Решение по делу № 2а-3378/2021 от 09.07.2021

05RS0034-01-2021-016635-13

Дело № 2а-3378/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Махачкала, 04.10.2021

мотивированное: 18:10.2021

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.

при секретаре Мухтарове М.М.,

с участием представителя административного истца Исаева М.М. по доверенности Курбановой Д.А.,

представителя административного ответчика Военного комиссариата РД Карабекова К.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Исаева ФИО8 к Военному комиссариату РД и Призывной комиссии г. Махачкалы о признании незаконным решения (заключения) от 19.05.2021 о признании истца не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании зачислить истца в запас Вооруженных сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижению возраста 27 лет и выдать военный билет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату РД и Призывной комиссии <адрес> о признании незаконным решения (заключения) от ДД.ММ.ГГГГ о признании истца не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании зачислить истца в запас Вооруженных сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижению возраста 27 лет и выдать военный билет.

В обоснование иска указывается на то, что административный истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 2015 года проживал на территории Украины в <адрес>, после чего переехал на территорию РФ в РД. В 2019 году истец получил паспорт гражданина РФ, был зарегистрирован к <адрес>, но большую часть времени проживал и работал в других местах. До достижения 27-летнего возврата истец какие-либо повестки от военкомата не получал, от призывы не уклонялся. Решением Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец зачислен в запас по основанию: не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Истец указывает на то, что данное решение принято незаконно, поскольку именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на осуществление призыва на военную службу, в том числе по своевременному вручению под расписку соответствующих повесток о необходимости явиться на призывной пункт. Согласно позиции Конституционного суда РФ непрохождение военной службы по призыву без законных оснований должно связываться с наличием действий, которые свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу, для пресечения которых действующим законодательством предусмотрены механизмы привлечения к уголовной и административной ответственности. Также КС РФ указывал на то, что суды должны оценивать фактические обстоятельства дела без применения формального подхода. Истец от призыва на военную службу не уклонялся, повестки ему не приходили, он должен нести ответственность в виде ограничения гражданских прав наравне с теми, кто умышленно не проходил военную службу.

От административного ответчика Военного комиссариата <адрес> РД поступили письменные возражения на иск, в которых иск полагается не подлежащим удовлетворению, поскольку истец не является лицом, которому законом предусмотрена выдача военного билета без прохождения службы в Вооружённых Силах РФ. Истец ДД.ММ.ГГГГ получил паспорт гражданина РФ, однако обязанность по постановке на военный учет не выполнил, в связи с чем повестки ему не направлялись.

Надлежаще извещенный административный истец ФИО2 на рассмотрение дела не явился, о причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В судебном заседании представительница административного истца ФИО2ФИО6 поддержала заявленный административный иск по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Военного комиссариата <адрес> РД по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении иска отказать в связи с пропуском срока обращения в суд, а также вследствие того, что основания для выдачи истцу военного билета отсутствуют, воинскую службу он не проходил, отсрочки для ее прохождения не имел.

Надлежаще извещенный административный ответчик Призывная комиссия <адрес> своего представителя на рассмотрение дела не направила, о причинах неявки не известила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

С учетом надлежащего извещения суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Выслушав представителем сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Административным истцом ФИО2 на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы о признании незаконным решения (заключения) Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании истца не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании зачислить истца в запас Вооруженных сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижению возраста 27 лет и выдать военный билет.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решения призывной комиссии и военного комиссариата могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ.

При этом, согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемое решение Призывной комиссии <адрес> вынесено ДД.ММ.ГГГГ, административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административный иск подлежит рассмотрению по существу.

В соответствие с п. 4 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

На призывную комиссию в соответствии с п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствие с пп. «а» п. 1 ст. 22 указанного ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В соответствии с п. 1.1 ст. 28 указанного ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Как следует из материалов административного дела, административный истец ФИО2 уволен в запас на основании абз. 7 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым запас Вооруженных Сил РФ создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.

В соответствие с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, пп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 указанного ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Таким образом, совокупность указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при зачислении гражданина в запас по достижении им возраста 27 лет, по указанному в п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основанию должна быть установлена совокупность обстоятельств: гражданин состоял (обязан был состоять) на воинском учете; он подлежал призыву на военную службу; гражданин фактически не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Такие факты должны иметь место, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного ФЗ граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 8 указанного ФЗ воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в п. 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Этим же пунктом установлено, что военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

Согласно п. 1.1 ст. 8 указанного ФЗ порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 Положения о воинском учёте, утверждённому Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):

мужского пола, пребывающие в запасе;

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению.

П. 15 Положения о воинском учёте установлены категории граждан, не подлежащих воинскому учёту.

Аналогичные положения содержатся и в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утверждённых Генштабом Вооруженных Сил РФ ДД.ММ.ГГГГ.

Из приведенных выше положений законов и подзаконных актов следует, что административный истец ФИО2, как лицо, не входящее в перечень лиц, не подлежащих воинскому учёту, подлежал соответствующему воинскому учёту.

Паспорт гражданина РФ административный истец ФИО2 получил ДД.ММ.ГГГГ, что никем не оспаривается.

На тот момент административный истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 27-летнего возраста не достиг.

Между тем, ФИО2 обязанность по постановке на воинский учёт не выполнил, в связи с чем на соответствующий воинский учёт ФИО2 принят не был, а в военкомат обратился уже по достижении 27-летнего возраста за получением военного билета.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ (копия постановления приобщена к материалам административного дела. В своих объяснения в данном постановлении ФИО2 ссылается на то, что на воинский учёт своевременно не встал, поскольку жил и работал не по месту регистрации.

Довод административного ответчика о том, что истец должен был поставлен на воинский учёт самими уполномоченными органами суд считает несостоятельным, поскольку приведенные выше положения закона обязывают гражданина встать на воинский учет, вне зависимости от каких-либо иных обстоятельств. Доказательства того, что ФИО2 действовал добросовестно и предпринимал попытки встать на воинский учёт, однако не был принят по независящим от него обстоятельствам, суду не представлены.

В постановлении о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ административный истец также не объясняет своё бездействие незнанием или иными объективными обстоятельствами.

Кроме того, из материалов личного дела призывника следует, что он является выпускником военного вуза, следовательно, о воинском учёте ему должно было быть известно.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец ФИО2 не встал на воинский учёт по своему усмотрению. Следовательно, административные ответчики законно и обоснованно приняли в отношении административного истца решение о зачислении в запас как не прошедшего военную службу по призыву (п. 7 ч. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Основания для признания данного решения незаконным и выдаче административному истцу военного билета судом не установлены, заявленный ФИО2 административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ФИО2 к Военному комиссариату РД и Призывной комиссии <адрес> о признании незаконным решения (заключения) от ДД.ММ.ГГГГ о признании истца не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании зачислить истца в запас Вооруженных сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижению возраста 27 лет и выдать военный билет – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Чоракаев Т.Э.

2а-3378/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Исаев Мурад Мирзаевич
Ответчики
Призывная комиссия г. Махачкалы
Военный Комиссариат РД по г.Махачкале
Другие
Курбанов Д.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Судья
Чоракаев Тимур Эдуардович
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
09.07.2021Регистрация административного искового заявления
09.07.2021Передача материалов судье
13.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2021Подготовка дела (собеседование)
29.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2021Судебное заседание
02.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее