и бухгалтерского обеспечения при Министерстве социальной защиты Республики Карелия», Министерство социальной защиты Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, Управление труда и занятости Республики Карелия.

Решением суда иск удовлетворен частично.

С ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» в пользу Богдановой С.А. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 103,95 рублей, компенсация морального вреда в сумме 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 1263,13 рублей, почтовые расходы в сумме 67,70 рублей.

В остальной части иска суд отказал.

С ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» в доход бюджета муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» взыскана государственная пошлина в размере 100 рублей.

С постановленным по делу решением не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает, что ответчик в спорный период производил расчет оплаты времени, отработанного в условиях, отклоняющихся от нормальных, от оклада истца, который изначально не соответствует минимальному размеру вознаграждения работнику за труд в обычных условиях, чем ущемляет права истца на оплату его рабочего времени. Такая оплата времени должна производиться из расчета МРОТ. Размер выплаты за вредные условия труда составляет всего 277 рублей в месяц, то есть 1,7% от МРОТ, что никаким образом не компенсировало влияние вредных факторов на здоровье истца. Выплата за вредные условия труда является составной частью заработной платы и должна периодически индексироваться. Полагает, что размер оплаты компенсационных выплат должен производиться в повышенном размере от оплаты труда в нормальных условиях.

Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса, заблаговременно извещавшихся о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно части третьей ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Из положений ст.149 Трудового кодекса РФ следует, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Богданова С.А. на основании трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ принята на работу в ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» на должность (...) с ХХ.ХХ.ХХ, обязанности по данной должности истец также исполняет и по внутреннему совместительству.

Согласно п.16 трудового договора работнику устанавливается заработная плата в размере должностного оклада 3962 рублей и выплат компенсационного характера: доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 7% должностного оклада; оплата за сверхурочную работу – за первые 2 часа работы в полуторном размере, в последующие часы – в двойном размере; оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (в двойном размере: в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени; в размере двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работы производилась сверх месячной нормы рабочего времени); выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями - 30% фактического заработка; процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 50% фактического заработка; выплата за работу в ночное время - 30% должностного оклада. Также работнику производятся выплаты стимулирующего характера: премия по итогам работы за календарный год и стимулирующая выплата, направленная на повышение эффективности деятельности.

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочей недели – 36 часов (п.22); график работы – в соответствии с графиком сменности (п.23).

В соответствии с Положением об оплате труда ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ», утвержденным приказом и.о.директора учреждения ХХ.ХХ.ХХ , работникам учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера в том числе: выплаты за сложность и напряженность работы, за наличие почетных званий, за квалификационную категорию, премиальные выплаты по итогам работы, за выполнение особо важных и сложных задач, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (п.54), а также выплаты компенсационного характера, в том числе: выплаты за работу во вредных условиях, за работу в местности с особыми климатическими условиями, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных условий (совмещение профессий, сверхурочная работа, работа в ночное время, за работу с выходные и нерабочие праздничные дни), доплаты до минимального размера оплаты труда (п.37).

В соответствии с пп. 50, 51 Положения об оплате труда ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» в случае если начисленная месячная заработная плата работника учреждения ниже минимального размера оплаты труда, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени, и выполнены нормы труда, устанавливается доплата до минимального размера оплаты труда. При этом доплата к начисленной месячной заработной плате работника учреждения устанавливается без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, доплат за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема работы.

Обращаясь с иском в суд, истец указала на неверное исчисление работодателем заработной платы за период с ХХ.ХХ.ХХ, необоснованное включение в размер МРОТ доплаты за работу с вредными условиями труда.

Согласно расчету истца с ХХ.ХХ.ХХ Богдановой С.А. не выплачена заработная плата в сумме 9942 рублей, с учетом перерасчета работодателя в размере 3266,28 рублей (в ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 23896,04 рублей, фактически начислено 22332,76 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 16449,09 рублей, фактически начислено 15511,12 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 34619,50 рублей, фактически начислено 32434,20 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 38646,29 рублей, фактически начислено 36157,80 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 76140,49 рублей, фактически начислено 74094 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 25888,29 рублей, фактически начислено 24706,34 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 50519,24 рублей, фактически начислено 48718,18 рублей).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст.ст.21, 22, 57, 129, 133 Трудового кодекса РФ, позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 3011-О, суд первой инстанции, пришел к выводу, что доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, представляющие собой выплаты за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не должны включаться в состав минимального размера оплаты труда, который гарантирован каждому работнику, отработавшему норму рабочего времени в нормальных условиях.

Разрешая требования о взыскании недоначисленной заработной платы, суд первой инстанции, руководствуясь альтернативным расчетом ГКУ РК «Центр административного и бухгалтерского обеспечения при Министерстве социальной защиты Республики Карелия», согласно которому доплата до МРОТ не включает доплату за работу с вредными условиями труда, взыскал с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату до МРОТ за период с ХХ.ХХ.ХХ по основному месту работы – 77,78 рублей, по внутреннему совместительству – 26,17 рублей.

При этом, руководствуясь ст. 147 Трудового кодекса РФ, Положениями об оплате труда ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ», согласно которым повышение оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по должности истца составляет 7% от тарифной ставки (оклада), суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения исковых требований Богдановой С.А. об исчислении надбавки за вредность от МРОТ, а не от должностного оклада.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд первой инстанции в соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ, разъяснениями п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание обстоятельства допущенного нарушения и его причины, продолжительность нарушения ответчиком трудовых прав истца, исходя фактических обстоятельств данного дела, отсутствия со стороны истца доказательств тому, что допущенное нарушение являлось для него существенным, негативным образом отразилось на нем, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, определил к взысканию с ответчика в пользу истца в возмещение морального вреда денежную компенсацию в сумме 300 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, исследованным судом доказательствам, оценка которым дана по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Частью первой ст. 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно п.1 ч.1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 144 Трудового кодекса РФ).

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам (часть первая ст. 144 Трудового кодекса РФ).

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп (часть третья ст. 144 Трудового кодекса РФ).

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья ст.135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Из указанного правового регулирования следует, что вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета Республики Карелия, учредителем является Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Вопрос оплаты труда работников организации ответчика регулируется Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», постановлением Правительства Республики Карелия от 30.09.2008 № 203-П «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Карелия и органов государственной власти Республики Карелия, оплата труда которых осуществляется на основе тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений» (п. 2.1, п.11), приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 30.09.2019 №642 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений социального обслуживания».

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья ст.133 Трудового кодекса РФ), который в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2022 № 522-ФЗ «О внесении изменения в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» установлен с ХХ.ХХ.ХХ в сумме 16 242 рублей в месяц.

Иной размер минимальной заработной платы в Республике Карелия с учетом положений ст. 133.1 Трудового кодекса РФ не установлен.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере (ст. 146 Трудового кодекса РФ). Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147 Трудового кодекса РФ).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть пятая ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Из положений ст.ст. 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ в системной связи со ст.ст. 149, 152 - 154 Трудового кодекса РФ следует, что институт минимального размера оплаты труда по своей правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Установленный законом размер МРОТ не затрагивает размера заработной платы, который повышается при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Работодатель должен гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев и учитывать, что выплаты компенсационного характера призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов, это означает, что оплата труда, осуществляемого в таких условиях, должна быть повышенной.

Соответствующие правовые позиции выражены в постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 №17-П, определениях Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 №3011-О, от 01.10.2009 №1160-О- О, от 17.12.2009 №1557-О-О, из которых следует, что ТрудовойкодексРоссийской Федерации признает величину минимального размера оплаты труда одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников и предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 130;части первая и втораяст. 133).

Соответственно, основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на предусмотренном законом уровне.

Таким образом, установление МРОТ является государственной гарантией по своей природе и не связано напрямую с установленной работодателем системой оплаты труда.

В соответствии с частью четвертой ст. 8 Трудового кодекса РФ правила внутренних локальных актов не должны ущемлять права работников по сравнению с положениями трудового законодательства.

Из материалов дела следует, что должностной оклад Богдановой С.А. является лишь составной частью ее заработной платы. При этом заработная плата истицы в составе МРОТ включает должностной оклад, выплаты за непрерывный стаж работы, за сложность и напряженность рабочего процесса, иные стимулирующие выплаты ((...)

Часть вторая ст. 147 Трудового кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №554, пп. 45, 51 Положений об оплате труда ГБСУ СО «Медвежьегорский ПНИ» предусматривают, что компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда рассчитываются в процентах от тарифной ставки (оклада) работника, а не от размера МРОТ.

Проанализировав указанные нормы права, учитывая позиции Конституционного Суда РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы о расчете указанных выплат от размера МРОТ, несостоятельны.

Не соглашается судебная коллегия и с доводами апелляционной жалобы истца о том, что на протяжении многих лет не индексируются и остаются неизменными рассчитанные от оклада выплаты за работу во вредных условиях и за работу в ночное время.

Статьей 134 Трудового кодекса РФ предусмотрена индексация заработной платы в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Между тем, истцом не заявлялись и судом не разрешались исковые требования об индексации заработной платы. Также следует учитывать, что индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности повышением размеров отдельных выплат, премий и т.п. (п.10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).

Судебная коллегия также отмечает, что в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.12.2012 №814р-П «О мерах по увеличению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы» распоряжениями Правительства Республики Карелия утвержденыцелевые значения средней заработной платы для младшего и среднего медицинского персонала (распоряжение Правительства Республики Карелия от 24.01.2023 №37р-П на 2023 год), которая в 2023 году для младшего медицинского персонала составляет 38749 рублей, в 2022 году этот показатель составлял 38 223,50 рублей (распоряжение Правительства Республики Карелия от 16.12.2022 № 1253р-П).

Также во исполнение названного Указа Президента РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы в приложении № 5 которой предусмотрена Методика расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, в которой указано, что показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Таким образом, законодательно установлен специальный порядок повышения заработной платы работникам организации ответчика в соответствии сУказом Президента РФ от 07.05.2012 № 597, на что также обращено внимание в Распоряжении Главы Республики Карелия от 29.09.2020 №591-р «Об увеличении оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Республики Карелия», Распоряжении Главы Республики Карелия от 30.09.2022 №579-р «Об увеличении оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Республики Карелия».

С учетом изложенного, вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе о повышении заработной платы, о порядке установления размеров оклада, о порядке установления выплат компенсационного и стимулирующего характера относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 11 июня 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 01 октября 2024 года

33-3013/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Богданова Светлана Александровна
Ответчики
ГБСУ СО РК "Медвежьегорский психоневрологический интернат"
Другие
Федоткова Анита Юрьевна
Министерство финансов Республики Карелия
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Управление труда и занятости Республики Карелия
ГКУ РК "Центр административного и бухгалтерского обеспечения при Министерстве социальной защиты Республики Карелия"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Курчавова Наталия Львовна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
12.08.2024Передача дела судье
16.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024Передано в экспедицию
16.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее