Судья Сим О.Н. УИД 65RS0001-02-2021-000446-23
Докладчик Карпов А.В. Дело № 33-2287/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2021 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Карпова А.В.,
судей Марьенковой А.В., Вишнякова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дуюновой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кучер Алены Александровны к Департаменту образования города Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа по включению в список детей-сирот, возложении обязанности включить в список детей-сирот,
по апелляционной жалобе Кучер А.А.
на решение Южно-Сахалинского городского суда от 2 июня 2021 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., судебная коллегия
установила:
3 февраля 2021 года Кучер А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту образования города Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа по включению в список детей-сирот от 25 ноября 2020 года, возложении обязанности включить ее в список детей-сирот.
В обоснование исковых требований указала, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. По окончании обучения в 1999 году в школе-интернате № 2 г.Улан-Удэ Алтайского края жильем она не обеспечена. По окончанию интерната не была включена в список детей-сирот на получение жилья. Отметила, что решением ответчика от 25 ноября 2020 года отказано в удовлетворении требования о включении ее в список детей-сирот по тем основаниям, что она достигла 23 лет, жилого помещения, которое за ней могло быть закреплено, не имеется. Полагала, что доводы Департамента образования города Южно-Сахалинска о том, что отсутствуют основания для обеспечения ею жилым помещением, являются необоснованными и незаконными.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 2 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, Кучер А.А. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Полагает, что утверждение ответчика относительно отсутствия оснований для обеспечения ее жилым помещением являются необоснованными, потому что возможность проживания лиц, относящихся к детям-сиротам, в жилом помещении, собственниками которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения для разрешения спора не имеют. Приводит аналогичные доводы, указанные в ее исковом заявлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ его положения распространяются только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Право на внеочередное предоставление жилых помещений такой категории граждан также предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, действующего с 1 марта 2005 года.
Из материалов дела следует и судом установлено, что истец Богачева А.А. родилась 30 декабря 1982 года, в несовершеннолетнем возрасте она осталась сиротой, мать Ф.И.О.11 умерла 26 мая 1993 года, а отец Ф.И.О.12 умер 24 мая 1999 года. Истец достигла совершеннолетия 30 декабря 2000 года, фамилию Богачева на Кучер изменила на основании свидетельства о заключении брака от 28 февраля 2020 года.
Судом установлено, что истец Кучер (до брака - Богачева) А.А., родилась и проживала до приобретения статуса сироты в г.Улан-Удэ, обучалась в школе-интернате №2 г.Улан-Удэ с 1993 года по 31 августа 1999 год. В период с 2001 года по 2004 год обучалась в профессиональном лицее № 24 г.Улан-Удэ, затем работала на различных предприятиях до 2013 года в г.Улан-Удэ, имеет постоянную регистрацию по месту жительства в <адрес>, также истец имеет временную регистрацию в <адрес> с 09 июня 2020 года по 08 января 2021 года.
В 2020 году Кучер А.А. обратилась к начальнику Департамента образования администрации г.Южно-Сахалинска с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
25 ноября 2020 года в адрес Кучер А.А. направлено письмо, из содержания которого следует, что ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Южно-Сахалинске.
Дав верную оценку представленным доказательствам, судом установлено, что истец не являлась собственником жилых строений, помещений на территории г.Улан-Удэ и города Южно-Сахалинска, и на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состояла, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 лет, также не значится.
Ранее Кучер А.А. (Богачева) обращалась в суд с иском к администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности включить ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который подлежат обеспечению жилым помещением.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 09 декабря 2015 года по делу № 2-8016 /15 в иске Богачевой А.А к администрации города Южно- Сахалинска о возложении обязанности включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением отказано.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики от 27 сентября 2006 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.?
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц по договору социального найма, носили заявительный характер и были возможны при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельств, не позволяющих истцу своевременно обратиться с соответствующими заявлениями в компетентные органы, судом в процессе рассмотрения дела не установлено.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец обратилась только в 2020 году.
Проверяя законность такого отказа ответчика, суд первой инстанции установил, что истец до достижения возраста 23 лет в компетентные органы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в списке дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не состояла, на момент обращения с соответствующим заявлением в администрацию города Южно-Сахалинска ей исполнилось 38 лет, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения, не представлено, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном применении норм материального права.
Приведенные в жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 2 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кучер А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Карпов А.В.
Судьи Вишняков О.В.
Марьенкова А.В.