Дело № 2-2777/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2016 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Чернышовой Т.В.,
с участием представителя истца Коробко Е.А., представителя ответчика администрации г. Серпухова Щеголевой С.О., представителя ответчика Министерства финансов Московской области Антипова С.Л., представителя третьих лиц Шавыриной Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щеголевой А. Н. к Администрации г. Серпухова, Министерству финансов Московской области о взыскании задолженности по выплате опекунских пособий и индексации задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Щеголева А.Н. обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании с Министерства финансов Московской области, Администрации г. Серпухова Московской области за счет средств казны Московской области в ее пользу задолженность за период с октября 1994 года по 2004 год (включительно) сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 159825 руб. 92 коп.; и индексации существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере 597627 руб. 17 коп.; а всего денежных средств в размере – 757453 руб. 09 коп. (уточнение требований л.д. 97-98).
Свои требования мотивирует тем, что К. являлась опекуном истца Щеголевой (до брака Ефимовой) А.Н., <дата>р., на основании постановления Главы администрации г. Серпухова № 1097 от 06.10.1994г. «Об установлении опеки над несовершеннолетней Ефимовой А.Н.», п. 2 и 3 данного постановления, выплата опекунского пособия на содержание несовершеннолетней Ефимовой А.Н. назначена с 10.10.1994г. Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992г. № 409 № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на детей, находящихся под опекой (попечительством) распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях. Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством) назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечным 18-летнего возраста, включая месяц рождения. Прекращение выплаты денежных средств производится по постановлению или распоряжению администрации с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли эти обстоятельства – положение «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)», утв. Приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993г. № 50. Выплаты опекунских пособий осуществлялись Управлением образования Администрации г. Серпухова за счет средств местного бюджета в соответствии с ежегодно направляемыми Министерством финансов области письмами рекомендательного характера о размерах опекунских пособий на предстоящий период. Выплата денежных средств опекунам (попечителям) в 1994-2004 г.г. производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе (Московской области). В соответствии с произведенными истцом расчетами ежемесячных расходов на питание и одежду в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ № 409 и данными Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Московской области (Мособлстат) за 1994-2004 г.г. на опекаемую Щеголеву А.Н. должно было быть выплачено 281006,37 руб., Однко, за 1994-2004г.г. на основании Постановлений Главы Администрации г. Серпухова №457 от 15.04.1996г., №1073 от 16.10.1998г., №937 от 05.09.2001г., а так же на основании Постановления Главы администрации Московской области № 91-ПП от 19.03.1996г., Постановления Губернатора Московской области № 165-ПГ от 18.05.1998г., № 256-ПГ от 28.08.2001г., №165-ПГ от 07.08.2003г. на содержание Щеголевой (Ефимовой) А.Н. было выплачено фактически 121180,45 руб. Таким образом, задолженность на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудование, а так же расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметом личной гигиены, игр, игрушек, книг составила 159825 руб. 92 коп. Истец также произвела расчет индексации сумм задолженности на момент предъявления иска в суд, в соответствии со ст. 318 ГК РФ, которая составила 597627,17 руб.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 117), ее представитель по доверенности Коробко Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Полагает, что срок исковой давности на заявленные требования не распространяется и не подлежит применению. Представила письменные пояснения по иску (л.д. 118-119).
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Серпухова по доверенности Щеголева С.О. исковые требования не признала, полагая, что истцом Щеголевой А.Н. пропущен срок исковой давности по заявленным ею исковым требованиям. Считала, что истец должна была обратиться в суд по вопросу восстановления ее нарушенных прав в течение трех лет с момента достижения ею 18-летнего возраста. Также полагает. Что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (Администрация г. Серпухова) в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ – Московскую область и его финансовый орган – Министерство финансов Московской области.
Представила письменные возражения на иск (л.д. 101-104).
Представитель ответчика Министерства финансов Московской области Антипов С.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 81-87, 203-205), в которых просил истцу в иске отказать. Заявил о пропуске срока исковой давности, поскольку истец обратилась с настоящими требованиями спустя 22 года с момента «нарушения» прав, спустя 12 лет после достижения 18-летнего возраста и прекращения указанных выплат. Также считает, что Министерство финансов Московской области является ненадлежащим ответчиком, т.к. в настоящее время органом опеки является Министерство образования Московской области, финансирование мер социальной поддержки детей, находящихся под опекой, относится к компетенции Министерства образования Московской области, а Министерство финансов Московской области не обладает полномочиями ни по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетним, ни по назначению денежного пособия. Поскольку в указанный период назначение и выплаты денежных средств опекунам (попечителям) осуществлялись органами местного самоуправления г. Серпухова Московской области отсутствует вина органов государственной власти Московской области в получении пособия без учета фактических цен, сложившихся в регионе. Московская область исполнила свои обязательства по софинансированию мер социальной поддержки в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований. Кроме того, действующее законодательство не относило выплаты на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством), установленные Российской Федерацией, к расходам, финансируемым исключительно из бюджета субъектов Российской Федерации. Средства, необходимые для осуществления указанных выплат, были предоставлены органам опеки и попечительства в необходимом объеме, что подтверждается Законами Московской области об исполнении бюджета Московской области соответствующих лет. Таким образом, Министерство финансов Московской области является ненадлежащим представителем ответчика, поскольку Московская область не отвечает по обязательствам муниципальных образований и Российской Федерации в силу ст. 126 ГК РФ.
В судебном заседании представитель третьих лиц Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Серпуховскому муниципальному району, городским округам Серпухов, Протвино и Пущино, Министерства образования Московской области Шавырина Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований, т.к. свои обязательства по выплатам пособий были исполнены в полном объеме, денежные средства выплачивались на основании изданных постановлений. Не оспаривала, что истец с 1994г. была под опекой бабушки до достижения ею совершеннолетия. Опека была назначена постановлением в 1994г. и не отменялась, других постановлений не принималось.
Представитель третьего лица Правительства Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, возражений против заявленных требований не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что истица Щеголева (Ефимова) А.Н., <дата>р., на основании постановления Главы администрации г. Серпухова № 1097 от 06.10.1994г. «Об установлении опеки над несовершеннолетней Ефимовой А.Н.» находилась под опекой у К. (л.д. 5,129). Этим же постановлением назначены денежные средства опекуну К. на содержание опекаемой Ефимовой А.Н. в сумме 44.130 руб. с 10.10.1994г.
Постановлением Главы администрации г. Серпухова № 1217 от 25.10.1996г. «О выделении денежных средств опекаемой Ефимовой А.Н.» опекуну К. на содержание несовершеннолетней опекаемой Ефимовой А.Н., 07.05.1989г., выделены денежные средства в сумме 433300 руб. (л.д. 130).
Постановлением Главы г. Серпухова от 16.07.2007г. № 1445 установлен постинтернатный патронат над Ефимовой А.Н., <дата>р., назначив постинтернатным воспитателем К. (л.д. 131).
В материалы дела представлено личное дело несовершеннолетней Ефимовой А.Н. (л.д. 137-171), из которого следует, что в 1994 году в отношении несовершеннолетней Ефимовой А. была установлена опека бабушкой, в связи с тем, что мать несовершеннолетней умерла, а отец находится в местах лишения свободы, впоследствии отец истца также был лишен родительских прав, ежегодно представители опеки и попечительства проверяли исполнение опекунов ее обязанностей.
Согласно представленному Щеголевой А.Н. свидетельству о заключении брака от 26.10.2011г., Ефимовой А.Н. присвоена фамилия Щеголева А.Н. (л.д. 11).
Из сообщения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Серпуховскому району, городским округам Серпухов, Протвино и Пущино от 09.09.2016г., управление опеки не располагает сведениями о размере выплаченного опекуну истца пособия за период с 1994г. по 2004г., с 01.01.2008г. государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возврате от 18 до 23 лет возложены на Министерство образования Московской области, до 01.01.2008г. указанные полномочия осуществлялись органами местного самоуправления (л.д. 127).
Также сведения о размере выплаченного пособия опекуну К. на содержание опекаемой Ефимовой А.Н. за период с 06.10.1994г. по 31.12.2004г. не сохранились в МКУ «Управление по бухгалтерскому учету и отчетности Администрации г. Серпухова» (л.д. 202).
Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами, предусмотренными статьями 55 и 57 настоящего Кодекса.
Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующие социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных стандартов.
Государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1, 2, 3.
Согласно п. 3 указанного Постановления эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
В соответствии с п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 г. № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства, на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Московской области.
В силу ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
В связи с чем, выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.
Финансовым органом субъекта Российской Федерации – Московской области, является Министерство финансов Московской области, которое осуществляет работу по составлению областного бюджета и его исполнению. Расходы по выплате детям-сиротам опекунского пособия не были заложены ни в один проект областного бюджета в период с 1994 года. Финансовое обязательство по выплате опекунского пособия, установленное федеральным законодательством, органами государственной власти Московской области не выполнялось.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Данным государственным полномочием по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления администрация г. Серпухова Московской области в установленном порядке не наделялся, и ему не было передано необходимых финансовых средств для исполнения этого полномочия. Выплаты опекунских пособий осуществлялись Управлением образования Администрации г. Серпухова за счет средств местного бюджета в соответствии с ежегодно направляемыми Министерством финансов Московской области письмами рекомендательного характера о размерах опекунских пособий на предстоящий год.
Установлено, что выплата денежных средств опекунам (попечителям) в 1994-2004 г.г. производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе – Московской области.
Согласно представленным постановлениям в спорный период устанавливались следующие размеры пособий на детей, находящихся под опекой.
Постановлением Главы г. Серпухова № 457 от 15.04.1996г. увеличен с 01.01.1996г. размер выплат на детей, находящихся под опекой (попечительством) в 1,3. Установлен с 01.03.1996г. размер денежных выплат на детей, находящихся под опекой (попечительством): до трех лет – 267,4 тыс.руб., от 3-х до 6 лет – 286,8 тыс. руб., школьного возраста – 433,3 тыс. руб. (л.д. 106,132).
Постановлением Главы администрации Московской области № 91-ПГ от 19.03.1996г. увеличен с 01.03.96г. размер выплат на детей, находящихся под опекой (попечительством), в среднем на 40% исходя из действующих натуральных норм, установленных постановлением Правительства РФ от 20.06.92г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этих условиях средний расчетный размер выплат по области составит 330 тыс. руб. в месяц на одного воспитанника (л.д. 6).
Постановлением Губернатора Московской области от 18.05.98г. № 135-ПГ установлен в Московской области с 01.07.98г. размер выплаты пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством) в зависимости от возраста ребенка и года обеспечения согласно расчетам, основанным на нормах питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, но не ниже следующих сумм: для детей в возрасте от 0 до 3-х лет в первый год обеспечения – 608 руб., во второй и последующие годы – 528 руб., для детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет в первый год обеспечения – 728 руб., во второй и последующие годы – 580 руб., для детей школьного возраста в первый год обеспечения – 927 руб., во второй и последующие годы – 745 руб. (л.д. 7).
Постановлением Главы г. Серпухова от 16.10.98г. № 1073 установлены с 01.07.1998г. выплаты на детей, находящихся под опекой (попечительством) в следующих размерах: от рождения до 3-х лет – первый год обеспечения – 608 руб., 2-й и последующие годы – 528 руб., от 3 до 6 лет – первый год обеспечения – 728 руб., второй и последующие – 580 руб., от 6 до 16 лет (учащиеся образовательных учреждений до 18 лет) – первый год – 927 руб., второй и последующие годы – 745 руб. (л.д. 107,133).
Постановлением Губернатора Московской области от 28.08.2001г. №256-ПГ установлен с 01.07.2001г. в Московской области размер средств, выплачиваемых на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), но не ниже следующих сумм: для детей в возрасте до 3-х лет в первый год обеспечения – 1216 руб., во второй и последующие годы – 1056 руб., для детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет в первый год обеспечения – 1456 руб., во второй и последующие годы – 1160 руб., для детей школьного возраста в первый год обеспечения – 1854 руб., во второй и последующие годы – 1490 руб. (л.д. 8).
Постановлением Главы г. Серпухова от 05.09.2001г.№ 937 установлены с 01.07.2001г. выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) в следующих размерах в месяц: для детей в возрасте до 3-х лет в первый год обеспечения – 1216 руб., во второй и последующие годы – 1056 руб., для детей в возврате от 3-х до 6-ти лет в первый год обеспечения – 1456 руб., во второй и последующие годы – 1160 руб., для детей школьного возраста в первый год обеспечения – 1854 руб., во второй и последующие годы – 1490 руб. (л.д. 108).
Постановлением Губернатора Московской области от 07.08.2003г. №165-ПГ установлен с 01.01.2004г. в Московской области размер средств, выплачиваемых на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях не ниже следующих сумм: для детей в возрасте до 3-х лет в первый год обеспечения – 2194 руб., во второй и последующие годы – 1962 руб., для детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет в первый год обеспечения – 2637 руб., во второй и последующие годы – 2150 руб., для детей школьного возраста в первый год обеспечения – 3808 руб., во второй и последующие годы – 3061 руб. (л.д. 9).
Постановлением Главы г. Серпухова от 30.12.2003г № 1853 установлены с 01.01.2004г. выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) в следующих размерах в месяц: для детей в возрасте до 3-х лет в первый год обеспечения – 2194 руб., во второй и последующие годы – 1962 руб., для детей в возврате от 3-х до 6-ти лет в первый год обеспечения – 2637 руб., во второй и последующие годы – 2150 руб., для детей школьного возраста в первый год обеспечения – 3808 руб., во второй и последующие годы – 3061 руб. (л.д. 134).
Таким образом, за период с октября 1994г. по 2004г. включительно истцу Щеголевой (Ефимовой) А.Н. было выплачено опекунское пособие в размере 121 180 руб. 45 коп. (132,39 руб. + 529,56 руб. + 4467,10 руб. + 5199,60 руб. + 7069,80 руб. + 8940,00 руб. + 8940,00 руб. + 13410,00 руб. + 17880,00 руб. + 17880,00 руб. + 36732,00 руб.). Доказательств, свидетельствующих о том, что опекуну истца дополнительно, сверх сумм, указанных в постановлении, выплачивались денежные средства, ответчики не представили.
Между тем, в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года и данными Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Московской области (Мособлстат) за 1994-2004 г.г. на опекаемую Ефимову А.Н. должно было быть выплачено: за 1994 г. – 623,51 руб.; за 1995 г. – 4925,60 руб.; за 1996 г. – 6914,12 руб.; за 1997г. – 9919,04 руб., за 1998г. – 16591,14 руб., за 1999г. – 25167,98 руб., за 2000г. – 34733,46 руб., за 2001г. – 39845,83 руб., за 2002г. – 44112,83 руб., за 2003г. – 47148,81 руб., за 2004г. – 51024,05 руб., а всего на общую сумму – 281 006 руб. 37 коп. (л.д. 13-46).
При таких обстоятельствах, задолженность недовыплаченного опекунского пособия за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на опекаемую Щеголеву (Ефимову) А.Н. составила – 159 825 руб. 92 коп. (281006 руб. 37 коп. – 121180 руб. 45 коп.).
Произведенный истцом расчет суд находит верным, возражений относительно данного расчета со стороны ответчиков не поступило.
В связи с чем, суд полагает, что исковые требования Щеголевой А.Н. о взыскании суммы недовыплаченного ей опекунского пособия в размере 159825 руб. 92 коп. подлежат удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводами представителей ответчиков о пропуске истцом Щеголевой А.Н. срока исковой давности по заявленным ею исковым требованиям, поскольку статьей 196 ГК РФ предусмотрен срок исковой давности в три года (предельный срок для защиты права – десять лет со дня нарушения), однако в данном случае между сторонами возникли правоотношения, не связанные с установлением, осуществлением и прекращением опеки, регулирующиеся ГК РФ, а правоотношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки, то есть правоотношения по социальному обеспечению определенной категории детей в целях создания для них наиболее благоприятных социально-экономических условий.
Таким образом, суд считает, что срок исковой давности по искам аналогичного характера, в данном случае не применяется, т.к. правоотношения по обеспечению опекунскими пособиями регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми срок исковой давности не предусмотрен.
В связи с тем, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть индексированы.
Размер индексации производится с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами «О федеральном бюджете на 1994 - 2004 г.г.».
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Индексация является механизмом защиты денежных средств, подлежащих уплате от инфляционных процессов, существующих в обществе, и направлена на восстановление нарушенного права в полном объеме.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ индексация денежных сумм, является механизмом приведения в соответствие невыплаченных своевременно сумм уровню цен и стоимости жизни, сложившемуся на день реального исполнения должником своего обязательства. При этом вина должника не является условием, при котором производится индексация, поскольку применение индексов роста цен направлено на усиление санкций в отношении должника и на правильное определение размера реального и полного возмещения убытков при рассмотрении спора в суде.
Таким образом, суд полагает, что расчет индексации недовыплаченного истцу Щеголевой А.Н. опекунского пособия необходимо произвести за период с 10.10.1994г. по 31.05.2007г., по день реального исполнения должником своего обязательства, т.е. до достижения истцом совершеннолетия, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством) назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечным 18-летнего возраста, включая месяц рождения.
Определяя размер суммы индексации невыплаченного истцу опекунского пособия, суд исходит из представленной истцом справки Мособлстата об изменении роста индекса потребительских цен на товары и услуги по Московской области за период с 01.01.1994г. по май 2007 года включительно, производя расчет следующим образом: за 1994 г. – 491,12 руб. х 205,2% (1995г.) = 1007,78 руб. х 118,6% (1996г.) = 1195,23 руб. х 107,5% (1997г.) = 1284,87 руб. х 182,5% (1998г.) = 2344,89 руб. х 134,1% (1999г.) = 3144,49 руб. х 121,8% (2000г.) = 3829,99 руб. х 121,8% (2001г.) = 4664,93 руб. х 117,8% (2002г.) = 5495,29 руб. х 111,7% (2003г.) = 6138,24 руб. х 112,3% (2004.) = 6893,24 руб. х 111,3 % (2005г.) = 7672,18 руб. х 108,3% (2006г.) = 8308,97 руб. х 101,8% (январь 2007г.) = 8458,53 руб. х 100,9 % (февраль 2007г.) = 8534,66 руб. х 100,3% (март 2007г.) = 8560,26 руб. х 100,9% (апрель 2007г.) = 8637,30 руб. х 100,5 % (май 2007.) = 8680,49 руб. – 491,12 руб. = 8189,37 руб., и далее расчет таким образом. Итого за 1994г. – 8189,37 руб., за 1995г. – 33469,10 руб., за 1996г. – 15324,76 руб., за 1997г. – 27164,78 руб., за 1998г. – 25725,52 руб., за 1999г. – 28569,96 руб., за 2000г. – 32666,14 руб., за 2001г. – 22755,87 руб., за 2002г. – 15205,18 руб., за 2003г. – 12122,15 руб., за 2004г. – 3705,59 руб., а всего сумма индексации составляет – 224898 рублей 42 копейки.
В связи с чем, изучив расчет индексации за спорный период, представленный истцом, суд приходит к выводу о том, что данный расчет произведен в соответствии с индексом потребительских цен на продовольственные товары на территории Московской области с 1994-2004 г.г., представленного Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Московской области (Мособлстат), с учетом периода и размера каждой недовыплаченной суммы. Суд согласен с представленным истцом расчетом индексации задолженности.
Также суд полагает, что заявленный истицей размер индексации в размере 757453,09 руб. явно несоразмерен последствиям нарушения обязательств.
Таким образом, суд считает, что исковые требования ФИО Щеголевой А.Н. в части взыскания индексации невыплаченного опекунского пособия подлежат удовлетворению частично в размере 224898 руб. 42 коп.
Доводы представителя ответчика Министерства финансов Московской области о том, что они являются ненадлежащими ответчиками суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего в спорный период, установлено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Из приведенных выше нормативных правовых актов, действовавших в спорный период, следует, что Правительство Российской Федерации установило размер и порядок выплаты опекунских пособий, органы государственной власти субъектов Российской Федерации получали соответствующие отчисления из федерального бюджета и обязаны были обеспечить выплату органами опеки и попечительства опекунских пособий исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам конкретного региона.
Правительством РФ были установлены нормативы, исходя, из стоимости которых, в каждом регионе определялся размер опекунского пособия.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действовавшей до принятия ФЗ от 24.08.2004 года № 122-ФЗ, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Согласно ст. 26.2 ФЗ № 95-ФЗ от 04.07.2003 года финансовое обеспечение полномочий органов государственной власти субъекта РФ, осуществляется данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта РФ.
Таким образом, законодатель однозначно определяет, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна производиться за счет средств субъекта РФ – Московской области, которым является Министерство финансов Московской области.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что выплата опекунских пособий должна производится именно за счет средств бюджета Московской области, что согласуется с новой редакцией ст. 5 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 133 БК РФ предусматривалось оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в формах: предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; предоставление субвенции на финансирование отдельных целевых расходов; предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.
Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно: расходов по федеральным целевым программам; капитальных расходов; расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; иных целевых расходов.
В силу ст. 136 БК РФ порядок предоставления и расчет субвенций и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации определяются специальным федеральным законом либо федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Следовательно, исходя из анализа вышеприведенных норм закона, Конституции РФ, исполнение муниципальным образованием государственных полномочий в виде выплаты средств на содержание опекаемых детей, даже при условии отсутствия компенсации соответствующих расходов из федерального бюджета, не может служить основанием для возложения ответственности на муниципальное образование.
Федеральное законодательство не содержит правовых норм, обязывающих муниципальное образование производить расходы из муниципального бюджета на выплату средств на содержание опекаемых детей.
Средства на выплату опекунских пособий аккумулируются в областном бюджете, а органы местного самоуправления выступают лишь посредником между источником и объектом финансирования, осуществляя функцию выплаты пособий через соответствующие органы образования.
Финансирование выплат является обязанностью исполнительных органов, их финансовых органов, которые выступают от имени казны РФ, субъекта РФ.
На финансовом органе Московской области лежала обязанность по формированию объема расходных полномочий бюджетов (ст. 135 БК РФ).
Органом, ответственным за составление и исполнение областного бюджета Московской области является Министерство финансов Московской области.
Кроме того, в соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в частности, в результате принятия законом и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, а поэтому право опекуна на выплату пособий по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает, что в данном случае надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Московской области, а не Администрация г. Серпухова, поскольку правовая обязанность выделения денежных средств для поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не была возложена законом на орган местного самоуправления Администрации г. Серпухова.
Согласно п. 1 ст. 38 ФЗ № 154-ФЗ от 28.08.1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действующей на спорный период, финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.
В связи с чем, суд считает, что задолженность по выплате опекунского пособия за период с октября 1994 г. по 2004г. (включительно) в размере 159825 руб. 92 коп., а также сумма индексации задолженности в размере 224 898 руб. 42 коп. подлежат взысканию с Министерства финансов Московской области за счет средств казны Московской области. Исковые требования, предъявленные к ответчику администрации г. Серпухова не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Щеголевой А. Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Московской области за счет казны Московской области в пользу Щеголевой А. Н. задолженность за период с октября 1994г. по 2004г. (включительно) сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 159825 рублей 92 копейки, а также индексацию этих денежных средств в размере 224898 рублей 42 копейки, а всего 384724 рубля 34 копейки (триста восемьдесят четыре тысячи семьсот двадцать четыре рубля 34 копейки).
В удовлетворении требований Щеголевой А. Н. о взыскании с Министерства финансов Московской области индексации задолженности в большем размере, отказать.
Исковые требования Щеголевой А. Н. о взыскании с Администрации г. Серпухова задолженности по выплате опекунских пособий и индексации задолженности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено: 12 октября 2016 года