Решение по делу № 12-311/2022 от 30.09.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,

ул. Коммунистическая, 51

...

Судья Бадмаева Е.В., № ...

Дело № ... пост. 07.10.2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

21 октября 2022 года                 г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н.,

при секретаре Масловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Дамдинова Б.В. в интересах Савинцева В.В. на постановление судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 31 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Савинцева Владимира Викторовича,

                                                  установил:

постановлением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 31 августа 2022 года Савинцев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 руб.

В жалобах, поданных в Верховный Суд Республики Бурятия, Савинцев В.В. и его защитник Дамдинов Б.В. просят отменить постановление судьи районного суда, ссылаясь на допущенные при проведении административного расследования и рассмотрении дела процессуальные нарушения. Одновременно просили о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления.

Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 21 октября 2022 г. процессуальный срок на подачу жалобы восстановлен.

    В судебном заседании адвокат Дамдинов Б.В. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Савинцев В.В., будучи извещенным не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Потерпевший Скуратов А.А. возражал против отмены оспариваемого судебного акта.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ наступает за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, является водитель транспортного средства, которым в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Сведения, которые должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В соответствии с приведенными нормами, все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, как уже указано выше, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении, субъектом правонарушения является Савинцев Владимир Викторович, ... года рождения, в момент ДТП управлявший транспортным средством <...> г/н <...>.

Вместе с тем, из иных материалов дела, включая принятые во внимание судом доказательства в виде объяснения Савинцева В.В. от 21 сентября 2021 года, следует, что привлекаемое к ответственности лицо ... года рождения. При этом он управлял транспортным средством с государственным номером <...>

Данные противоречия в ходе производства по делу об административном правонарушении, в том числе при рассмотрении дела судом, не устранены. Оценка им в оспариваемом постановлении, судом не дана.

Подобное описание события административного правонарушения и сведений о лице, совершившем административное правонарушение, не отвечает требованиям статьи 28.2 КАП РФ.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП ПФ к содержанию протокола об административном правонарушении и соответственно к содержанию постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении № ... в отношении в отношении Савинцева В.В. составлен должностным лицом 21 июня 2022 года в его отсутствие (л.д. 3).

При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении последнего о составлении протокола об административном правонарушении. Сведений о том, что уведомление № ... от 08.06.2022 г. (л.д. 59) было получено Савинцевым, материалы дела не содержат.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении или вручении Савинцеву копии протокола об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению районным судом не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, районный суд не возвратил протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Допущенные по данному делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 названного Кодекса, составляет один год.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Савинцева В.В. настоящего дела об административном правонарушении, имели место 21 сентября 2021 г.

Установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек 21 сентября 2022 г.

С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Савинцева В.В., установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек и направление дела на новое рассмотрение невозможно, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 31 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 КоАП РФ, в отношении Савинцева В.В. отменить.

Производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья                                                    Т.Н.Раднаева

12-311/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Савинцев Владимир Викторович
Другие
Дамдинов Б.В.
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Раднаева Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
04.10.2022Материалы переданы в производство судье
04.10.2022Истребованы материалы
07.10.2022Поступили истребованные материалы
21.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2022Дело оформлено
21.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее