Решение по делу № 2-1898/2017 (2-9311/2016;) от 22.11.2016

                                                                                                                     Дело № 2-1898/2017

                                                                                  Копия

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

22 февраля 2017 года                                г.Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Полянской Е.Н.

При секретаре                Олиной А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамаевой Е.Г. к Правительству Красноярского края, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управлению социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности включить в реестр учета граждан, выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Мамаева Е.Г. обратилась в суд с иском к МЧС России, Управлению социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности включить в реестр учета граждан, выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на меры социальной поддержки. Свои требования мотивирует тем, что в период с 13.02.1960 по 14.10.1992 проживала в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области. Согласно справки отдела занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска от 25.08.2015, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне с 1949 по 1990гг г. г. Усть-Каменогорск относится к зоне повышенного радиоактивного риска с дозой воздействия радиации на население от 7,0 до 35, 0 бэр. В октябре 1992 года истец переехала жить в п. Ванавара Красноярского края, а с ноября 1997 года проживает в г. Красноярске. При обращении в Управление социальной защиты населения Советского района г. Красноярска с заявлением о выдаче удостоверения установленного образца, дающего право на льготы и компенсации, получила отказ ввиду того, что в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области не значится.

Истец считает неправомерным непризнание ее права на получение мер социальной поддержки и не согласна с отказом ей в выдаче удостоверения единого образца как пострадавшей в результате ядерных испытаний, в связи с чем обратилась в суд с настоящими требованиями.

С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве соответчика судом привлечено Правительство Красноярского края.

В судебном заседании истец Мамаева Е.Г., ее представитель по устному ходатайству Исаева Е.А., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Полагают недостоверными выводы проведенной по настоящему делу экспертизы, поскольку документами, полученными в Республике Казахстан, подтверждается получение истцом суммарной эффективной дозы более 5 сЗв.

Представитель МЧС России Лукьянова О.В., действующая на основании доверенности от 30.05.2016, против удовлетворения исковых требований возражает, поскольку г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области, где проживала истица, не включен в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ, кроме того, доказательства получения истицей суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) в материалах дела отсутствуют.

Представитель соответчика Правительства Красноярского края, о месте и времени рассмотрения дела извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменные возражения относительно заявленных требований, в которых исковые требования не признал. Указал, что г. Усть-Каменогорск не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.03.1995 № 356-р. Представленные истцом документы выданы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и могут подтверждать право на меры социальной поддержки, установленные Р. Казахстан. Межправительственные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по взаимному признанию социальных гарантий пострадавших от радиации лиц, ранее проживавших в зоне деятельности Семипалатинского ядерного полигона отсутствуют. Поэтому доказательством того, что истец получила суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне данные документы не являются, в связи с чем отсутствуют необходимые условия для выдачи удостоверения установленного образца.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что УСЗН осуществляет только постановку на учет граждан подвергшихся воздействию радиации для предоставления мер социальной поддержки по удостоверениям установленного образца, в связи с чем УСЗН администрации Советского района г. Красноярска не является надлежащим ответчиком по делу.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав доводы участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гарантирует установленные им меры социальной поддержки гражданам, проживавшим в 1949 - 1963 годах в населённых пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включённых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации (статья 1 закона).

Статьей 5 названного Закона установлено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом МЧС России от 18.09.2009 N 540 утвержден Порядок выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне( далее- Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка, для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением и перечнем документов.

Пунктом 4 Порядка установлено, что уполномоченными органами осуществляется: прием и проверка документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; направление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по установленной форме.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.

В силу пункта 6 ст.103 Устава Красноярского края, полномочиями по приему соответствующих документов от граждан, их проверке, принятию решения о включении граждан в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне, обладает Правительство Красноярского края.

Согласно Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных в статье 1 приведенного Закона, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населённых пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включённых в перечни, утверждаемые в установленном порядке (пункт 2 Правил).

Определение населённых пунктов, в которых граждане за счёт внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчётов доз облучения граждан (с учётом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения (пункт 3 Правил).

Определением Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 960-О-П "По жалобе гражданина Ермакова Сергея Лукича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" определено, что часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.

Конституционно-правовой смысл части первой статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", выявленный в настоящем Определении на основе ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, проживал ли гражданин в 1949 - 1963 годах (включая день проведения ядерного испытания) в определённом населённом пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истица с 13 февраля 1960 года по 14 октября 1992 года проживала в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области. Указанные обстоятельства подтверждаются решением Усть-Каменогорского городского суда Восточно-Казахстанской области от 26.11.2015.

В перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р, г. Усть-Каменогорск в Восточно-Казахстанской области не включен.

Следовательно, для получения права на льготы, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», требуется установление факта получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр)

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 № 5 утверждены Методические указания «МУ 2.6.1.2574-2010. Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Согласно п.1.2 МУ 2.6.1.2574-2010, установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие ядерных испытаний определяется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На основании государственного контракта, заключенного МЧС России 20.07.2016 в рамках реализации федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 523, функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующих заключений, возложены на Краевое государственное бюджетное учреждение "НИИ". (г. Барнаул) В рамках выполнения государственного контракта, указанным институтом производятся расчеты индивидуальных доз облучения граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с Методическими указаниями.

По ходатайству стороны истца, определением Советского районного суда г. Красноярска от 20.07.2016 по данному делу была назначена экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос об определении у истицы суммарной дозы облучения в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, проведение которой было поручено КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем".

    Согласно экспертному заключению КГБУ «НИИ" от 19.09.2016 истец Мамаева Е.Г., 13.02.1960 года рождения, проживая г. Усть-Каменогорск в Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР с 13.02.1960 по 31.12.1990 могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв – 0,35 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в г. Усть-Каменогорск в Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР, в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения данной возрастной группы, более 5 сЗв при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В силу ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Поскольку в соответствии с приведенными выше нормами уполномоченной организацией на проведение оценки доз облучения, полученных конкретными лицами, является КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем", представленные истцом доказательства: справка отдела занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска в Восточно-Казахской области от 25.08.2015, согласно которой г. г. Усть-Каменогорск в Восточно-Казахской области относится к зоне повышенного радиоактивного риска с дозой воздействия радиации на население от 7,0 до 35,0 бэр, а так же справка Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, согласно которой суммарная эффективная доза эквивалентная доза Мамаевой Е.Г. составляет 12,833 сЗв, не являются допустимыми доказательствами по настоящему спору и не могут быть приняты во внимание судом.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждения факт получения истицей суммарной (накопленной) дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, позволяющей отнести ее к перечню лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ.

В силу изложенного, отсутствуют правовые основания для признания истца подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании за ней права на получение мер социальной поддержки, следовательно, отсутствуют основания для возложения на Правительство Красноярского края обязанности включить истца в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; и на МЧС России- выдать истцу удостоверение единого образца.

             При таком положении, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

              Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Мамаевой Е.Г. к Правительству Красноярского края, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управлению социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности включить в реестр учета граждан, выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на меры социальной поддержки отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:                                /подпись/        Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья                            Е.Н. Полянская

2-1898/2017 (2-9311/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мамаева Е.Г.
Ответчики
Управление социальной защиты населения администрации Советского района г.Красноярска
Другие
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
22.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.11.2016Передача материалов судье
25.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2017Судебное заседание
01.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее