Дело № 2а-327/2019
УИД 68RS0018-01-2019-000600-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Первомайский 13 сентября 2019 года
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Логутова К.Е.,
при секретаре Козловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчинниковой Наталии Дмитриевны к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным отказа в согласовании переустройства квартиры, в связи с установкой индивидуальной системы теплоснабжения, обязании администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области выдать разрешение на установку индивидуального газового оборудования в квартире,
УСТАНОВИЛ:
Овчинникова Н.Д. обратилась в Первомайский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным отказа в согласовании переустройства квартиры, в связи с установкой индивидуальной системы теплоснабжения, обязании администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области выдать разрешение на установку индивидуального газового оборудования в квартире.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в августе 2019 года она обратилась с заявлением в администрацию Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области с заявлением о даче разрешения на переустройство (перепланировку) квартиры на индивидуальное газовое отопление. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении вышеуказанного заявления администрацией Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области ей было отказано. С данным отказом она не согласна, так как вся требуемая документация ФИО1 была предоставлена. Согласно представленным документам, препятствий в переустройстве (перепланировке) квартиры на индивидуальное газовое отопление не имеется. Также, административным истцом получено согласие всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции, чем были выполнены все требования действующего законодательства. Таким образом, ФИО1 считает отказ администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области незаконным, и, ссылаясь на нормы законодательства, просит суд признать вышеуказанный отказ незаконным, и обязать администрацию Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области выдать разрешение на установку индивидуального газового оборудования в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Административный истец Овчинникова Н.Д., будучи надлежаще извещенной о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, предоставила заявление, в котором свои административные исковые требования поддержала в полном объеме, и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца – адвокат Сухарев Е.К. также представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, исковые требования Овчинниковой Н.Д. поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика, по доверенности – заместитель главы администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области Бондарь А.Н., предоставил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, против удовлетворения административных исковых требований Овчинниковой Н.Д. возражал.
Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тамбов» в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ООО «Теплоресурс» надлежаще извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство, о рассмотрении административного дела в его отсутствие, предоставив отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении административных исковых требований Овчинниковой Н.Д. просил отказать.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно частям 1,2 ст. 26 ЖК РФ, Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры
Из ст. 27 ЖК РФ следует, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Из экспертного заключения по гигиенической оценке №.ГО.1 от ДД.ММ.ГГГГ показатель микроклимата – температура воздуха в жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, р.п. первомайский. <адрес>, не соответствует требованиям п. 4.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 11-14).
Истцом, для подачи в органы местного самоуправления был получен акт проведения инструментальных исследований уровней физических факторов неионизирующей природы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), протокол исследований уровней физических факторов неионизирующей природы от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 17-21).
Согласно акта о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов от ДД.ММ.ГГГГ, вентиляционный канал, расположенный на кухне <адрес>. 20 по <адрес> р.<адрес>, очищен, тяга соответствует нормативным требованиям, состояние оголовка – исправное (л.д. 22-23).
Как установлено из технического паспорта жилого помещения (квартиры), <адрес>. 20 по <адрес> р.<адрес> представляет собой двухэтажную квартиру, общей площадью 229,70 кв.м (л.д. 24-29).
Согласно протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, р.<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, собственники помещений указанного многоквартирного <адрес>% проголосовали по повестке дня общего собрания - за принятие решения об отказе от централизованного теплоснабжения, а также переоборудование помещения по адресу: <адрес>, р.п. первомайский. <адрес> (л.д. 30-31).
Кроме того, истцом были предоставлены в администрацию Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области подготовленный и оформленный в установленном порядке проект на присоединение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения – устройство индивидуального отопления в многоквартирном <адрес> р.<адрес> (л.д. 32-37), а также подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства сети газопотребления (дополнительная установка отопительного прибора присоединение) в <адрес> р.<адрес>, которые были составлены в соответствии с техническими условиями № на переустройство сети газопотребления, выданных АО «Газпром газораспределение Тамбов» (л.д. 38-50, 66).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> р.<адрес> принадлежит на праве собственности Овчинниковой Н.Д. (л.д. 51-58).
Как установлено из договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Газпром трансгаз Москва» в лице начальника филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» ФИО4 продало Овчинниковой Н.Д. вышеуказанную квартиру, а согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ передало квартиру в собственность по вышеуказанному договору (л.д. 59-62, 63-65).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к главе администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о выдаче разрешения на переустройство (переоборудование, перепланировку) квартиры по адресу: <адрес>, р.п. первомайский. <адрес> (л.д. 67).
ДД.ММ.ГГГГ Овчинниковой Н.Д. администрацией Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области был дан ответ, которым заявителю было отказано в выдаче вышеуказанного разрешения. Данный отказ мотивирован п. 1.7.2. Постановления Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда; п. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; п. 7.3.7. Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» (л.д. 68-69). На указанные нормы, также ссылается представитель заинтересованного лица ООО «Теплоресурс» в своем отзыве на административное исковое заявление.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Как следует из п. 51 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, о том, что в законодательстве не имеется прямого запрета на переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, а имеется запрет на использование в этих целях источников тепловой энергии, работающие на природном газе, которые не соответствуют вышеуказанным требованиям.
Как видно из материалов дела, а так же из представленного в суд руководства по эксплуатации источника тепловой энергии Protherm-35, указанного в проектной документации, данный источник соответствует требованиям, указанным в п. 51 вышеуказанного постановления Правительства РФ.
Кроме того, согласно п. 7.3.7 Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), системы теплоснабжения жилых зданий следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 60.13330.
Как следует из п. 6.1.1 Строительных нормы и правил РФ СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (приняты постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), Теплоснабжение зданий может осуществляться:
- от централизованного источника тепла (от тепловых сетей систем теплоснабжения населенного пункта);
- от автономного источника тепла (в том числе крышной котельной);
- от индивидуальных теплогенераторов систем поквартирного теплоснабжения.
Таким образом, указанный пункт не предусматривает запрета на переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
При этом, в ответе администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области имеется ссылка на данную норму, однако указано иное содержание, которое отсутствует в данном пункте СНиП 41-01-2003.
Указанное свидетельствует о том, что доводы административного ответчика и представителя ООО «Теплоресурс» основаны на неправильном толковании норм материального права, и не находят своего подтверждения в судебном заседании.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом установлено, что администрацией Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области допущены нарушения действующего законодательства.
Так как административным истцом были выполнены все требования, содержащиеся в ст. 26 ЖК РФ, однако административным ответчиком был дан отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, по основаниям, не предусмотренным ст. 27 ЖК РФ, в связи с чем, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, суд считает необходимым установить разумный срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Овчинниковой Наталии Дмитриевны к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области в согласовании переустройства квартиры, в связи с установкой индивидуальной системы теплоснабжения.
Обязать администрацию Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области выдать разрешение на установку индивидуального газового оборудования в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья К.Е. Логутов
Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2019 года.