Дело № 2-52/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Лахденпохья Республика Карелия 17 февраля 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Смольникову Павлу Николаевичу об освобождении земельного участка государственного лесного фонда путем сноса самовольных построек,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Иск предъявлен по тем основаниям, что на основании письма Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 30.01.2019 № 06-22/1136 «О направлении обращения» и в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П была проведена проверка территории лесного фонда ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество».
Лесничим Лахденпохского участкового лесничества ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» ФИО3 в присутствии государственных инспекторов по охране леса ФИО4 и ФИО5 24.01.2019 и 30.05.2019 были проведены осмотры лесного фонда в квартале 38 выдел 26 Лахденпохского участкового лесничества. По факту проверок обнаружено незаконное использование земель лесного фонда в целях рекреации на площади 0,017 га (170 кв.м.), а именно строительство жилого строения (дома) на площади 0,012 га, нежилых строений на площади 0,003 га (сарай), на площади 0,002 га (баня) и на площади 0,0001 га (туалет).
По факту выявленных лесонарушений были составлены акты осмотров от 24.01.2019 № 3 и от 30.05.2019 № 24. Начальником ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» 25.01.2019 и 30.05.2019 в ОМВД России по Лахденпохскому району были поданы заявления по факту выявленного самовольного использования земель лесного фонда. По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (КУСП от ДД.ММ.ГГГГ №) ОМВД России по Лахденпохскому району направило сообщение от ДД.ММ.ГГГГ исх. № об отсутствии в действиях Смольникова П.Н. признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (КУСП от ДД.ММ.ГГГГ №) ОМВД России по Лахденпохскому району были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 10.06.2019, 25.10.2019 и 10.12.2019. Из данных постановлений следует, что в квартале 38 выдел 26 Лахденпохского участкового лесничества выявлены хозяйственные постройки на площади 24 кв.м., которые расположены на территории государственного лесного фонда.
Из объяснений, данных Смольниковым П.Н. 22.02.2019, следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году он совместно с братом и отцом своими силами построили сруб дома-дачи на двоих собственников Смольникова П.Н. и ФИО6, которая впоследствии продала часть дома. По сведениям ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) № и расположенного в пределах его границ объекта недвижимости с КН № является ответчик Смольников П.Н.
В соответствии с абз. 1 пп. 3.1.2 Отчета о научно-исследовательской работе, общие сведения о лесных участках (распределение по центральным и участковым лесничествам, кварталам) на территории проектируемого национального парка приведены в таблице 8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 1684 создан национальный парк «Ладожские шхеры» общей площадью 122 008,3 га, включая земли лесного фонда площадью 52 854,3 га. Все споры, касающиеся особо охраняемых природных территорий, к которым относится национальный парк «Ладожские шхеры», регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ). 07.06.2019 в адрес Смольникова П.Н. были направлены требования о приведении земель лесного фонда в квартале 38 выдел 26 Лахденпохского участкового лесничества в пригодное для ведения лесного хозяйства состояние путем сноса за свой счет самовольно возведенных построек. До настоящего времени данные требования не исполнены.
На основании вышеизложенного, ссылаясь, в том числе, на положения Федерального закона № 33-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, истец просил возложить на ответчика обязанность по приведению земельного участка государственного лесного фонда в квартале 38 выдел 26 Лахденпохского участкового лесничества на площади 0,017 га в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем сноса за свой счет самовольно возведенных построек (дома, сарая, бани, туалета).
В судебном заседании представитель истца и третьего лица ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», действующая на основании доверенностей Мартынюк Е.Н., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в настоящее время все полномочия по распоряжению землями лесного фонда на территории созданного национального парка находятся у Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Ответчик Смольников П.Н., извещенный надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал. Ходатайство об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения.
Третьи лица Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач»; МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия; Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия; администрация Лахденпохского муниципального района; администрация Мийнальского сельского поселения; Смольников А.Н.; Коркуть Т.Н., извещенные надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовали.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Между тем в рассматриваемом случае истец Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия не может быть признано таким заинтересованным лицом и, следовательно, не имеет субъективного права на обращение в суд с настоящим исковым заявлением ввиду нижеследующего.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 1684 создан национальный парк «Ладожские шхеры» общей площадью 122 008,3 гектара, включая земли лесного фонда площадью 66 047 гектаров, земли лесного фонда (прилегающая акватория Ладожского озера) площадью 52 854,3 гектара, земли запаса (горный массив Петсевара) площадью 2 026 гектаров и земли особо охраняемых территорий и объектов (остров Путсари) площадью 1 081 гектар в Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия. Этим же постановлением национальный парк «Ладожские шхеры» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства основаниями заявленных требований послужило самовольное использование Смольниковым П.Н. части земельного участка государственного лесного фонда, который в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации включен в границы созданного национального парка «Ладожские шхеры».В соответствии с ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п.п. 5.2.69 и 5.2.70 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения; порядок утверждения и использования символики федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.
В соответствии с п. 5 Положения о национальных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, управление национальными природными парками осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, определяемыми Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Национальные природные парки возглавляются директорами, назначаемыми государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки. Директор национального природного парка в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.
Вместе с тем, в соответствии с пп. 7 п. 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 36 и 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
С учетом изложенных выше норм права, суд приходит к выводу об отсутствии у истца Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия полномочий на предъявление заявленного иска, поскольку все полномочия относительно использования (спорам в связи с использованием) земель особо охраняемых природных территорий федерального значения (в данном случае земель национального парка «Ладожские шхеры») отнесены к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 данного Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Исходя из вышеизложенного, с учетом вышеприведенных норм законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Прекратить производство по делу по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Смольникову Павлу Николаевичу об освобождении земельного участка государственного лесного фонда путем сноса самовольных построек.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати дней через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья И.В. Жданкина