Решение по делу № 2-830/2017 от 09.03.2017

Дело № 2-830/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2017 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Мякишевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агентства по имуществу Калининградской области к Богдановичу Марьяну Ивановичу об изъятии земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с указанным выше иском, которым просило изъять в собственность Калининградской области для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером , площадью 49973 кв.м., расположенный по адресу: <адрес >, принадлежащий на праве собственности Богданович М.И., определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости, который составляет 692 900 рублей, прекратить право собственности Богданович М.И. на указанный выше земельный участок, привести к немедленному исполнению принятое по настоящему гражданскому делу судебное решение.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно постановлению Правительства Калининградской области от 27 июля 2016 года № 381 для реконструкции второй очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом) первого этапа строительства – от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда к городу Гурьевску подлежит изъятию у ответчика путем выкупа указанный выше земельный участок. В этой связи 03 октября 2016 года ответчику был направлен проект соглашения об изъятии с отчетом об оценке для ознакомления и подписания. Согласно отчету, подготовленному ООО «НЦ «Балтэкспертиза», стоимость возмещения в связи с изъятием указанного выше земельного участка складывается из суммы рыночной стоимости указанного объекта и размера убытков, причиненных изъятием, и составляет 692 900 рублей. Однако до настоящего времени соглашение с ответчиком не подписано. Данное обстоятельство препятствует проведению работ по реконструкции линейного объекта и исполнению указанных выше правовых актов.

Ссылаясь положения статей 239.2, 279, 281, 282 Гражданского кодекса РФ, 56.2, 56.3, 56.6 – 56.10 Земельного кодекса РФ Агентство по имуществу Калининградской области просило суд удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель Агентства по имуществу Калининградской области Ефремова Е.Б. исковые требования поддержала по указанным выше доводам и основаниям, просила иск удовлетворить, определив стоимость возмещения в связи с изъятием участка в ранее заявленном размере, который составляет 692 900 рублей.

Ответчик Богданович М.И. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.

Представитель Богданович М.И. – Шилов С.А. возражал против удовлетворения заявленных требований в части выкупной цены изымаемого земельного участка, пояснив суду, что предлагаемый Агентством размер возмещения занижен и не отражает реальную рыночную стоимость участка с учетом его расположения и площади. В обоснование своих возражений представил суду отчет ИП Багно Н.В., согласно которому рыночная стоимость земельного участка составляет 10076000 млн. рублей. При определении размера возмещения просили принять во внимание указанный выше отчет.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, специалистов ООО «НЦ Балтэкспертиза» Трубкина Р.К., оценщика Багно Н.В., эксперта ООО «Декорум» Швецова М.А., исследовавматериалы дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII.1. Земельного кодекса РФ, статьями 56.2 – 56.11.

В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи" заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно статье 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Богданович М.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 49 973 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес >

Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года № 65 утверждена Государственная программа Калининградской области «Развитие транспортной системы».

15 мая 2014 года постановлением Правительства Калининградской области от № 286 утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе для размещения линейного объекта «Реконструкция второй очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах первого этапа строительства - «От транспортной развязки на Московском проспекте, с учетом ее реконструкции, до транспортной развязки на Зеленоградск включительно» (от мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя на Южном обходе города Калининграда до км 11+680 существующего километража автомобильной дороги Северный обход города Калининграда).

27 июля 2016 года Правительством Калининградской области для государственных нужд Калининградской области, а именно для реконструкции второй очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом) первого этапа строительства – от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда к городу Гурьевску, было принято постановление № 381, согласно которому, принадлежащий Богданович М.И. земельный участок с кадастровым номером площадью 49 973 кв.м. подлежит изъятию для государственных нужд Калининградской области.

03 октября 2016 года Агентством по имуществу Калининградской области собственнику Богдановичу М.И. было направлено уведомление об изъятии для государственных нужд принадлежащего ему земельного участка с проектом соответствующего соглашения об изъятии за 692 900 рублей и копией отчета об оценке размера возмещения, для ознакомления и подписания.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Агентство по имуществу Калининградской области указывает на истечение установленного девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и отказ Богдановича М.И. заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на предлагаемых Агентством условиях.

Исследовав доводы стороны истца и стороны ответчика относительно заявленных требований, в том числе и стоимости возмещения за изымаемое имущество, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось ни одной из сторон, что основанием к принятию Правительством Калининградской области решения об изъятии принадлежащего на праве собственности Богдановичу М.И. земельного участка с кадастровым номером , площадью 49 973 кв.м., явилась необходимость использования такого земельного участка для реконструкции транспортной развязки в Калининградской области, то есть для нужд Калининградской области.

При этом, необходимость и обоснованность изъятия принадлежащего ответчику Богдановичу М.И. земельного участка для государственных нужд Калининградской области при разрешении настоящего спора ответчиком не оспаривалась, возникший между сторонами спор по существу сводится к определению величины выкупной цены изымаемого имущества.

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно статье 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

При обращении в суд Агентством по имуществу Калининградской области был представлен отчет , выполненный ООО «НЦ Балтэкспертиза» от 09 сентября 2016 года, согласно которому размер возмещения за изымаемый у Богдановича М.И. земельный участок составляет 692 900 рублей.

В ходе рассмотрения дела ответчиком Богдановичем М.И. был представлен отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ИП Багно Н.В. по состоянию на 20 апреля 2017 года, согласно которого рыночная стоимость изымаемого земельного участка составила 10076000 рублей.

Определением суда от 16 мая 2017 года по делу была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка, размера убытков и упущенной выгоды, причиненные изъятием, по результатам которой экспертом ООО «Декорум» Швецовым М.А. составлено заключение № от 07 июня 2017 года. Согласно выводам эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером на дату составления заключения составила 3 250000 рублей.

Изучив и проанализировав представленные сторонами отчеты ООО «НЦ «Балтэкспертиза», ИП Багно Н.В., заключение эксперта ООО «Декорум», заслушав пояснения специалистов указанных организаций Трубкина Р.К., Багно Н.В., Швецова М.А., суд приходит к выводу о том, что требования Агентства по имуществу подлежат удовлетворению с учетом определенной на основании заключения судебной экспертизы от 07 июня 2017 года № стоимости возмещения в отношении земельного участка площадью 49 973 кв. м. с кадастровым номером по состоянию на 07 июня 2017 года – 3250000 рублей.

Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

При этом, при проведении судебной экспертизы, экспертом использована методика расчета, которая соответствует положениям статьи 56.8 Земельного кодекса РФ, учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом всех параметров характеристик объекта оценки.

Приведенные в экспертном заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе проведенного мониторинга рынка недвижимости, по результатом которого выявлено 22 предложения по продаже сопоставимых с объектом оценки земельных участков, 4 из них определены в качестве аналогов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Гурьевского района на дату оценки по земельным участкам сельскохозяйственного назначения и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении земельного участка, его количественных и качественных характеристиках. Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной.

Расчеты относительно стоимости квадратного метра земельного участка для определения рыночной стоимости объекта оценки произведены в рамках используемого сравнительного подхода при исследовании рынка недвижимости с наибольшим количеством предложений по продаже аналогичных земельных участков по своим характеристикам с объектом оценки. Следует отметить, что перечисленные экспертом земельные участки сельскохозяйственного назначения не ограничены по своему месторасположению пределами одного лишь конкретного поселка Гурьевского района, выбраны для исследования предложения по продаже участков по всему Гурьевскому району, что позволило эксперту объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на день вынесения решения по настоящему гражданскому спору.

Опрошенный в судебном заседании 15 августа 2017 года эксперт Швецов М.А. пояснил суду, что удельная стоимость квадратного метра каждого из объектов – аналогов, выбранных им для определения рыночной стоимости объекта оценки, соответствует удельной стоимости квадратного метра аналогичного по своим характеристикам земельного участка, выявленного на рынке недвижимости в период проведения судебной экспертизы.

Учитывая изложенное, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. Доказательств иной рыночной стоимости спорного земельного участка, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения от 07 июня 2017 года, вопреки распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, истцом и ответчиком не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено.

Выводы специалистов относительно рыночной стоимости изымаемого земельного участка, изложенные в представленных стороной истца и ответчика отчетах, выполненных ООО «НЦ «Балтэкспертиза», ИП Багно Н.В., не могут быть приняты судом для определения стоимости возмещения за изъятие участка для государственных нужд, поскольку основаны на исследовании неполного рынка продаж земель сельскохозяйственного назначения, а также без учета физических характеристик отобранных аналогов в части общего состояния (рельеф и форма земельного участка).

С учетом вышеизложенного, при определении размера выплаты возмещения в связи с изъятием принадлежащего на праве собственности Богдановичу М.И. земельного участка, судом принимается заключение эксперта ООО «Декорум», поскольку такое заключение наиболее полно отражает реальную стоимость земельного участка с учетом его площади, категории и вида разрешенного использования.

В соответствии со статьей 56.11. Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности. В результате изъятия земельного участка, принадлежащих гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.

При таких обстоятельствах, учитывая, что между сторонами в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере возмещения в связи с изъятием земельного участка, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований истца в части изъятия принадлежащего Богдановичу М.И. земельного участка, определения стоимости возмещения в связи с изъятием, равной 3 250 000 рублей, прекращения права собственности на изымаемый объект недвижимости.

Разрешая ходатайство истца об обращении решения суда по настоящему гражданскому спору к немедленному исполнению, суд не усматривает оснований для его удовлетворения.

В соответствии со статьей 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным.

Каких-либо доказательств возможности наступления значительного ущерба в случае замедления исполнения решения, суду не представлено. Также не установлены обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда по настоящему гражданскому спору.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Агентства по имуществу Калининградской области – удовлетворить в части.

Изъять у Богдановича Марьяна Ивановича в собственность Калининградской области для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером , площадью 49 973 кв.м., расположенный по адресу: <адрес >.

Определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости – 3250 000 (три миллиона двести пятьдесят тысяч) рублей, подлежащий уплате Богдановичу Марьяну Ивановичу в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Прекратить право собственности Богдановича Марьяна Ивановича на земельный участок с кадастровым номером площадью 49 973 кв.м., расположенный по адресу: Калининградская область, Гурьевский район.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2017 года.

Судья А.Ю. Кунина

2-830/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
АГЕНСТВО ПО ИМУЩЕСТВУ
Ответчики
Информация скрыта
БОГДАНОВИЧ М. И.
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Кунина А.Ю.
Дело на сайте суда
gurievsky.kln.sudrf.ru
09.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2017Передача материалов судье
13.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2017Предварительное судебное заседание
28.04.2017Предварительное судебное заседание
16.05.2017Судебное заседание
20.06.2017Производство по делу возобновлено
15.08.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее