Дело №а-54/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 14 марта 2018 года
Мильковский районный суд Камчатского края в составе
председательствующего судьи Потаповой М.Ф.,
при секретаре Ивановой Т.Е.,
с участием представителя административного истца по доверенности Баркова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Мильковского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Атласовского сельского поселения о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог,
у с т а н о в и л:
Прокурор Мильковского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Атласовского сельского поселения о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части обеспечения проведения оценки технического состояния автомобильных дорог. Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196 «О безопасности дорожного движения» предусмотрен государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения. Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения сельского поселения. В силу ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утверждён Приказом Министерства транспорта РФ № 150. В ходе проверки прокуратурой Мильковского района установлено, что в нарушение требований ст. 17 ФЗ № 257 оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения за 2016 и 2017 годы администрацией Атласовского сельского поселения не проводилась.
Представитель административного истца по доверенности Барков Е.А. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным, не явился.
Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В силу абз. 2 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 257) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автомобильные дороги.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч. 3). Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч.9).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона № 257 предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Пунктом 6 статьи 13 вышеуказанного Закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Камчатского края от 24 июня 2014 года № 793 "О закреплении вопросов местного значения городского поселения за сельскими поселениями Камчатского края" за сельскими поселениями Камчатского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утверждён приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 ( далее Порядок ).
Как указано в пунктах 3, 4 данного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
Часть 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 предусматривает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В судебном заседании установлено следующее.
Как следует из сообщения главы Атласовского сельского поселения, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, в границах сельского поселения, в 2016-2017 годах не проводилась.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 5 Устава Атласовского сельского поселения в соответствии с законом Камчатского края «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поседениями в Камчатском крае» к вопросам местного значения Атласовского сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дрог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что полномочия по обеспечению дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения в границах Атласовского сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены на Атласовское сельское поселение.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается административным ответчиком, в нарушение вышеперечисленных требований законодательства оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения на территории сельского поселения в 2016, 2017 годах не проводилась.
Доказательств, что администрация Атласовского сельского поселения, в соответствии с требованиями законодательства провела оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах Атласовского сельского поселения суду не представлено.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, объективно свидетельствуют об обоснованности заявленных прокурором Мильковского района требований, поскольку установленную законодательством обязанность по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог администрация Атласовского сельского поселения, к компетенции которого относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения, не выполняет, тем самым допуская бездействие, нарушая права граждан на безопасное дорожное движение.
В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию Атласовского сельского поселения обязанность в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения входящих в состав Атласовского сельского поселения.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 291 - 293 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2016 ░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░ 2018 ░░░░.