Мотивированное решение суда
составлено 19 января 2022 года
УИД 66RS0043-01-2021-002643-58
Дело № 2-73/2022
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
12 января 2022 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Медведевой О.В.,
при секретаре Проскурниной Е.Н.,
с участием помощника прокурора ЗАТО г.Новоуральск Абаштамова А.В.,
представителя ответчика Абалаковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Вовненко О.Н. о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г.Новоуральск, действуя в интересах неопределенного круга лиц на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском ИП Вовненко О.Н., просил возложить на ответчика обязанность провести специальную оценку условий труда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ИП Вовненко О.Н., осуществляющей обязанности работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. По результатам прокурорской проверки установлено, что ИП Вовненко О.Н. специальная оценка условий труда не проведена, лишь 21.10.2021 заключен договор о ее проведении, который до настоящего времени не исполнен.
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г.Новоуральск Абаштамов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы и основания, изложенные в исковом заявлении. Также пояснил, что до настоящего времени специальная оценка условий труда рабочих мест не проведена, отчет не составлен. Настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик ИП Вовненко О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, доверила ведение дела представителю.
Представитель ответчика ИП Вовненко О.В. – Абалакова И.В., действующая на основании доверенности ХХХ, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, подтвердив суду факты не проведения в установленный законом срок специальной оценки условий труда, заключение со специализированной организацией договора на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест и не составления отчетной документации на день рассмотрения дела.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Рассмотрев требования иска, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Часть 3 статьи37 КонституцииРоссийской Федерации гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье22Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством оспециальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В силу частей 1 и 2 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерациипредусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведениеспециальной оценки условий трудав соответствии с законодательством оспециальной оценке условий труда.
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзацы второй и тринадцатый части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральными законами от 28.12.2013 N 426-ФЗ "Оспециальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона" Оспециальной оценке условий труда", вступившими в законную силу 01.01.2014, установлены правовые и организационные основы и порядок проведенияспециальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участниковспециальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, перечень которых приведен в статье 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик ИП Вовненко О.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ХХХ, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестра индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года от ХХХ серии ХХХ.
Согласно представленному в материалах дела штатному расписанию ИП Вовненко О.В., утвержденному на период с 01.01.2021, в штате предусмотрено 14 рабочих мест по следующим должностям: водитель автобуса (ХХХ рабочих мест), автослесарь (ХХХ рабочее место), диспетчер (ХХХ рабочее место), механик (ХХХ рабочее место).
Из материалов дела следует, что прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск в рамках осуществления надзора за соблюдением требований трудового законодательства, прав и законных интересов работников автотранспортных предприятий, расположенных на территории Новоуральского городского округа, была проведена проверка исполнения ИП Вовненко О.В. требований законодательства в области охраны труда, в ходе которой установлено, что специальная оценка условий труда рабочих мест ИП Вовненко О.В. не проводилась.
Согласно договору оказания услуг № ХХХ от ХХХ, ИП Вовненко О.Н. заключен договор с ООО «ХХХ» на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда на рабочих местах.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, принимая во внимание, что в ходе судебного заседание достоверно установлено, что специальная оценка условий труда на рабочих местах ИП Вовненко О.В. в срок, установленный ч.4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", не проведена, отчет о проведении специальной оценки условий труда суду не представлен, чем нарушаются права и законные интересы работников, как состоящих в штате у данного индивидуального предпринимателя, так и вновь принимаемых на работу, учитывая признание иска ответчиком, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ИП Вовненко О.В. провести специальную оценку условий труда.
Суд также полагает, что заявленный прокурором срок для проведения специальной оценки условий труда – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является достаточным и реальным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░