Судья Бочарова С.В. Дело № 33-3661/2017г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Орловой И.А., Ус Е.А.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 19 июня 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 марта 2017 года, которым
исковые требования Безменова В.Г. к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 19.07.1994, о восстановлении в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, удовлетворены.
Признано право Безменова В.Г. на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с законодательством Российской Федерации по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 19 июля 1994 года.
Возложена на администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" обязанность восстановить Безменова В.Г. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 19 июля 1994 года.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Безменов В.Г. обратился с иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и восстановлении его в очереди на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 19.07.1994.
В обоснование иска указал, что наличие в собственности доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное в Оренбургской области не повлекло прекращение нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец, и его представитель заявленные требования поддержали.
Третье лицо Безменова Н.Д. в судебном заседании указала на обоснованность требований истца.
Ответчик - администрация МО ГО "Воркута" и третье лицо - Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица и принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Минстроя по РК просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Безменов В.Г. состоял в списках граждан, имеющих состояла на учёте граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории "пенсионеры" с датой постановки на учёт 19.07.1994 с составом семьи 2 человека, включая его супругу Безменову Н.Д.
Постановлением руководителя администрации МО ГО "Воркута" от 07.09.2015 №1474 утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам от 28.08.2015 №33, согласно которому жилищная комиссии рекомендовала снять Безменова В.Г. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, а именно наличием у заявителя 1/4 доли в праве собственности на жилой дом в Оренбургской области в период с 21.05.2010 по 11.06.2010.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств и положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о незаконности действий ответчика и восстановил истицу в очереди на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ с датой подачи заявления 19.07.1994.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на правильном применении действующего законодательства к установленным обстоятельствам дела.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья предусмотрен п.21 Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительство) жилья в других субъектах РФ, а также изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Согласно п. 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.
По смыслу приведенных норм права граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Из материалов дела следует, что Безменов В.Г., находясь на учете для получения социальной выплаты в период с 21.05.2010 по 11.06.2010, имел в собственности ? долю в праве на жилой дом, общей площадью 27,3 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургская область, <Адрес обезличен>
Согласно решению совета депутатов муниципального образования ... Оренбургской области от 18.10.2006 №79 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 11 кв.м общей площади на одного человека.
Согласно поквартирной карточке в период нахождения у истца на праве собственности спорного жилого помещения состав его семьи включал в себя два человека.
Соответственно, в период нахождения у истца на праве собственности спорного жилого помещения на каждого члена его семьи приходилось по 3,41кв.м. (27,3/ 4/2) общей (жилой) площади жилого помещения, расположенного в Оренбургской области.
Установив, что наличие жилого помещения в Оренбургской области не повлекло прекращение нуждаемости истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи в указанном жилом помещении составляет менее учетной нормы, оснований для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения за пределами Республики Коми не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что само по себе приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера является основанием для снятия лица с чета граждан имеющих право на получение жилищного сертификата, без рассмотрения вопроса об определении уровня обеспеченности жилым помещением, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Как правильно указал суд первой инстанции снятие с учета в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии права на получение жилья или социальной выплаты. При этом истец не перестал быть нуждающимися в предоставлении субсидии при наличии права собственности на жилье в Оренбургской области. Следовательно, оснований для снятия истца с учета не имелось.
Нарушений норм гражданского процессуального закона, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: