2-2312/2022
УИД 22RS0068-01-2021-009344-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2022 года г. Барнаул
Центральный районный суд .... края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ереминой .... к Отделению пенсионного фонда России по .... о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Еремина Н.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Пенсионного Фонда РФ по .... (далее – ОПФР по ...., Отделение) с требованиями о включении в специальный стаж периодов работы:
- на Лениногорском полиметаллическом комбинате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сепараторщика 3 разряда в цехе дробления и обогащения;
- на Лениногорском полиметаллическом комбинате и в АО «Лениногорский полиметаллический комбинат» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности грохотовщика 3 разряда в цехе дробления и сортировки;
- в АО «Лениногорский полиметаллический комбинат», в Лениногорском горно-металлургическом комплексе, на обогатительной фабрике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности грохотовщика 3 разряда в отделении дробления, сортировки и обогащения;
- в ОАО «Казцинк», АО «Казцинк», ТОО «Казцинк» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сепараторщика 4 и 5 разряда участка дробления и обогащения.
В обоснование иска указано, что Еремина Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ Управления ПФ в .... от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работы.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал, просил включить заявленные периоды в специальный стаж по Списку № по позиции 53-Б, назначить досрочно пенсию. Указал, что при принятии заявления от истца сотрудниками пенсионного фонда необоснованно указано об обращении по списку №. Еремина Н.Н. не является специалистом в области пенсионного законодательства и не могла проверить заявление оформленное сотрудником. Все документы о праве на льготу были предоставлены по списку №, решение ответчиком вынесено по списку № необоснованно.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился по доводам письменного отзыва.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дне, месте и времени судебного разбирательства, ее интересы в судебном заседании представляет Лазарева Ю.В.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, защиты интересов истца представителем. Ходатайств об отложении разбирательства в адрес суда не поступало.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Еремина Н.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в .... о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пп.2 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ, представила необходимые документы.
Решением УПФР в .... №.7 от ДД.ММ.ГГГГ Ереминой Н.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа по списку №.
Не включены в специальный стаж периоды работы:
- на Лениногорском полиметаллическом комбинате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сепараторщика 3 разряда в цехе дробления и обогащения, поскольку в архивной справке не указано какие именно полезные ископаемые обрабатывались, не указан способ обогащения руды, не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня;
- на Лениногорском полиметаллическом комбинате и в АО «Лениногорский полиметаллический комбинат» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности грохотовщика 3 разряда в цехе дробления и сортировки, поскольку в архивной справке не указано какие именно полезные ископаемые обрабатывались, не указан способ обогащения руды, не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня;
- в АО «Лениногорский полиметаллический комбинат», в Лениногорском горно-металлургическом комплексе, на обогатительной фабрике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности грохотовщика 3 разряда в отделении дробления, сортировки и обогащения, поскольку архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная РГОК ТОО «Казцинк», содержит недостоверные сведения;
- в ОАО «Казцинк», АО «Казцинк», ТОО «Казцинк» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сепараторщика 4 и 5 разряда участка дробления и обогащения, поскольку работа осуществлялась после даты отмены института досрочных пенсий в .....
Страховой стаж истца составил 32 года 10 месяцев 24 дня, специальный стаж по Списку № – 6 месяцев 27 дней.
Суд полагает необходимым отметить, что пенсионным фондом .... (клиентская служба) необоснованно рассмотрено заявление истца исключительно для оценки пенсионных прав по списку №, о чем приведено в решении в разделе 2.
Еремина Н.Н. представила справки работодателя, приложив к заявлению, о наличии права на досрочную пенсию по списку №. Сведения, содержащиеся в документах, представленных истцом, были проигнорированы сотрудниками ответчика. Должная оценка сотрудниками отдела пенсионных прав не произведена. Неполнота проверки привела к принятию отрицательного решения о праве по списку №, по которому фактически Еремина Н.Н. не претендовала на пенсию. Рассмотрение носило формальный характер, не отвечающий интересам гражданина и не соответствующий требованиям к реализации полномочий сотрудниками пенсионного фонда.
При наличии сомнений в представленных истцом справках, наличии в них неточностей сотрудники ответчика были обязаны направить проверочные запросы в компетентные органы иностранного государства.
При разрешении спора суд руководствуется следующими нормами специального законодательства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу пп.2 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Суд отмечает, что обращение истца в пенсионный фонд было оформлено как поданное по пп.2 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и спорные периоды рассматривались по Списку№2 1956 года и 1991 года.
С учетом анализа вышеизложенных норм права и оценки представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что должность истца относится к Списку №1 и заявление следовало рассмотреть по пп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 указанного Федерального закона).
Как предусмотрено ч. 4 ст. 30 указанного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации ст.ст.30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п. «а» п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Разделом II "Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых" Списка N 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены рабочие, занятые на дроблении, измельчении, помоле, сортировке и обогащении руд черных металлов, нерудных ископаемых и горнохимического сырья, содержащих в пыли 2% и более кристаллической (свободной) двуокиси кремния: бункеровщики, грохотовщики, дозировщики, дробильщики, машинисты конвейеров, машинисты мельниц, машинисты питателей, занятые на подаче сухого сырья; сепараторщики (на сухом помоле); машинисты крана (крановщики) (позиция 1020100а-1753б).
С учетом того, что в спорные периоды трудовая деятельность Ереминой Н.Н. проходила в Республике Казахстан, к спору подлежат применению положения международного законодательства.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (в том числе, Республики Казахстан), урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года закрепляет, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Согласно ст.11 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Распоряжением Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР.
На основании п.4 данных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР (п.5 Рекомендаций).
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», вступившим в силу с 1 января 1998 года, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности в ст.ст.8-9 указаны категории граждан, имеющие право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 года не предусмотрено.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае специальный стаж на работах с вредными условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерации из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерации из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 года №ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Оценивая требования истца о включении периодов работы в специальный стаж с 5 марта 1991 года по 1 февраля 1992 года, с 1 февраля 1992 года по 31 января 1993 года, с 1 февраля 1997 года по 8 февраля 2000 года, суд приходит к следующим выводам.
Решением УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края №7.7 от 24 сентября 2020 года Ереминой Н.Н. не включены в специальный стаж периоды работы.
В материалы дела представлены архивные справки.
Согласно архивной справки Риддерского филиала КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документаций ВКО от 3 марта 2018 года в личных карточках Т-2 Ереминой Н.Н., рабочей цеха дробления и обогащения Лениногорского полиметаллического комбината и АО «Лениногорский полиметаллический комбинат» имеются сведения: приказ №01 от 5 марта 1991 года – сапараторщик 3 разряда с 5 марта 1991 года, приказ №6к от 13 февраля 1992 года – грохотовщик в отделении дробления и сортировки 3 разряда с 1 февраля 1992 года, приказ №133 от 31 января 1997 года – уволена переводом в ОАО «Казцинк» с 31 января 1991 года.
В архивной справке Риддерского филиала КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документаций ВКО от 24 августа 2020 года имеются сведения о заработной плате Ереминой Н.Н. с 1989 года по 1997 год.
В архивной справке ТОО «Казцинк» имеются сведения о заработной плате Ереминой Н.Н. с 1997 года по 2001 год.
В материалы дела представлены сведения о страховых взносах за период с марта 1998 года по март 2018 года.
Согласно архивной справке ТОО «Казцинк» от ДД.ММ.ГГГГ Еремина Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работала в цехе дробления и обогащения, отделении дробления и сортировки грохотовщиком 3 разряда (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ переведена на обогатительную фабрику в цех дробления и обогащения – грохотовщиком 3 разряда (приказ №к от ДД.ММ.ГГГГ).
Представлены справки о переименовании предприятия ТОО «Казцинк».
В соответствии со справкой ТОО «Казцинк» от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работы или условия труда, Еремина Н.Н. постоянно, полный рабочий день работала с 1 февраля 1997 года по 8 февраля 2000 года в должности грохотовщика участка дробления и обогащения, которая занималась наблюдением за работой грохотов, сит и другого оборудования в зоне обслуживания, удалением посторонних предметов. Контролем качестве грохочения. Регулирование работы грохотов, сит, питателей и подачи воды при мокром грохочении производительностью от 100 кв.м./час до 500 кв.м./час. Работа проводилась на поверхности рудника по обогащению руды, при производстве которых образуется пыль из руд и пород, содержащих 10% и более свободной двуокиси кремния. Данная работа относится к Списку №1 1991 года.
Анализируя представленные документы в соответствии с требованиями вышеприведенного законодательства, суд приходит к выводу, что они могут быть приняты судом как допустимое доказательство.
Справки подтверждающие выполнение работы в особых условиях труда и оплату страховых взносов выданы компетентными органами.
Ответчиком опровергающих доказательств в материалы гражданского дела по правилам ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж.
Период работы, заявленный с ДД.ММ.ГГГГ суд ограничивает ДД.ММ.ГГГГ с целью избежать задвоения периода с последующим на 1 день.
Нахождение в отпусках без содержания в спорные периоды, простоя предприятия не установлено.
Оценивая требования о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
Решением пенсионного органа истцу отказано во включении в специальный стаж периода работы в ОАО «Казцинк», АО «Казцинк», ТОО «Казцинк» с 9 февраля 2000 года по 22 февраля 2018 года в должности сепараторщика 4 и 5 разряда участка дробления и обогащения, поскольку работа осуществлялась после даты отмены института досрочных пенсий в Республике Казахстан.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 года № 675-XII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» право на пенсию на льготных условиях имели право мужчины по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 на работах, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Действие вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено до 1 января 2001 года в соответствии со статьями 2, 5 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1996 года № 32-I «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР» со дня опубликования Закона от 16 июля 1996 года № 32-I (с 27 июля 1996 года).
Институт досрочной пенсии указанной категории работников в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», действующим с 1 января 1998 года, которым назначение досрочной страховой пенсии по старости указанной категории работников не предусмотрена.
Вместе с тем, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 этого же Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Анализ п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года содержится в решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 года № 01-1/6-04, консультативном заключении Экономического Суда СНГ № 01-1/4-12 от 29 ноября 2012 года о толковании п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Таким образом, по смыслу положений п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года.
Аналогичная правовая позиция была изложена и в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года (в редакции от 29 декабря 2010 года).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.
Согласно Решению Экономического Суда СНГ № 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 года «О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года» в соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения; трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа указанных положений следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорных периодов работы истца в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан. Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» не содержит в себе положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
В соответствии со справкой ТОО «Казцинк», уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии, Еремина Н.Н. с 8 февраля 2000 года по 22 февраля 2018 года работала в должности сепараторщика участка дробления и обогащения, которая занималась ведением процесса сепарации на электромагнитных электростатических, винтовых, полиградиентных сепараторах, гидросепаратора, наблюдением за работой обслуживающих сепараторов, промывателей, гидросмесителей, регулирование магнитного поля и силы тока в зависимости от качества руды, получаемого концентрата и потерь руды в отходах. Работа производилась на поверхности рудника по обогащению руды, при производстве которых образуется пыль из руд и пород, содержащих 10% и более свободной двуокиси кремния. Производство – добыча полиметаллических руд подземным способом.
Таким образом, данная работа относилась к Списку №1 1991 года.
Согласно архивной справке от 6 июня 2019 года ТОО «Казцинк» Еремина Н.Н. с 9 февраля 2000 года работала на обогатительной фабрике в цехе дробления и обогащения, сепараторщиком 3 разряда (приказ №7-к от 25 февраля 2000 года); с 1 мая 2000 года на обогатительной фабрике в цехе дробления и обогащения, сепараторщиком 4 разряда (приказ №20-к от 29 мая 2000 года); с 1 октября 2007 года на обогатительной фабрике в цехе дробления и обогащения, сепараторщиком 5 разряда (приказ №253-к от 1 октября 2007 года); 1 мая 2013 года переведена на Тишинский рудник, участок дробления и обогащения сепараторщиком 5 разряда (приказ №126-к от 29 апреля 2013 года); с 1 марта 2015 года Тишинский рудник, отделение дробления и обогащения, участок дробления, обогащения и подготовительно – закладочных работ, сепараторщиком 5 разряда (приказ №34-к от 2 февраля 2015 года); с 1 августа 2015 года Тишинский рудник, участок дробления и обогащения сепараторщиком 5 разряда (приказ №205-к от 1 июля 2015 года); с 19 февраля 2018 года трудовой договор расторгнут.
В указанный период у истца имелись отпуска без содержания: с 12 января 2008 года по 15 января 2008 года, с 22 ноября 2012 года по 30 ноября 2012 года.
Представлены сведения о начислении заработной платы Ереминой Н.Н. с 1997 года по 2015 год.
Согласно справке некоммерческого АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 12 августа 2020 года на Еремину Н.Н. перечислялись обязательные пенсионные взносы. Представлены сведения о перечислении страховых взносов за период с 1998 года по март 2018 года.
Таким образом, принятое решение пенсионного фонда об отказе по данным основаниям является незаконным.
Доводы ответчика о том, что периоды работы с 1 января 2002 года засчитываются в специальный стаж при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», не могут быть приняты по внимание, поскольку факт уплаты страховых взносов на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтвержден документами об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение либо на социальное страхование на территории Республики Казахстан.
В материалах дела содержится информация, предоставленная АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения о том, что за истца с 5 марта 1998 года поступали взносы на индивидуальный пенсионный счет. Представлена информация о пенсионных накоплениях за период с марта 1998 года по март 2018 года.
В данном случае уплата взносов производилась в пенсионные органы другого государства, в связи с чем требование об уплате страховых взносов по тарифам, установленным законом Российской Федерации, не обоснованно.
На основании изложенного, периоды работы истца 9 февраля 2000 года по 22 февраля 2018 года подлежат включению в специальный стаж, с исключением отпусков без содержания: с 12 января 2008 года по 15 января 2008 года, с 22 ноября 2012 года по 30 ноября 2012 года, согласно Правил № 516.
Оценивая право истца на назначение пенсии, суд приходит к следующим выводам.
Назначение пенсии носит заявительный характер, поскольку в соответствии с п.п. 1, ч.2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
По запросу суда представлена информация специалистом пенсионного фонда о расчете специального, страхового стажа, ИПК.
С учетом включенных судом периодов работы по списку № 1 специальный стаж истца составит 23 года 5 месяцев 15 дней, страховой стаж – 32 года 2 месяца 20 дней.
ИПК достаточно для назначения страховой пенсии (29,701).
Таким образом, Ереминой Н.Н. выработан требуемый специальный стаж в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем она имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по достижении возраста 45 лет.
С заявлением о назначении пенсии истец обратилась 12 июня 2020 года, в 51 год.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно, пенсия подлежит назначению с 12 июня 2020 года (дата подачи заявления). Более ранних обращений по пенсионному делу не установлено.
На основании вышеизложенного, на ответчика подлежит возложению обязанность включить в специальный стаж периоды работы истца, назначить досрочно пенсию по старости с момента подачи заявления.
Оснований для признании решения пенсионного фонда незаконным при рассмотрении настоящего спора суд не усматривает. Оценка принятого решения является основанием спора о праве на включение периодов в специальный стаж, назначение пенсии и не требует самостоятельного разрешения.
На основании изложенного, суд удовлетворяет требования в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
При обращении в суд Ереминой Н.Н. оплачена государственная пошлина в размере 900 руб., вместе с тем государственная пошлина при подаче иска неимущественного характера составляет 300 руб.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Таким образом, суд возвращает истцу излишне уплаченную госпошлину в сумме 600 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по .... включить в специальный стаж по списку № Ереминой .... периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, иных); назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по .... в пользу Ереминой .... расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
Обязать МИФНС России № по .... возвратить излишне оплаченную государственную пошлину по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ в ПАО Сбербанк Новосибирское отделение 8047/596 № операции 4980 в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королькова И.А.
....
....