Судья 1 инстанции Орлова О.В. № 33а-6464/2019
Судья-докладчик Усова Н.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,
при секретаре Гордееве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Л. к отделению лицензионно-разрешительной работы по г. Братску и Братскому району Управления Федеральной службы войск Российской Федерации по Иркутской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в продлении разрешения на хранение и ношение оружия, признании незаконным решения об отказе в продлении лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия,
по апелляционной жалобе Л. на решение Братского городского суда Иркутской области от 21 февраля 2019 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что Л. является собственником охотничьего гладкоствольного ружья ТОЗ-63, калибра 16, Номер изъят, 1963 года выпуска, охотничьего гладкоствольного ружья ТОЗ-БМ, калибра 16, серия Т, Номер изъят, 1966 года выпуска, охотничьего гладкоствольного ружья ИЖ-18Е, калибра 16, серия Е, Номер изъят, охотничьего гладкоствольного ружья ИЖ-18, калибра 16, серия Р, Номер изъят, огнестрельного оружия ограниченного поражения Р1 «Наганыч», калибра 10х32Т, Номер изъят, газового пистолета РГ-9, калибра 9 мм, Номер изъят.
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 26.11.2018 его право собственности на указанные ружья и оружие прекращено, они обращены в собственность государства. Данное решение не вступило в законную силу, обжаловано в апелляционном порядке.
Уведомлением начальника ОЛРР по г. Братску и Братскому району Управления Федеральной службы войск Российской Федерации по Иркутской области от 14.12.2018 Л. извещен об отказе ему в продлении разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного
гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему.
Уведомлением начальника ОЛРР по г. Братску и Братскому району Управления Федеральной службы войск Российской Федерации по Иркутской области от 14.12.2018 также извещен, о принятом решении об отказе ему в продлении срока действия лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны, серии ЛОа Номер изъят.
Основанием для принятия таких решений явились заключения по результатам проверки, согласно которым, решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 26.11.2018 прекращено право собственности Л. на изъятое оружие с последующей реализацией оружия, в связи чем, срок действия лицензии не может быть продлен, также не может быть продлено разрешение на хранение и ношение оружия.
Считает, что административный ответчик не может отказать по указанному основанию в продлении лицензии и разрешений на приобретение, хранение и ношение данных ружей и оружия, т.к. Л. до настоящего времени является их законным собственником. Так, согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом. Л. не отчуждал оружие другим лицам, не отказывался от права собственности на него. Под иными случаями можно подразумевать вступившее в законную силу решение суда, а поскольку данное решение не вступило в законную силу, обжалуется им, но на момент подачи заявления о продлении ему лицензии и разрешений на хранение и ношение оружия, он по-прежнему является его собственником.
С учетом того, что все сведения, указанные в заявлениях о продлении лицензии и разрешений являются достоверными, представленные документы соответствуют требованиям и условиям, установленным действующим законодательством, оснований для отказа в продлении лицензии и разрешений не имеется.
Просил суд признать незаконным решение начальника ОЛРР по г. Братску и Братскому району Управления Федеральной службы войск Российской Федерации по Иркутской области от 14.12.2018 об отказе Л. в продлении разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему; признать незаконным решение начальника по г. Братску и Братскому району Управления Федеральной службы войск Российской Федерации по Иркутской области от 14.12.2018 об отказе в продлении срока действия лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны, серии Лоа № 2947309.
Определением суда от 25.01.2019 произведена замена ненадлежащего административного ответчика Управления Федеральной службы войск Российской Федерации по Иркутской области на надлежащего - Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области.
Решением Братского городского суда Иркутской области от
21.02.2019 в удовлетворении административного иска Л. отказано в полном объёме.
Не согласившись с постановленным решением суда, административный истец обратился с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Приводя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, обращает внимание, что в обжалуемых решениях ответчиков указано только одно основание для отказа в продлении лицензии и разрешения, а именно: не вступившее в законную силу решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 26.11.2018. Выражает несогласие с выводом суда о наличии другого основания для отказа в продлении срока действий разрешения на оружие – предоставление недостоверных сведений, указанных в заявлении на продление, поскольку указанное судом основание в решениях ответчика отсутствует, кроме того, сведения, указанные им в заявлении на продление являются достоверными, а представленные им документы соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным действующим законодательством.
Обращает внимание, что ни один из случаев, предусмотренных Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» для отказа в выдаче лицензии не имеют место в его случае.
Считает вывод суда о предоставлении им недостоверных сведений о своем месте жительства противоречащим ст. 13 указанного Федерального закона, поскольку препятствием к продлению лицензии и разрешения на оружие является отсутствие постоянного места жительства, а не отсутствие регистрации по месту жительства. Со ссылкой на ст. 20 Гражданского кодекса РФ, указывает, что он постоянно проживал по адресу: <адрес изъят>, о чем сообщал в своих заявлениях о продлении лицензии и разрешения. По указанному адресу им были созданы все условия для хранения оружия, но сотрудники ОЛРР по г. Братску и Братскому району незаконно отказывали ему на неоднократные обращения о проверке условий хранение и ношение оружия.
Просил суд отменить решение Братского городского суда Иркутской области от 21.02.2019 по данному делу и принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска в полном объёме.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области Куксевич В.О. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Административный истец Л., представитель административного ответчика отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Братску и Братскому району Управления Федеральной службы войск Российской Федерации по Иркутской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад по делу, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области Бизимова А.М., просившего оставить обжалуемый судебный акт без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом первой инстанции установлено, что Л. являлся владельцем следующего оружия: охотничьего гладкоствольного ружья ТОЗ-63, калибра 16, Номер изъят, 1963 года выпуска, охотничьего гладкоствольного ружья ТОЗ-БМ, калибра 16, серия Т, Номер изъят, 1966 года выпуска, охотничьего гладкоствольного ружья ИЖ-18Е, калибра 16, серия Е, Номер изъят, охотничьего гладкоствольного ружья ИЖ-18, калибра 16, серия Р, Номер изъят, огнестрельного оружия ограниченного поражения Р1 «Наганыч», калибра 10х32Т, Номер изъят, газового пистолета РГ-9, калибра 9 мм, Номер изъят.
Судом так же установлено, что ранее Л. были выданы документы на право хранения и ношения вышеуказанного оружия сроком до 10.12.2016, что подтверждается копиями разрешений на хранение и ношение оружия и пояснениями самого истца.
Сведений о том, что после истечения срока действия разрешений Л.обращался с заявлением о продлении разрешений на хранение и ношение оружия материалы дела не содержат.
При этом из материалов дела следует, что начальником ОЛРР по г. Братску и Братскому району Управления Росгвардии по Иркутской области установлено 12.12.2016, проводилась проверка хранения Л. вышеуказанного оружия в предоставленном ему во временное пользование неиспользуемое помещение в казарме войсковой части 58133-20, что подтверждается копией рапорта от 12.12.2016.
Из заключения об отказе в продлении срока действия разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, а также лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны от 15.12.2016 следует, что при проведении проверки возможности выполнения Л. требований и условий действующего законодательства, регулирующего такой вид правоотношений, принять положительное решение о продлении срока действия разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, а также лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны не представляется возможным.
10.02.2017 начальником ОЛРР по г. Братску и Братскому району Управления Росгвардии по Иркутской области оружие у административного истца изъято в связи с нарушением условий правил хранения оружия до устранения выявленных нарушений.
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 26.11.2018 право собственности Л. на оружие прекращено, оружие обращено в собственность государства и передано Межтерриториальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Забайкальском крае и республике Бурятия для реализации в установленном законом порядке. На данное решение суда Л. подана апелляционная жалоба, датированная 21.12.2019.
Судом первой инстанции установлено, что 14.11.2018 Л. поданы заявки Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят в форме электронного документа на продление разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного, пневматического оружия, в заявках указан адрес регистрации: <адрес изъят>.
В ответ на заявки Л. направлено уведомление исх № 713/9/6-1-218 от 14.12.2018. Из текста уведомления следует, что заявления Л. рассмотрены. По основаниям ст.ст. 6, 9, 13,22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», пункта 50 главы Х Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации от 21 июля 1998 № 814 и пунктом 9 Административного регламента принять положительное решение о выдаче
Судом первой инстанции установлено, что 22.11.2018 Л. подана заявка Номер изъят на продление лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны. В заявке указан адрес регистрации: <адрес изъят>.
В ответ на заявление Л. направлено уведомление исх № 713/9/6-1-219 от 14.12.2018. Из текста уведомления следует, что заявление Л. рассмотрено. По основаниям ст.ст. 6, 9, 13,22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», пункта 50 главы Х Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 и пунктом 9 Административного регламента принять положительное решение о выдаче (продлении) указанных лицензии не представляется возможным.
В силу п. 19 ст. 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510, Росгвардия осуществляет следующие полномочия: организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия и частной охранной деятельностью; ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации учет оружия и патронов к нему.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон № 150-ФЗ), согласно абз. 1 ст. 13 которого право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Согласно ч.6 ст. 13 Федерального закона «Об оружии» спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации которым выданы охотничьи билеты или членские охотничьи билеты.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон № 150-ФЗ) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об оружии» гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения – разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (часть 14).
Статьей 13 Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
В соответствии с ч.18 ст. 13 ФЗ «Об оружии» граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного, длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Статьей 8 указанного Федерального закона установлено, что заявление о выдаче лицензии (разрешения) рассматривается уполномоченным органом в течение месяца со дня его подачи.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26.06.2018 № 221 утвержден административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему.
В силу п. 9.3 Административного регламента для продления срока действия разрешения предоставляются: заявление о продлении срока действия разрешения, паспорт, разрешение, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсилогических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов ( представляются заявителями, за исключением заявителей проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции или заявителей, представивших указанные медицинские заключения в уполномоченное подразделение Росгвардии или подразделение лицензионно-разрешительной работы менее 5 лет назад); охотничий билет; документы, подтверждающие прохождение заявителем не реже одного раза в 5 лет проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием ( предоставляется владельцем гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения); паспорт на приобретенное оружие либо протокол контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Выполнение перечисленных требований проверяется и при решении вопроса о продлении лицензии.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
Как следует из содержания ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
Доказательств, подтверждающих факт предоставления указанных документов и сведений при подаче заявлений Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят на продление лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия; продление разрешений хранение и ношение оружия самообороны материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «Об оружии» установлено, что основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные Федеральным законом основания. Иные основания для отказа в выдаче лицензии предусмотрены в том числе п. 7 ч. 20 ст. 13
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемы отказ в продлении лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны отвечает требованиям Федерального закона «Об оружии».
Как верно указал суд первой инстанции, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявкам на продление разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного, пневматического оружия в связи с предоставлением при обращении Л. за продлением разрешения на хранение и ношение оружия неверных сведений. Кроме того, препятствием для получения лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны является также решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от Дата изъята , которым право собственности Л. на оружие прекращено, оружие обращено в собственность государства, препятствует возможности получения лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона, оспариваемые решения соответствуют закону и приняты в пределах полномочий административного ответчика.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений, предусмотренных положениями ст. 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Доводы апелляционной жалобы основаны на переоценке установленных судом обстоятельств, выборочном, избирательном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе новых обстоятельств, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. По делу предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке судебной коллегией не установлены.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 21 февраля 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Н.М. Усова
Р.И. Харин