Дело № 2-1178/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2013 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А., при секретаре Асеевой С.Н.,
с участием представителя истца Вотиновой Ю.И.,
прокурора Лысьвенской городской прокуратуры Дружковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску администрации г.Лысьвы Пермского края к Отделу судебных приставов по г. Лысьве Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Лысьвы Пермского края обратилась в суд с иском к Отделу судебных приставов по г.Лысьве Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю (далее «ОСП по г.Лысьве УФФП России») об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем указанного отдела вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству № об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение ФИО5, как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация города Лысьвы как должник не уклонялась от исполнения и объективно не могла в пятидневный срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении жилого помещения, поскольку приобретение жилого помещения целевого назначения осуществляется за счет средств краевого бюджета, и требует более продолжительного периода времени. Субвенции на приобретение жилого помещения для ФИО5 у истца имелись, однако, в 2011-2012 годах истцом ввиду отсутствия жилья на рынке, купить жилье не представилось возможным, и при этом, были приняты все меры для приобретения для взыскателя. В установленном нормативными актами порядке в муниципальную собственности жилое помещение было приобретено только 2013 году и ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма предоставлено взыскателю. На основании ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» просит освободить от уплаты исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей по исполнительному производству о предоставлении жилого помещения ФИО5
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю.
В суде представитель истца иск поддержала по изложенным в заявлении доводам.
Прокурор против удовлетворения иска не возражала.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Лысьве УФФП России просила рассмотреть дело без ее участия, в своем письменном отзыве против удовлетворения иска возражала, указав, что оснований для освобождения истца от исполнительского сбора не имеется, поскольку должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства в 2011 году, фактически требование исполнительного документа исполнено ДД.ММ.ГГГГ, доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок не представлены.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю и взыскатель ФИО5, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений не представили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, документы исполнительного производства, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Как установлено судом, по решению Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» возложена обязанность в рамках установленных законом полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобрести за счет средств, благоустроенное жилое помещение для ФИО5. На основании выданного Лысьвенским городским судом исполнительного листа № судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Лысьве УФФП России ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район». Поскольку требования исполнительного листа, должником в предусмотренный п. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пятидневный срок исполнено не было, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов ОСП по г. Лысьве УФФП России ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с истца в размере <данные изъяты> рублей (л.д.6).
Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей (ч.3). При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
В соответствие со статьей 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. При этом, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
По смыслу указанных выше правовых норм следует, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора. Истцом суду представлены доказательства своей невиновности, при своевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства, содержащего требование об исполнении требований исполнительного документа, и наличии информации о сроке исполнения обязательства истец в срок, установленный для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Так, в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ и п. 14.2 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.09.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей перечисляются в виде субвенций из бюджета Пермского края органам местного самоуправления. При этом из содержания статей 5 и 6 Закона Пермского края от 27.04.2012 № 31-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» следует, что такие субвенции являются единственным источником финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданного государственного полномочия по обеспечению указанных категорий лиц жилой площадью.
Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
25.04.2013 года Постановлением администрации г. Лысьвы от 25.04.2013 года № 1288 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», согласно которому приобретение жилых помещений в муниципальную собственность осуществляется путем проведения процедур размещения заказа на право заключения муниципального контракта (договора купли-продажи) с победителем конкурсных торгов; путем публикации извещения в средствах массовой информации о приобретении жилого помещения по рыночной стоимости, на основании отчета об оценке рыночной стоимости жилого помещения, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации». На основании решения комиссии о приобретении жилых помещений комитет имущественных отношений администрации г. Лысьвы подает объявление в средства массовой информации о приобретении жилого помещения; осуществляет подбор жилых помещений в соответствии с требуемой площадью и стоимостью жилого помещения и представляет информацию в комиссию; комиссия осуществляет осмотр жилого помещения с последующим составлением акта осмотра жилого помещения и выносит соответствующее решение; комитет на основании решения комиссии о соответствии жилого помещения санитарным и техническим требованиям запрашивает у Продавца жилого помещения документы, подтверждающие право владения жилым помещением и отчет об оценке рыночной стоимости жилого помещения; комитет готовит проект договора купли-продажи жилого помещения, направляет его на подпись главе Лысьвенского городского округа и продавцу; в течение семи рабочих дней после подписания договора купли-продажи комитет регистрирует право собственности за муниципальным образованием "Лысьвенский городской округ" в Управлении Росреестра по Пермскому краю; в течение трех рабочих дней после оформления права муниципальной собственности комитет принимает жилое помещение по акту приема-передачи; представляет в финансовое управление администрации города Лысьвы на оплату денежных средств по договору купли-продажи необходимые для этого документы. Финансовое управление администрации города Лысьвы в течение десяти рабочих дней на основании представленных документов перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения. На основании свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности комитет включает жилое помещение в состав казны Единого реестра муниципальной собственности муниципального образования «Лысьвенский городской округ».
Учитывая, что исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей обусловлено соблюдением установленного нормативными актами порядка, суд находит обоснованным довод истца, о том, что такое решение не могло быть исполнено в пятидневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника. Произвольное расходование бюджетных средств не допускается законом. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, истец не мог произвольно приобрести жилое помещение для ФИО5 по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
Судом установлено, что в период 2011-2012 годах истец, руководствуясь нормами Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ неоднократно проводил конкурсы по приобретению жилья, однако принятые меры не привели к реальному приобретению жилых помещений ввиду отсутствия на рынке жилья г. Лысьвы жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным в решении суда. Денежные средства из бюджета Пермского края на 2013 года были перечислены истцу 21.03.2013 года. Истец, в порядке, установленном нормативным актом органа местного самоуправления исполнил решение 13.09.2013 года, предоставив ФИО5 жилое помещение по договору социального найма.
Исходя из указанных выше норм закона и при установленных обстоятельствах, свидетельствующих о принятии должником всех мер для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, истца следует признать невиновным в несоблюдении срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа. Следовательно, оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Администрацию города Лысьвы Пермского края освободить от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Лысьве Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Киселева