Мировой судья Зеленина А.А.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 февраля 2022 года г. Ахтубинск
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Новак Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щелкановой Е.А.,
с участием ст. помощника Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Семеновой Е.И.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Макаревич Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск ул. Ватутина, д. 18 А,
в порядке пересмотра протест заместителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области Зелениной А.А. от 7 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении № 5-337/2021, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Макаревич Тамары Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, образование высшее, семейное положение замужем, зарегистрированной по месту жительства и проживающей по адресу: <адрес>, работающей заведующей Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением <данные изъяты> до 11 января 2022 года Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением <данные изъяты> находящемся по адресу: <адрес>А,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 7 декабря 2021 года производство по делу об административном правонарушении в отношении заведующей МБДОУ <данные изъяты> Макаревич Т.В. по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением заместитель Ахтубинского городского прокурора Астраханской области, которым возбуждалось дело об административном правонарушении в отношении заведующей МБДОУ «<данные изъяты> Макаревич Т.В., обратился в Ахтубинский районный суд Астраханской области с протестом, в котором просил постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 7 декабря 2021 года отменить, вернуть дело на новое рассмотрение. Указав, что в качестве оснований для признания факта отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, в действиях заведующей МБДОУ <данные изъяты> Макаревич Т.В. судом в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано на отсутствие у образовательного учреждения самостоятельных источников финансирования террористической защищенности объекта, установленный актом обследования и категорирования объекта образования, не истек. При этом в силу системного толкования норм действующего законодательства Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года за № 1006 не устанавливают срок для устранения уже имеющихся нарушений требований террористической защищённости объекта, которые подлежат незамедлительному устранению в силу положений Федерального закона от 6 марта 2006 года за № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а возлагают на комиссию обязанность определения объема мероприятий на два финансовых года, выполнение которых необходимо в целях недопущения новых нарушений указанных требований. Довод об отсутствии у образовательного учреждения самостоятельных источников финансирования мероприятий по противодействию терроризму не основан на нормах действующего законодательства, имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба не могут влиять на выводы о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, а также о его малозначительности.
В судебном заседании представитель Ахтубинского городского прокурора Астраханской области ст. помощник Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Семенова Е.И. поддержала доводы протеста в полном объеме, пояснила, что действующим законодательством не предусмотрены сроки устранения нарушений требований антитеррористической защищенности объектов, сроки в два финансовых года, предусмотренные в Требованиях предусмотрены для выполнения мероприятий антитеррористической защищенности, необходимость выполнения которых возникнет в эти два года, уже имеющиеся нарушения необходимо устранять немедленно. Отсутствие финансирования не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения. Направление должностным лицом писем учредителю о необходимости выделения денежных средств на проведения спорных мероприятий, так же не является основанием для прекращения производства по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в силу того, что существует определённый порядок для включения в бюджетную смету денежных средств на эти расходы, который должностным лицом не соблюдался. На момент прокурорской проверки имели место быть нарушения Требований в учреждении.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, заведующая МБДОУ <данные изъяты> Макаревич Т.В. просила суд в удовлетворении протеста прокурора отказать, постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 7 декабря 2021 года оставить без изменения. Пояснила, что все необходимые мероприятия, на которые не требовалось значительных материальных затрат, ею были выполнены, в том числе и на момент прокурорской проверки. Те мероприятия, на которые требуются значительные денежные средства, ею не исполнены в полном объеме. На 1 сентября 2021 года тревожная кнопка была установлена.
Выслушав ст. помощника Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Семенову Е.И., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заведующую МКДОУ <данные изъяты> Макаревич Т.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствие со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из постановления заместителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 июня 2021 года в отношении заведующей МБДОУ <данные изъяты> Макаревич Т.В. по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, следует, что 3 июня 2021 года в здании МБДОУ <данные изъяты> находящемся по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск ул. Сталинградская, д. 6А, заведующей Макаревич Т.В. были допущены нарушения Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещений Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года за № 1006 (далее Требования), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, а именно п.п. «г», «в», «и» п. 24 (в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии (п.п. «г»); обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием (п.п. «в»); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории)(п.п. «и»), и п.п. «б», «г» п. 25 (в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (п.п. «б»); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (п.п. «г»).
3 июня 2021 года старшим помощником Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Семеновой Е.И. была проведена выездная проверка соблюдения МБДОУ <данные изъяты> требований к антитеррористической защищенности, в ходе которой было установлено, что в помещении детского сада имеются нарушения п.п. «г», «в», «и» п. 24, п.п. «б», «г» п. 25 Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий). Указанные обстоятельства были отражены в акте выездной проверки от 3 июня 2021 года и подтверждаются сведениями о состоянии антитеррористической защищённости в МБДОУ <данные изъяты> от 15 июня 2021 года.
Согласно приказу Управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» за № 234 от 26 июля 2006 года Макаревич Т.В. была принята на должность заведующей МБДОУ <данные изъяты> с 26 июля 2006 года.
Заведующей Макаревич Т.В. был представлен договор № 74 на проведение работ по монтажу и подключению технических средств тревожной сигнализации к пульту централизованного наблюдения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО ЧОО «Дозор» и МБДОУ <данные изъяты> коммерческое предложение отделения вневедомственной охраны по Ахтубинскому району филиала ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области» от 18 мая 2021 года на оказание услуг по охране постами вневедомственной охраны войск национальный гвардии, дневной пост – стоимость 1 часа охраны объекта 310 рублей.
Из объяснений заведующей Макаревич Т.В. следует, что на момент проверки в здании детского сада обеспечивался пропускной и внутриобъектовый режимы, осуществлялся контроль за их функционированием, также было исключено бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, что следует из приказов о назначении ответственных лиц, назначался дежурный из числа сотрудников учреждения, проводились инструктажи с персоналом, велась регистрация посещающих. В настоящее время здание детского сада оснащено системами передачи тревожных сообщений, которые поддерживаются в исправном состоянии. Что касается обеспечения охраны здания детского сада сотрудниками частных охранных организаций, и оборудование основных входов в здание контрольно-пропускными пунктами, то указанные положения Требований к антитеррористической защищённости объектов не исполнены, ввиду отсутствия финансирования детского сада на указанные цели управлением образования МО «Ахтубинский район» и администрацией МО «Ахтубинский район», кроме того, для создания постов охраны здания необходима его реконструкция.
В период с 2019 года по 2021 год заведующая Макаревич Т.В. неоднократно обращалась в управление образованием МО «Ахтубинсукий район» и администрацию МО «Ахтубинский район» о включении в бюджет и выделение средств для проведения антитеррористических мероприятий, предусмотренных Требованиями, в МБДОУ <данные изъяты> в частности п.п. «г» п. 24, п.п. «б», «г» п. 25 Требований.
В результате на исполнение мероприятий, предусмотренных п.п. «г» п. 24 Требований, финансирование было предоставлено во второй половине 2021 года, на момент прокурорской проверки 3 июня 2021 года эти мероприятия проведены не были. Денежные средства на выполнение мероприятий, указанных в п.п. «б», «г» п. 25 Требований, в бюджетных сметах МО «Ахтубинский район» на 2020 финансовый год и на 2021 финансовый год предусмотрены не были, соответственно, на момент прокурорской проверки указанные мероприятия проведены не были, что не оспаривалось лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из сообщения администрации МО «Ахтубинский район» от 18 октября 2021 года следует, что в рамках подпрограммы «Профилактика экстремизма и терроризма в Ахтубинском районе» управлению образованием администрации МО «Ахтубинский район» для реализации мер подведомственными муниципальными учреждениями, в рамках антитеррористических мероприятий, в 2021 году выделено 1500000 рублей для оснащение объектов, в том числе детских садов, системами передачи тревожных сообщений в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Актом обследования и категорирования МБДОУ <данные изъяты> от 27 сентября 2019 года здание детского сада было отнесено к третей категории опасности, установлены сроки исполнения положений Требований к антитеррористической защищённости объектов, отраженные в акте выездной проверки от 3 июня 2021 года, четвёртый квартал 2021 года.
Указанные сроки выполнения спорных требований были отражены в паспорте безопасности учреждения, утверждённом 29 июня 2020 года.
Часть 1 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
5 сентября 2009 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, одной из задач противодействия терроризму которой является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 42 указанной Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ч. 1, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составлением и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
На основании ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
На основании ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года за № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно Уставу МБДОУ <данные изъяты> утверждённого приказом Управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» 11 мая 2016 года за № 100, действовавшему по состоянию на 3 июня 2021 года, заведующая осуществляет общее руководство образовательным учреждением, назначается на должность приказом учредителя, то есть администрацией МО «Ахтубинский район» в лице управления образованием МО «Ахтубинский район».
Таким образом, на заведующую учреждением возлагаются обязанности создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Невыполнение данной обязанности ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся и сотрудников образовательной органзации, а также создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
Из Устава МБДОУ «<данные изъяты>» утверждённого приказом Управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» 11 мая 2016 года за № 100, действовавшего по состоянию на 3 июня 2021 года, следует, что учреждение по своей организационно-правой форме является бюджетным учреждением, по типу образовательной организации – дошкольная общеобразовательная организация. Учредителем учреждения является администрация МО «Ахтубинский район» в лице Управления образованием МО «Ахтубинский район». Учредитель получает полную информацию о деятельности образовательного учреждения, в том числе, знакомится с материалами бухгалтерского учета, отчетности, осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством.
Согласно Положению об управлении образованием администрации МО «Ахтубинский район», утвержденному решением Совета МО «Ахтубинский район» от 29 апреля 2021 года за № 178, Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банка, лицевой счет в соответствии с законодательством РФ, печать установленного образца, штампы и бланки со своим наименованием, другие реквизиты. Управление является муниципальным учреждением, финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета МО «Ахтубинский район». На Управление возлагается решение вопросов местного значения в сфере образования, осуществления государственной семейной и молодежной политики с учетом национально-региональных особенностей, отнесенных к компетенции МО «Ахтубинский район» законодательством РФ, Астраханской области, решениями органов местного самоуправления МО «Ахтубинский район». Управление является учредителем муниципальных учреждений образования. Управление выполняет функцию по распределению доведенных главным распорядителем бюджетных ассигнований, лимитов и объемов финансирования между получателями средств, находящимися в ведении Управления.
Таким образом, согласно действующему законодательству исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищённости является обязанностью, как образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Администрация МО «Ахтубинский район» в лице Управления образованием МО «Ахтубинский район» является учредителем образовательного учреждения – МБДОУ <данные изъяты> субъектом антитеррористической деятельности, к компетенции которого относится осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в связи, с чем обязана обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму, что направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В свою очередь, на заведующую МБДОУ «<данные изъяты>» Макаревич Т.В. действующим законодательством возложено обеспечение в учреждении мероприятий в области противодействия терроризму.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2018 года за № 1006 были утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, определяют порядок категорирования объектов, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий), сроки осуществления указанных мероприятий учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Во исполнение Требований к антитеррористической защищённости объектов Постановлением администрации МО «Ахтубинский район» от 23 сентября 2019 года за № 645 создана Межведомственная комиссия по проведению обследования и категорирования объектов (территорий) учреждений образования МО «Ахтубинский район».
27 сентября 2019 года Межведомственной комиссией проведено обследование МБДОУ <данные изъяты> присвоена 3 категория опасности, определен перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта с учетом его категории, а также же сроки осуществления указанных мероприятий.
В отношении объектов 3 категории опасности Перечень требующих осуществления необходимых антитеррористических мероприятий приведен в пунктах 24-25 Требований к антитеррористической защищенности объектов, в том числе:
- обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием (п.п. «в» п. 24);
- оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии (п.п. «г» п. 24),
- исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) (п.п. «и» п. 24),
- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (п.п. «б» п. 25),
- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (п.п. «г» п. 25).
Указанные мероприятия включены в акт обследования и категорирования от 27 сентября 2019 года, часть из которых предполагает финансирование по гражданско-правовым договорам.
Как указывалось выше, несмотря на то, что <данные изъяты> не имеет финансовой возможности оплачивать услуги соответствующих организаций, а орган местного самоуправления принимает участие в профилактике терроризма и экстремизма, является учредителем детского сада, собственникам здания учреждения, администрация МО «Ахтубинский район» через Управление образованием МО «Ахтубинский район» осуществляет финансирование деятельности учреждения в сфере антитеррористической защищенности за счет бюджетных средств, материалы дела не свидетельствуют о том, что заведующая учреждением Макаревич Т.В. приняла все зависящие от нее меры по выполнению указанных мероприятий. Отсутствие финансирования нельзя считать принятием всех возможным и необходимых мер для устранения нарушений.
В период с 2019 года по 2021 год заведующая Макаревич Т.В. неоднократно обращалась в управление образованием МО «Ахтубинсукий район» и администрацию МО «Ахтубинский район» о включении в бюджет и выделение средств для проведения антитеррористических мероприятий, предусмотренных Требованиями, в МБДОУ <данные изъяты> в частности п.п. «г» п. 24, п.п. «б», «г» п. 25 Требований.
При этом мировым судьей не дана оценка действиям заведующей Макаревч Т.В., то есть вносила ли она как руководитель муниципального учреждения в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий.
Что касается оснащения учреждения системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", на момент прокурорской проверки от 3 июня 2021 года эти мероприятия проведены не были.
В последующем управлением образования МО «Ахтубинский район» была выделена субсидия на указанные цели, Макаревич Т.В., как указывает последняя, были предприняты меры для реализации указанного мероприятия путем заключения с ООО ЧОО «Дозор» договора на проведение указанных работ, договора на обслуживание комплекса технических средств тревожной сигнализации. Сведения и материалы о выполнении указанного мероприятия мировым судьей не исследовались.
Из акта выездной проверки от 3 июня 2021 года и из постановления заместителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области о возбуждении дела об административным правонарушении от 16 июня 2021 года следует, что положения Требований об обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием, об исключении бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) (п.п. «в», «и» п. 24 Требований), не требующих значительных финансовых затрат, не выполнялись учреждением на момент проведения прокурорской проверки.
Заведующая МБДОУ <данные изъяты> Макаревич Т.В. в свою очередь пояснила, что указанные мероприятии были выполнены, издавались приказы о назначении ответственных лиц, назначался дежурный из числа сотрудников учреждения, проводились инструктажи с персоналом, велась регистрация посещающих.
При этом мировым судьей не были истребованы и изучены указанные документы, не была дана оценка выполнению мероприятий, предусмотренных п.п. «в», «и» п. 24 Требований, в МБДОУ <данные изъяты> на момент прокурорской проверки 3 июня 2021 года.
Допущенные мировым судьей нарушения требований ст. ст. 24.1, 29.10 КоАП РФ, указанные выше, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
Далее, как указывалось выше, в акте обследования и категорирования от 27 сентября 2019 года установлены сроки выполнения спорных мероприятий к антитеррористической защищенности – четвертый квартал 2021 года, что согласуется с п.п. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищённости объектов, учитывая, что указанные требования действуют с 17 августа 2019 года.
По смыслу положений Требований к антитеррористической защищенности объектов необходимость выполнение тех или иных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов связана с категорией опасности объекта. Определив категорию опасности объекта, возможно, установить имеются ли на объекте нарушения положений Требований к антитеррористической защищённости объектов, и соответственно какие мероприятия необходимо провести для устранения этих нарушений, и в какие сроки, что и было сделано межведомственной комиссией 27 сентября 2019 года.
На момент проведения выездной прокурорской проверки 3 июня 2021 года срок реализации спорных мероприятий, предусмотренных п.п. «г» п. 24, п.п. «б», «г» п. 25 Требований, установленных актом, не истек. Однако как указывалось выше, денежные средства на мероприятия, предусмотренные п.п. «б», «г» п. 25 Требований, в бюджетной смете МО «Ахтубинский район» ни на 2020 финансовый год, ни на 2021 финансовый год, предусмотрены не были, соответственно, независимо от установленных сроков, спорные мероприятия в учреждении реализованы не были, и не реализованы до настоящего времени. При этом проведение мероприятий, направленных на профилактику терроризма и борьбу с ним, необходимо осуществлять незамедлительно.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административным правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Допущенные мировым судьей нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административным правонарушении, в связи, с чем постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области Зелениной А.А. от 7 декабря 2021 года по делу об административным правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» Муниципального образования «Ахтубинский район» Макаревич Т.В., нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене и возвращению дела на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
РЕШИЛ:
Протест заместителя Ахтубинского городскго прокурора Астраханской области удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области Зелениной А.А. от 7 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении № 5-337/2021, предусмотренном частью 1 статьей 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты> Макаревич Тамары Викторовны, отменить, возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> Макаревич Тамары Викторовны, на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области.
Судья: Новак Л.А.