№ 2-538/2023
УИД 26RS0018-01-2018-000445-05
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 12 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Трушкина Ю.А.,
судей Медведевой Д.С., Селюковой З.Н.,
при секретаре Горбенко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика- министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице полномочного представителя Шкальной Ю.И. на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20 декабря 2023 года
по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
установила:
Прокурор Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов.
Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 01 июня 2018 года исковые требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, удовлетворены частично.
Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 17 августа 2023 года заявление главы Красногвардейского территориального управления администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края о пересмотре вступившего в законную силу решения Красногвардейского района Ставропольского края от 01 июня 2018 года по гражданскому делу № 2-284/2018 по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, в связи с новыми обстоятельствами, удовлетворено.
Решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 01 июня 2018 года по гражданскому делу № 2-284/2018 по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Красногвардейского района Ставропольского края о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, отменено.
Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20 декабря 2023 года к производству суда принято уточненное исковое заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, в котором указывает, что нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарном эпидемиологическом благосостоянии населения» и ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии законодательством Российской Федерации.
Просит суд:
Возложить на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде свалки отходов на земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Красногвардейского в кадастровом квартале 26:01:091801 площадью 5,3 га в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу.
Обязать министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде свалки отходов на земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Красногвардейского в кадастровом квартале 26:01:091801 площадью 5,3 га в минимально допустимых объемах, в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
Определением суда от 20 декабря 2023 года из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу исключены администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, Красногвардейское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, как ненадлежащие ответчики.
Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20 декабря 2023 года исковые требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Голенева, д. 18, ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993) о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов, удовлетворены.
Суд постановил:
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ОГРН 1052600255993, обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Красногвардейского в кадастровом квартале 26:01:091801 площадью 5,3 га в течение 3 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ОГРН 1052600255993, обязанность произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в восточной части окраины, села Красногвардейского в кадастровом квартале 26:01:091801 площадью 5,3 га, в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В апелляционной жалобе ответчик- министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице полномочного представителя Шкальной Ю.И. просит отменить решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20 декабря 2023 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Подчеркивает, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка отходов. В этой связи указывает, что спорный квартал является государственной собственностью. Кроме того, полагает, что судом не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура Красногвардейского района Ставропольского края в лице прокурора Макаренко О.А. просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещались Ставропольским краевым судом о дне судебного заседания надлежащим образом и своевременно.
Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда в сети Интернет (http://kraevoy.stv.sudrf.ru).
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же то, что информация о дне судебного заседания в соответствии с ч.7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее ГПК РФ) размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении настоящего гражданского дела при установленной явке.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, поводом для обращения в суд с иском послужили результаты проведенной 13 марта 2018 года прокуратурой Красногвардейского района по заданию прокуратуры края проверки, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края выявлены нарушения экологического, земельного законодательства.
По данному факту 03 марта 2018 года прокуратурой составлен акт обследования участка компостирования твердых бытовых отходов без навоза и фекалий, согласно которого в восточной части окраины села Красногвардейского находится земельный участок, площадью 5,3 га 26:01:091801, где расположен участок компостирования твердых бытовых отходов без навоза и фекалий, на котором ранее осуществлялось складирование твердых бытовых отходов, на участке размещено около 305200 куб. м твердых бытовых отходов.
С учетом установленных прокуратурой обстоятельств, требования процессуальным истцом заявлены о возложении на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде свалки отходов на земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Красногвардейского в кадастровом квартале 26:01:091801 площадью 5,3 га в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу, а так же обязать министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде свалки отходов на земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Красногвардейского в кадастровом квартале 26:01:091801 площадью 5,3 га в минимально допустимых объемах, в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив подверженность указанных в иске обстоятельств, пришел к выводу о необходимости незамедлительного принятия мер по организации инвентаризации объекта накопленного вреда окружающей и организации проведения ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Красногвардейского в кадастровом квартале 26:01:091801 площадью 5,3 га в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу, возложив на ответчика обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Красногвардейского в кадастровом квартале 26:01:091801 площадью 5,3 га в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основании верно примененных норм материального права Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды не является уполномоченным органом, не является собственником земельного участка и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.
Проведение мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по очистке от бытовых отходов, в рамках которых подлежит ликвидация несанкционированной свалки, как следует из приведенных выше норм законодательства и установленных судом фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, поскольку объект накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых бытовых отходов находится на земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Красногвардейского Ставропольского края.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды, согласно статей 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12.03.2024.