26RS0№-75
№а-4980/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
датаг. <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края
в составе: председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.,
при секретаре: Шулениной Е.А.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Габриелян К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС № по <адрес> к Зайцевой Ю. В. о взыскании пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Зайцевой Ю.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за период 2014-2015 гг. в размере 979,53 (пеня), по уплате транспортного налога за 2014-2015 гг. в размере 1271,92 руб. (пеня). В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что административный ответчик Зайцева Ю.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, является владельцем транспортного средства – автомобиля марки HYUNDAI TUCSON, г/н №, собственником объекта недвижимости – квартиры с кадастровым номером 26612:012102:3519, расположенный по адресу6 <адрес>, Пирогова, 98/1, <адрес>. В сроки, установленные законодательством, налогоплательщик сумму не оплатил. Налоговым органом в отношении Зайцевой Ю.В. выставлены требования об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме начисленной недоимки и пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Габриелян К.К. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетвореить в полном объеме.
Административный ответчик Зайцева Ю.В. извещалась судом о времени и месте рассмотрения дела по адресу своей регистрации, однако судебное извещение возвращено в адрес суда за истечением срока хранения. В силу ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 68 постановления ВС РФ от 23.06.2015г. № статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам. При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения» следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Таким образом, административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился по зависящим от него обстоятельствам, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, срок обращения в суд подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Налогоплательщиками транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии со ст. 400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительств; иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
В соответствии со ст. 75 ГПК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налогоплательщик Зайцева Ю.В. является владельцем транспортного средства – автомобиля марки HYUNDAI TUCSON, г/н №, собственником объекта недвижимости – квартиры с кадастровым номером 26612:012102:3519, расположенный по адресу6 <адрес>, Пирогова, 98/1, <адрес>.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, самовое ранне налоговое требование № было сформировано по состоянию на 17.06.2016г. со сроком его исполнения до 25.08.2016г. с указанием общей задолженности по налогам в размере 59421,07руб., а также с указанием пеней по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Повторное налоговое требование № сформировано по состоянию на 27.03.2018г. с указанием общей суммы задолженности по налогам в размере 39999,16 руб., и пеней по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. При этом срок исполнения налогового требования установлен до 15.05.2018г.
Таким образом, исходя из установленных в налоговом требовании № сроков, шестимесячный срок обращения в суд за взысканием задолженности истекал 15.11.2018г.
Также по делу установлено, что 27.09.2019г. мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании с Зайцевой Ю.В. суммы задолженности по налогам за 2014-2015гг.
Исходя из сроков вынесения судебного приказа (5 рабочих дней со дня поступления заявления), установленных ст. 123.5 КАС РФ, обращение налогового органа к мировому судье состоялось не ранее 20.09.2019г. (без учета выходных дней), т.е. с нарушением установленных законом сроков.
Определением от 17.01.2020г. судебный приказ от 27.09.2020г., вынесенный мировым судьей судебного участка № <адрес> по заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании с Зайцевой Ю.В. суммы задолженности по налогам, отменен.
С рассматриваемым административным иском о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за период 2014-2015 гг. в размере 979,53 (пеня), по уплате транспортного налога за 2014-2015 гг. в размере 1271,92 руб. (пеня) налоговый орган обратился 17.07.2020г.
Однако исходя из требований ч. 2 ст. 286 КАС РФ срок обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Срок исполнения требования истек 15.05.2018г., а к мировому судье налоговый орган обратился 20.09.2019г., в районный суд обратился 17.07.2020г. Таким образом, срок обращения в суд за взысканием обязательных платежей пропущен.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от дата N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Таким образом, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Учитывая положения ст. ст. 48, 70 НК РФ, определяющих сроки направления требования об уплате налога (пеней) и порядок взыскания недоимки по налогу, административный истец на дату обращения с административным иском в суд утратил право на принудительное взыскание пеней, исчисленных на период 2014-2015гг.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.51 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013г. № при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Исходя из этого, просрочка направления налогового требования не увеличивает срока принудительного взыскания задолженности по налогам и пеней. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Представляя расчет подлежащей взысканию пени и заявляя требования о взыскании только неоплаченной ответчиком пени за несвоевременную уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014-2015гг., в то же время требований о взыскании задолженности по уплате налогов за указанные периоды в принудительном порядке административным истцом не заявлено.
С учетом изложенного, а также с учетом отсутствия оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока для обращения в суд с заявленными требованиями, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> к Зайцевой Ю. В. о взыскании пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12.10.2020г.
Судья Старовойтова Н.Г.