ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2155/2024 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 8 апреля 2024г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Смолянской Н.А., действующей на основании доверенности в интересах Правительства Забайкальского края, на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 4 декабря 2023г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 5 февраля 2024г., вынесенные в отношении Правительства Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 4 днкабряя 2023г., оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 5 февраля 2024г., Правительство Забайкальского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ 500000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Правительства Забайкальского края настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Часть 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные, кроме прочего, с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Как следует из материалов дела, постановлением начальника МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 19 октября 2022г., вступившим в законную силу 4 мая 2023г., Правительство Забайкальского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 30000 рублей за неисполнение исполнительного документа, выданного 20 июля 2017г. Центральным районным судом г. Читы Забайкальского края на основании решения того же суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № № о возложении на Правительство Забайкальского края обязанности по приведение скотомогильников в сельских поселениях <адрес> Краснокаменского района Забайкальского края в соответствие с ветеринарно-санитарными и санитарно-эпидемиологическими правилами.
Постановлением от 30 июня 2023г. в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлен новый срок для исполнения указанного исполнительного документа до 1 сентября 2023г. (получено Правительством Забайкальского края 30 июня 2023г.).
В установленный судебным приставом-исполнителем срок требование неимущественного характера Правительством Забайкальского края не исполнено, что послужило основанием для привлечения последнего к административной ответственности, предусмотренной ч.2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, постановлением районного суда.
С выводами районного суда согласился краевой суд.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние Правительства Забайкальского края квалифицировано по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Доводы жалобы о неверной квалификации деяния Правительства Забайкальского края ввиду того, что обустройство скотомогильников не связано с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а ветеринарные меры, принимаемые согласно ветеринарным правилам по обустройству действующих скотомогильников, необоснованно отнесены судами к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, были предметом проверки судебных инстанций, отвергнуты обоснованно с приведением тому в судебных актах мотивов. С выводами судебных инстанций нет оснований не согласиться.
Как уже отмечалось, решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 31 мая 2017г. Правительство Забайкальского края обязано обустроить скотомогильники, расположенные вблизи населенных пунктов, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
К санитарно-противоэпидемическим (профилактические) мероприятиям ст. 1 указанного Федерального закона отнесены, наряду с прочими, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Из положений ч.1 ст. 2.1 Закона РФ от 14 мая 1993г. N 4979-1 "О ветеринарии" следует, что ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, утилизации биологических отходов, в том числе трупов животных и птиц, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Судебные инстанции обоснованно учли, что обязанности по оборудованию и содержанию захоронений животных возложены районным судом на Правительство Забайкальского края на основании Федерального закона 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, наряду с прочим, путем выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ч.1 ст. 2).
Принимая решение по гражданскому делу, районный суд исходил из того, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 2).
При таких условиях порядок и срок привлечения Правительства Забайкальского края к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание Правительству Забайкальского края назначено согласно санкции ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена краевым судом в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 4 декабря 2023г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 5 февраля 2024г. оставить без изменения, жалобу защитника Смолянской Н.А. – без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева