УИД № 30RS0008-01-2023-001245-55 дело № 2-1219/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
8 декабря 2023 года село Икряное
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Кузнецова В.А., с участием
представителя истца Ч - Метеновой М.Д.,
при секретаре судебного заседания Куангалиевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч к Клиентской службе (на правах отдела) в Икрянинском районе Астраханской области СФР России по Астраханской области и Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) по Астраханской области о возложении обязанности назначить Ч пенсию с даты возникновения права на назначение пенсии, то есть с 07.10.2022, и произвести перерасчет пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ч обратился в суд иском к ответчикам о возложении на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) по Астраханской области обязанности назначить ему пенсию с даты возникновения права на назначение пенсии, то есть с 07.10.2022, и произвести перерасчет пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023, указав, что 27.09.2022 он обратился в ГУ ОПФР РФ по Астраханской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ ОПФР РФ по Астраханской области № 144012/22 от 03.10.2022 ему было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023, вступившим в законную силу 16.02.2023, решение ГУ ОПФР РФ по Астраханской области № 144012/22 от 03.10.2022 в части исключения из подсчета специального стажа периодов работы с 10.12.1985 по 13.02.1990 во Всесоюзном рыбопромышленном объединении Каспийского бассейна «Каспрыба» Астраханская база морского лова и с 20.09.1990 по 10.06.1991 в Бассейновом производственном объединении «Каспрыба» База морского лова признано незаконным.
С учетом обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 27.09.2022, истец повторно с заявлением о назначении трудовой пенсии не обращался, а после сообщения о необходимости такого обращения обратился с заявлением о назначении пенсии 09.03.2023.
Страховая пенсия с учетом внесенных решением суда спорных периодов работы в специальный стаж была назначена с 09.03.2023.
В назначении досрочной страховой пенсии по старости с 07.10.2022 и соответственно в перерасчете пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023 истцу было отказано в связи с отсутствием в решении Икрянинского районного суда от 10.01.2023 решения о возложении такой обязанности на Социальный фонд России.
Истец Ч просит обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области назначить ему пенсию с даты возникновения права на назначение пенсии, то есть с 07.10.2022, и произвести перерасчет пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023.
Истец Ч в судебное заседание не явился, просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие и поддерживает заявленные требования в полном объеме.
Представитель истца Ч - Метенова М.Д. в судебном заседании иск поддержала.
В обоснование иска представителем истца Метеновой М.Д. указано, что право на пенсию по старости у Ч возникало с 07.10.2022, то есть в связи с достижением возраста 57 лет. Для получения страховой пенсии ему нужно было иметь страховой стаж семь с половиной лет. Если бы пенсионный фонд включил спорные периоды стажа без обращения в суд, то 07.10.2022 ему была бы назначена пенсия. После обращения в суд спорные периоды были включены в стаж, и льготный стаж для получения досрочной страховой пенсии на момент обращения за пенсией составлял 9 лет 7 месяцев 10 дней, то есть более семи с половиной лет. Поэтому право на пенсию возникло у Ч с 07.10.2023.
Представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ОСФР по Астраханской области) К, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просит рассмотреть гражданское дело в её отсутствие и отказать в удовлетворении иска.
В своих возражениях на иск представитель ответчика указывает на то, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на неё. После вступления в законную силу решения Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023, Ч обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 09.03.2023 и с указанной даты она была ему назначена.
Оснований для назначения Ч пенсии с даты исполнения ему 55-летнего возраста у ОСФР по Астраханской области не имелось, так как включение в льготный стаж в судебном порядке спорных периодов не влечет за собой автоматическое назначение пенсии без определения этого вопроса в резолютивной части судебного решения.
Представитель клиентской службы на (правах отдела) в Икрянинском районе Астраханской области СФР России по Астраханской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительности причин своей неявки не сообщил.
При указанных обстоятельствах, судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела.
Кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Икрянинского районного суда Астраханской области http://ikryaninsky.ast.sudrf.ru
Суд, рассмотрев гражданское дело, выслушав доводы представителя истца, исследовав возражения представителя ответчика, письменные доказательства, пенсионное дело, приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Судом установлено, что истец Ч, родившийся <дата изъята>, является получателем страховой пенсии по старости с 9 марта 2023 года.
Как следует из материалов дела, Ч 27.09.2022 обратился в ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области от 03.10.2022 № 144012/22 истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
В специальный страховой стаж не были включены периоды его работы с 10.12.1985 по 18.08.1987 в должности моториста РМС «Обь», с 19.08.1987 по 09.04.1989 в должности механика РМС «Печора», с 10.04.1989 по 16.04.1989 в должности моториста, с 17.04.1989 по 13.02.1990 в должности механика во Всесоюзном рыбопромышленном объединении Каспийского бассейна «Каспрыба» Астраханская база морского лова с. Трудфронт Икрянинского района Астраханской области, с 20.09.1990 по 10.06.1991 в должности механика МБ - 6086 в Бассейновом производственном объединении «Каспрыба» База морского лова в связи с отсутствием документов, подтверждающих периоды работы в определенной профессии и должности на конкретных работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023, вступившим в законную силу 16.02.2023, решение ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области № 144012/22 от 3.10.2022 в части исключения из подсчета специального стажа Ч периодов работы с 10.12.1985 по 18.08.1987 в должности моториста РМС «Обь», с 19.08.1987 по 09.04.1989 в должности механика РМС «Печора», с 10.04.1989 по 16.04.1989 в должности моториста, с 17.04.1989 по 13.02.1990 в должности механика во Всесоюзном рыбопромышленном объединении Каспийского бассейна «Каспрыба» Астраханская база морского лова с. Трудфронт Икрянинского района Астраханской области, с 20.09.1990 по 10.06.1991 в должности механика МБ -6086 в Бассейновом производственном объединении «Каспрыба» База морского лова признано незаконным.
На Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Астраханской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности периоды работы Ч с 10.12.1985 по 18.08.1987 в должности моториста РМС «Обь», с 19.08.1987 по 09.04.1989 в должности механика РМС «Печора», с 10.04.1989 по 16.04.1989 в должности моториста, с 17.04.1989 по 13.02.1990 в должности механика во Всесоюзном рыбопромышленном объединении Каспийского бассейна «Каспрыба» Астраханская база морского лова с. Трудфронт Икрянинского района Астраханской области, с 20.09.1990 по 10.06.1991 в должности механика МБ-6086 в Бассейновом производственном объединении «Каспрыба» База морского лова.
09.03.2023 Ч обратился в ОСФР по Астраханской области по вопросу назначения пенсии, позвонив на горячую линию, ему было рекомендовано вновь обратиться с заявлением о назначении пенсии.
Решением № 230000010381/31579/23 от 12.05.2023 Ч назначена страховая пенсия по старости с 09.03.2023 бессрочно.
19.07.2023 Ч обратился в ОСФР по Астраханской области с заявлением произвести перерасчет пенсии за период 07.10.2022 по 08.03.2023.
Письмом № ЕЧ-36-11/9051 от 10.08.2023 ОСФР по Астраханской области в назначении Ч трудовой пенсии по старости с 07.10.2023 отказано, поскольку возложения такой обязанности на ОСФР по Астраханской областирешение суда от 10.01.2023 не содержит и оснований для назначения досрочной страховой пенсии с указанной даты не имеется.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления сиспользованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 13 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм назначение страховой пенсии возможно при одновременном наличии двух условий - обращение гражданина в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии и наступление соответствующего права на пенсию.
При этом в соответствии с действующим законодательством обращение с заявлением о назначении пенсии по старости в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации допускается за месяц до наступления пенсионного возраста гражданина.
Как установлено судом и подтверждается представленными сторонами доказательствами истец Ч с заявлением о назначении страховой пенсии по старости обратился в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации 27.09.2022, то есть в установленный Правилами обращения за страховой пенсией срок.
Решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области от 03.10.2022 истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
Указанное решение от 03.10.2022 решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023, вступившим в законную силу 16.02.2023, признано незаконным, на Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Астраханской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, периоды работы Ч с 10.12.1985 по 18.08.1987, с 19.08.1987 по 09.04.1989, с 10.04.1989 по 16.04.1989, с 17.04.1989 по 13.02.1990 и с 20.09.1990 по 10.06.1991.
С учетом включенных на основании решения Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023 периодов работы в специальных стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Ч, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец имел необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж работы, превышающий 7 лет 6 месяцев, и равный 9 годам 7 месяцам 10дням.
С учетом этого и это признано Отделением Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, право на назначение страховой пенсии по старости у Ч возникло 7 октября 2022 года, то есть на дату достижения им возраста 57 лет.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Кроме того, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006 и 14.06.2006 (вопрос 29), указано, что суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Судом установлено, что с учетом решения Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023 у Ч право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло спустя 10 дней после первоначального его обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Ч на 07.10.2022, то есть на дату достижения им возраста 57 лет, имел право на страховую пенсию по старости, поскольку с учетом решения суда имел необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж, превышающий 9 лет.
При этом, сам по себе факт необоснованного отказа пенсионным органом в назначении истцу страховой пенсии с учетом его первоначального обращения ввиду отсутствия необходимого специального стажа не должен порождать для истца негативных правовых последствий, поскольку на день достижения истцом 57-летнего возраста у него имелось право на такую пенсию, а действия ответчика нарушают конституционный принцип равенства в реализации права на пенсионное обеспечение.
Учитывая, что истец обратился в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста, а на день достижения им 57-летнего возраста, имел право на указанную пенсию, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что отсутствие в решении Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023 указания на назначение Ч пенсии с даты достижения им 57-летнего возраста не является юридически значимым обстоятельством, препятствующим восстановлению истца в пенсионных правах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ч к Клиентской службе (на правах отдела) в Икрянинском районе Астраханской области СФР России по Астраханской области и Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) по Астраханской области удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) по Астраханской области назначить Ч страховую пенсию по старости с 07.10.2022 и произвести перерасчет страховой пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2023 года.
Судья В.А. Кузнецов
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
8 декабря 2023 года село Икряное
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Кузнецова В.А., с участием
представителя истца Ч - Метеновой М.Д.,
при секретаре судебного заседания Куангалиевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч к Клиентской службе (на правах отдела) в Икрянинском районе Астраханской области СФР России по Астраханской области и Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) по Астраханской области о возложении обязанности назначить Ч пенсию с даты возникновения права на назначение пенсии, то есть с 07.10.2022, и произвести перерасчет пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ч обратился в суд иском к ответчикам о возложении на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) по Астраханской области обязанности назначить ему пенсию с даты возникновения права на назначение пенсии, то есть с 07.10.2022, и произвести перерасчет пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023, указав, что 27.09.2022 он обратился в ГУ ОПФР РФ по Астраханской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ ОПФР РФ по Астраханской области № 144012/22 от 03.10.2022 ему было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023, вступившим в законную силу 16.02.2023, решение ГУ ОПФР РФ по Астраханской области № 144012/22 от 03.10.2022 в части исключения из подсчета специального стажа периодов работы с 10.12.1985 по 13.02.1990 во Всесоюзном рыбопромышленном объединении Каспийского бассейна «Каспрыба» Астраханская база морского лова и с 20.09.1990 по 10.06.1991 в Бассейновом производственном объединении «Каспрыба» База морского лова признано незаконным.
С учетом обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 27.09.2022, истец повторно с заявлением о назначении трудовой пенсии не обращался, а после сообщения о необходимости такого обращения обратился с заявлением о назначении пенсии 09.03.2023.
Страховая пенсия с учетом внесенных решением суда спорных периодов работы в специальный стаж была назначена с 09.03.2023.
В назначении досрочной страховой пенсии по старости с 07.10.2022 и соответственно в перерасчете пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023 истцу было отказано в связи с отсутствием в решении Икрянинского районного суда от 10.01.2023 решения о возложении такой обязанности на Социальный фонд России.
Истец Ч просит обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области назначить ему пенсию с даты возникновения права на назначение пенсии, то есть с 07.10.2022, и произвести перерасчет пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023.
Истец Ч в судебное заседание не явился, просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие и поддерживает заявленные требования в полном объеме.
Представитель истца Ч - Метенова М.Д. в судебном заседании иск поддержала.
В обоснование иска представителем истца Метеновой М.Д. указано, что право на пенсию по старости у Ч возникало с 07.10.2022, то есть в связи с достижением возраста 57 лет. Для получения страховой пенсии ему нужно было иметь страховой стаж семь с половиной лет. Если бы пенсионный фонд включил спорные периоды стажа без обращения в суд, то 07.10.2022 ему была бы назначена пенсия. После обращения в суд спорные периоды были включены в стаж, и льготный стаж для получения досрочной страховой пенсии на момент обращения за пенсией составлял 9 лет 7 месяцев 10 дней, то есть более семи с половиной лет. Поэтому право на пенсию возникло у Ч с 07.10.2023.
Представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ОСФР по Астраханской области) К, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просит рассмотреть гражданское дело в её отсутствие и отказать в удовлетворении иска.
В своих возражениях на иск представитель ответчика указывает на то, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на неё. После вступления в законную силу решения Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023, Ч обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 09.03.2023 и с указанной даты она была ему назначена.
Оснований для назначения Ч пенсии с даты исполнения ему 55-летнего возраста у ОСФР по Астраханской области не имелось, так как включение в льготный стаж в судебном порядке спорных периодов не влечет за собой автоматическое назначение пенсии без определения этого вопроса в резолютивной части судебного решения.
Представитель клиентской службы на (правах отдела) в Икрянинском районе Астраханской области СФР России по Астраханской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительности причин своей неявки не сообщил.
При указанных обстоятельствах, судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела.
Кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Икрянинского районного суда Астраханской области http://ikryaninsky.ast.sudrf.ru
Суд, рассмотрев гражданское дело, выслушав доводы представителя истца, исследовав возражения представителя ответчика, письменные доказательства, пенсионное дело, приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Судом установлено, что истец Ч, родившийся <дата изъята>, является получателем страховой пенсии по старости с 9 марта 2023 года.
Как следует из материалов дела, Ч 27.09.2022 обратился в ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области от 03.10.2022 № 144012/22 истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
В специальный страховой стаж не были включены периоды его работы с 10.12.1985 по 18.08.1987 в должности моториста РМС «Обь», с 19.08.1987 по 09.04.1989 в должности механика РМС «Печора», с 10.04.1989 по 16.04.1989 в должности моториста, с 17.04.1989 по 13.02.1990 в должности механика во Всесоюзном рыбопромышленном объединении Каспийского бассейна «Каспрыба» Астраханская база морского лова с. Трудфронт Икрянинского района Астраханской области, с 20.09.1990 по 10.06.1991 в должности механика МБ - 6086 в Бассейновом производственном объединении «Каспрыба» База морского лова в связи с отсутствием документов, подтверждающих периоды работы в определенной профессии и должности на конкретных работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023, вступившим в законную силу 16.02.2023, решение ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области № 144012/22 от 3.10.2022 в части исключения из подсчета специального стажа Ч периодов работы с 10.12.1985 по 18.08.1987 в должности моториста РМС «Обь», с 19.08.1987 по 09.04.1989 в должности механика РМС «Печора», с 10.04.1989 по 16.04.1989 в должности моториста, с 17.04.1989 по 13.02.1990 в должности механика во Всесоюзном рыбопромышленном объединении Каспийского бассейна «Каспрыба» Астраханская база морского лова с. Трудфронт Икрянинского района Астраханской области, с 20.09.1990 по 10.06.1991 в должности механика МБ -6086 в Бассейновом производственном объединении «Каспрыба» База морского лова признано незаконным.
На Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Астраханской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности периоды работы Ч с 10.12.1985 по 18.08.1987 в должности моториста РМС «Обь», с 19.08.1987 по 09.04.1989 в должности механика РМС «Печора», с 10.04.1989 по 16.04.1989 в должности моториста, с 17.04.1989 по 13.02.1990 в должности механика во Всесоюзном рыбопромышленном объединении Каспийского бассейна «Каспрыба» Астраханская база морского лова с. Трудфронт Икрянинского района Астраханской области, с 20.09.1990 по 10.06.1991 в должности механика МБ-6086 в Бассейновом производственном объединении «Каспрыба» База морского лова.
09.03.2023 Ч обратился в ОСФР по Астраханской области по вопросу назначения пенсии, позвонив на горячую линию, ему было рекомендовано вновь обратиться с заявлением о назначении пенсии.
Решением № 230000010381/31579/23 от 12.05.2023 Ч назначена страховая пенсия по старости с 09.03.2023 бессрочно.
19.07.2023 Ч обратился в ОСФР по Астраханской области с заявлением произвести перерасчет пенсии за период 07.10.2022 по 08.03.2023.
Письмом № ЕЧ-36-11/9051 от 10.08.2023 ОСФР по Астраханской области в назначении Ч трудовой пенсии по старости с 07.10.2023 отказано, поскольку возложения такой обязанности на ОСФР по Астраханской областирешение суда от 10.01.2023 не содержит и оснований для назначения досрочной страховой пенсии с указанной даты не имеется.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления сиспользованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 13 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм назначение страховой пенсии возможно при одновременном наличии двух условий - обращение гражданина в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии и наступление соответствующего права на пенсию.
При этом в соответствии с действующим законодательством обращение с заявлением о назначении пенсии по старости в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации допускается за месяц до наступления пенсионного возраста гражданина.
Как установлено судом и подтверждается представленными сторонами доказательствами истец Ч с заявлением о назначении страховой пенсии по старости обратился в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации 27.09.2022, то есть в установленный Правилами обращения за страховой пенсией срок.
Решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области от 03.10.2022 истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
Указанное решение от 03.10.2022 решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023, вступившим в законную силу 16.02.2023, признано незаконным, на Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Астраханской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, периоды работы Ч с 10.12.1985 по 18.08.1987, с 19.08.1987 по 09.04.1989, с 10.04.1989 по 16.04.1989, с 17.04.1989 по 13.02.1990 и с 20.09.1990 по 10.06.1991.
С учетом включенных на основании решения Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023 периодов работы в специальных стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Ч, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец имел необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж работы, превышающий 7 лет 6 месяцев, и равный 9 годам 7 месяцам 10дням.
С учетом этого и это признано Отделением Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, право на назначение страховой пенсии по старости у Ч возникло 7 октября 2022 года, то есть на дату достижения им возраста 57 лет.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Кроме того, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006 и 14.06.2006 (вопрос 29), указано, что суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Судом установлено, что с учетом решения Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023 у Ч право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло спустя 10 дней после первоначального его обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Ч на 07.10.2022, то есть на дату достижения им возраста 57 лет, имел право на страховую пенсию по старости, поскольку с учетом решения суда имел необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж, превышающий 9 лет.
При этом, сам по себе факт необоснованного отказа пенсионным органом в назначении истцу страховой пенсии с учетом его первоначального обращения ввиду отсутствия необходимого специального стажа не должен порождать для истца негативных правовых последствий, поскольку на день достижения истцом 57-летнего возраста у него имелось право на такую пенсию, а действия ответчика нарушают конституционный принцип равенства в реализации права на пенсионное обеспечение.
Учитывая, что истец обратился в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста, а на день достижения им 57-летнего возраста, имел право на указанную пенсию, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что отсутствие в решении Икрянинского районного суда Астраханской области от 10.01.2023 указания на назначение Ч пенсии с даты достижения им 57-летнего возраста не является юридически значимым обстоятельством, препятствующим восстановлению истца в пенсионных правах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ч к Клиентской службе (на правах отдела) в Икрянинском районе Астраханской области СФР России по Астраханской области и Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) по Астраханской области удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) по Астраханской области назначить Ч страховую пенсию по старости с 07.10.2022 и произвести перерасчет страховой пенсии за период с 07.10.2022 по 08.03.2023.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2023 года.
Судья В.А. Кузнецов