Решение по делу № 2а-532/2019 от 12.12.2019

Дело № 2а-532/2019

УИД 21RS0004-01-2019-000709-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 декабря 2019 г.        пгт Вурнары

Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Волковой Е.В.,

при секретаре Никоновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики к администрации Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия указанной администрации, выразившегося не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и их проектов незаконным; об обязании администрации Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правых актов Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части принятия органами местного самоуправления мер по предупреждению нарушений антикоррупционного законодательства, в ходе которой в администрации Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района выявлены нарушения, выразившиеся в не исполнении обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов и их проектов. В 2017 г. прокуратурой в администрацию Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района внесено представление об устранении нарушений закона, на которое получен ответ о том, что нарушения устраняются. Контрольной проверкой установлено, что нарушения, указанные в представлении фактически не устранены, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов поселения и их проектов не проведена. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов. Бездействием администрации нарушаются права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования – Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, граждан, временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов. Нарушение прав заключается в возможности содержания в нормативных правовых актах положений, создающих условия для проявления коррупции.

В судебном заседании заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Дмитриева Е.Н., административный истец, поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

Администрация Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, административный ответчик, извещенная о месте и времени судебного заседания, обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела без участия ее представителя.

Учитывая, что административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, явка ответчика не признана судом обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из материалов административного дела, административный истец обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц в установленный законом срок, то есть ДД.ММ.ГГГГ после того, как ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках проведенной им проверки, которое выразилось в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 данного закона профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, такой меры как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В статье 3 того же Федерального закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов ) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с указанным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Закона Чувашской Республики от 04.06.2007 N 14 органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, осуществляют меры по противодействию коррупции в границах муниципальных образований.

В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства на территории Хирпосинского сельского поселения постановлением главы администрации Хирпосинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и их проектов. Данным Порядком предусмотрена процедура проведения антикоррупционной экспертизы, обязанность по проведению экспертизы возложена на администрацию поселения.

Из справки, составленной заместителем прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Дмитриевой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ, видно, что в 2017 г. прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений закона в администрацию Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района, на которое получен ответ о том, что нарушения устраняются. Вместе с тем, контрольной проверкой установлено, что нарушения, указанные в представлении, фактически не устранены, администрацией Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов поселения и их проектов не проведена.

Таким образом, со стороны администрации Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района допущены нарушения требований федерального законодательства в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Непринятие мер по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Хирпосинского сельского поселения, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативно правовых актов органов местного самоуправления.

Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не проведена в установленном законом порядке антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, суд считает необходимым исковые требования заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд считает возможным установить срок для устранения нарушений – в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 175, 177, 218, 227, 291-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики к администрации Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать бездействие администрации Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и их проектов незаконным.

Обязать администрацию Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы или представления через Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31 декабря 2019 г.

Судья                                     Е.В. Волкова

2а-532/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Вурнарского района Чувашской Республика
Ответчики
Администрация Хирпосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики
Суд
Вурнарский районный суд Чувашии
Судья
Волкова Е.В.
Дело на странице суда
vurnarsky.chv.sudrf.ru
12.12.2019Регистрация административного искового заявления
12.12.2019Передача материалов судье
12.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2019Судебное заседание
31.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2020Дело оформлено
04.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее