Судья Никитенкова Е.В. Дело № 33-3266/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании 04 июня 2018 года дело по апелляционным жалобам Семеновой М.И. и Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 марта 2018 года, по которому
признано за Семеновой М.И. право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в соответствии с установленной очередностью с датой постановки на учет 26.03.2013.
В удовлетворении иска Семеновой М.И. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственной жилищной субсидии без оформления обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>, отказано
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.В., объяснения Семеновой М.И. и представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми Алишихиной А.АВ., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Семенова М.И. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, тарифов и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственной жилищной субсидии с датой постановки на учет 26.03.2013 без оформления обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
Судом произведена замена ответчика Министерства строительства, тарифов и дорожного хозяйства Республики Коми его правопреемником - Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой РК).
Представитель ответчика с иском не согласилась, ссылаясь на отсутствие у истца необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Минстрой РК просит отменить решение суда в части признания за истцом права на получение ГЖС по основаниям, заявленным в суде первой инстанции.
Семенова М.И., обратившись с апелляционной жалобой, просит об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска о признании права на получение ГЖС без оформления обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения, указывая на отсутствие такового.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, третьего лица.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Семенова М.И., <Дата обезличена> года рождения, уроженка ..., зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес обезличен>.
Истец является инвалидом ... группы и получателем пенсии по инвалидности, назначенной с 01.04.1992, а также получателем пенсии по старости, назначенной 20.02.1993.
Согласно представленной в материалы дела справке территориального органа Пенсионного фонда РФ о страховом стаже истца, на 20.02.1993 стаж работы Семеновой М.И. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 20 лет 02 месяца 15 дней.
26 марта 2013 года Семенова М.И. обратилась в администрацию МО МР «Княжпогостский» с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «инвалиды».
Постановлением администрации МО МР «Княжпогостский» от 15.04.2013 № 227 Семенова М.И. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета с 26.03.2013 с составом семьи 1 человек.
20 июня 2016 года Семенова М.И. обратилась в администрацию МО МР «Княжпогостский» с заявлением о предоставлении ей государственного жилищного сертификата 2017 года выпуска для приобретения жилья на состав семьи 1 человек.
Пакет документов на Семенову М.И. был представлен администрацией МО МР «Княжпогостский» в Минстрой РК.
31 июля 2017 года Минстрой РК уведомил администрацию МО МР «Княжпогостский» и Семенову М.И. о том, что последняя не имеет права на получение государственного жилищного сертификата 2017 года выпуска, поскольку работа по выдаче сертификатов завершена 20.06.2017, при это сертификаты выданы гражданам по категории «инвалиды» с датами постановки на учет по 04.04.2012. Кроме того, указано на отсутствие у истца права состоять на учете с 26.03.2013 по тому основанию, что истец проживает на территории МО МР «Княжпогостский», который отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, лишь 01.04.1992, в связи с чем Семенова М.И. не считается прибывшей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992, а также стаж её работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежит учету лишь с 01.04.1992, в связи с чем у истца на 26.03.2013 отсутствовал 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также Минстрой РК указал на отсутствие истцом в представленных документах обязательства о сдаче жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
Рассматривая требование истца о признании права на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет 26.03.2013, суд верно оценил обстоятельства спора и руководствуясь положениями указанного Федерального закона пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в этой части.
Как верно установил суд, в силу ст.5 Федерального закона № 125-ФЗ для инвалидов I и II групп и пенсионеров учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности, следовательно, на момент принятия Семеновой М.И. на учет 26.03.2013 стаж её работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях даже при исчислении с 01.04.1992 составил более 15-ти лет.
Иное толкование ответчиком положений закона не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Отказывая в удовлетворении иска в части признания права на получение государственной жилищной субсидии без оформления обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения, суд исходил из следующих обстоятельств дела.
Установлено, что Семенова М.И. с 14.10.1988 зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем на праве общей совместной собственности С.Е.А.., С.Н.В. и А.Д.К.
Как следует из представленной в материалы учетного дела справки, в состав семьи, проживающей с истцом, входит собственник квартиры С.Е.А.
Брак между Семеновой М.И. и С.Е.А. не зарегистрирован.
По запросу суда администрацией ГП «Емва» представлено учетное дело С.Е.А., из которого следует, что С.Е.А.. состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма муниципального жилищного фонда, с составом семьи 5 человек, проживающих по адресу: <Адрес обезличен>. При этом с 2010 года по настоящее время Семенова М.И. числится в составе семьи С.Е.А.. и указана во всех документах как его супруга.
Таким образом, Семенова М.И. вселена в жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> собственником квартиры С.Е.А. в качестве члена его семьи, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья в составе семьи С.Е.А..
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не может претендовать на получение государственной жилищной субсидии без оформления обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. от 17.07.2011 г., действовавшей на момент постановки истца на учет) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.
Гражданам, продавшим жилье, принадлежащее им на праве собственности, уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Таким образом из положений Федерального закона следует, что передача жилого помещения муниципальному органу и его освобождение возлагаются на гражданина, проживающего в занимаемом им жилом помещении по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности. Данное положение в полной мере согласно требованиям закона возлагается на членов семьи лица, претендующего на получение жилищной субсидии.
Поскольку согласно материалам дела Семенова М.И., проживает в жилом помещении, которое на праве собственности принадлежит членам ее семьи. При этом никто из них не выезжает из местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что истица лишена возможности дать обязательство об освобождении жилого помещения и передаче его органу муниципального образования. При этом из материалов дела не следует, что истица своими действиями по распоряжению правом пользования жилым помещением или жилым помещением лишила себя указанного права и самого помещения.
Жилое помещение, в котором в настоящее время проживает истица предоставлено предприятием членам семьи истицы. При этом ее право пользования данным жилым помещением с учетом того, что жилое помещение предоставлено ни в порядке приватизации жилищного фонда государственной или муниципальной собственности, не свидетельствует о возможности распоряжения истицей данным помещением и освобождении его вопреки интересам членов семьи не изъявившим желание получения социальной выплаты.
Анализ положений закона позволяет сделать выводов о том, что федеральный законодатель не связывает возможность отказа гражданину в выдаче государственного жилищного сертификата с неисполнением не возникших у него обязательств.
По изложенным доводам подлежат удовлетворению требование истца о праве на получение государственной жилищной субсидии без оформления обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
Поскольку при разрешении спора судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, решение суда нельзя признать законным, следовательно, он подлежит отмене.
Судебная коллегия в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым исковые требования истца удовлетворить.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 марта 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Семеновой М.И. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми отменить и вынести в этой части новое решение, которым признать право Семеновой М.И. на получение государственной жилищной субсидии без оформления обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: