Дело № 2а- 8495/2017     28 августа 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.

при секретаре Пеньковой В.А.,

с участием административного истца Сидоренко Ю.Ю.,

представителя административного ответчика по доверенности Ковалевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сидоренко Юлии Юрьевны к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Сидоренко Ю.Ю. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит, уточнив административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, признать незаконным бездействие Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, выразившейся в невнесении сведений о Сидоренко Ю.Ю., в том числе о выданном ей квалификационном аттестате кадастрового инженера , в государственный реестр кадастровых инженеров; обязать, на основании ч.9 ст. 227 КАС РФ, Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации, внести сведения о Сидоренко Ю.Ю., в том числе о выданном ей квалификационном аттестате кадастрового инженера , в государственный реестр кадастровых инженеров, в разумный срок, установленный по решению суда, на основании ч.9 ст. 227 КАС РФ (л.д. 148-151).

В обоснование заявленных требований указывает, что 02.07.2016 года административный истец сдала квалификационный экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, в порядке, установленным ст. 29 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до 01.07.2016 года. 17.07.2016 года Квалификационной комиссией административному истцу выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера . 08.07.2016 года административный истец направила в Росреестр письмо с уведомлением о форме организации своей кадастровой деятельности, выбрав форму осуществления кадастровой деятельности в качестве работника юридического лица на основании трудового договора. Считает, что выполнила все необходимые условия, обязательные для лица, сдавшего квалификационный экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. 05.07.2016 года административный истец вступила в Саморегулируемую организацию Ассоциация «Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры юга» (Ассоциация), в связи с предстоящими изменениями Закона о кадастре и введением института обязательного членства кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях. 17.12.2016 года Президиум Ассоциации принял решение об исключении административного истца из членов Ассоциации на основании части 3 пункта 15 ст. 29 Закона о кадастре (в ред от 03.07.2016), ссылаясь на отсутствие у административного истца действующего аттестата кадастрового инженера на день вступления в силу ФЗ от 30.12.2015 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и ст. 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части совершествования деятельности кадастровых тнженеров», вступившего в силу 01.07.2016 года. Указанное решение было принято в связи с получением Ассоциацией письма Росреестра от 15.12.2016 года № 07-09435/16, согласно которому Росреестр указывает на отсутствие у административного истца действующего аттестата кадастрового инженера. Указывает, что Квалификационной комиссией в соответствии с ч.4 ст. 29 Закона о кадастре (в ред от 01.05.2016 г.) в Росреестр было направлено письмо от 21.06.2016 года с уведомлением о выдаче истцу квалификационного аттестата кадастрового инженера. Между тем, Росреестр не внес в порядке, установленном ч.3 ст. 30 Закона о кадастре, сведения о выданном административному истцу квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров в связи с тем, что указанное письмо, по данным Росреестра, поступило в Росреестр только 04.07.2016 года, то есть после вступления в силу Закона № 452-ФЗ. Административный истец полагает бездействие Росреестра незаконным поскольку в соответствии с ч.2 ст. 194 ГК РФ, сдав в организацию связи 21.06.2016 года уведомление о выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, квалификационная комиссия в надлежащий срок и до вступления в силу изменений законодательства исполнила необходимые действия для внесения Росреестром соответствующих сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров. То, что соответствующее уведомление поступило в Росреестр лишь 04.07.2016 года, не имеет существенного значения, так как все юридически значимые действия, в том числе сдача квалификационного экзамена и получение аттестата кадастрового инженера, были совершены административным истцом до вступления в законную силу положений Закона № 452-ФЗ. Считает, что бездействие Росреестра во внесении в реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче истцу аттестата кадастрового инженера носит формальный характер, является незаконным и нарушает права административного истца на осуществление кадастровой деятельности.

Административный истец Сидоренко Ю.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные уточненные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика по доверенности Ковалева К.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала отзыв на административное исковое заявление (л.д. 161-165).

Представитель заинтересованного лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, извещен судом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие (л.д. 188-189). Ранее представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 129-131), в котором указал, что действия Росреестра, а именно отказ во включении в Государственный реестр кадастровых инженеров сведений о Сидоренко Ю.Ю., является неправомерным, а требования Сидоренко Ю.Ю. подлежат удовлетворению.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) «О государственном кадастре недвижимости» кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (ч.1). Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами (ч.3).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет в орган кадастрового учета уведомление о сдаче данного квалификационного аттестата, содержащее указанные в пунктах 1-5 части 2 статьи 30 настоящего Федерального закона сведения, и копию данного квалификационного аттестата в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного квалификационного аттестата (ч.4).

В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.) орган кадастрового учета в срок не более чем два рабочих дня со дня получения уведомления, предусмотренного частью 4 статьи 29 настоящего Федерального закона, вносит в государственный реестр кадастровых инженеров сведения об указанном в таком уведомлении кадастровом инженере.

Из вышеуказанных норм Федерального закона следует, что до 01 июля 2016 года кадастровым инженером признавалось физическое лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, который признавался таковым со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров.

С 01 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», в котором дано иное понятие лица, признаваемого кадастровым инженером, определены условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 г. № 452-ФЗ, действовавшей после 1 июля 2016 года) кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

В части второй вышеуказанной нормы Федерального закона определены обязательные условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

В соответствии с ч.17 ст. 30.5 Федерального закона «О федеральном кадастре недвижимости» государственный реестр кадастровых инженеров носит информационный характер.

Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, что 17.06.2016 года Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом Ленинградской области (Леноблкомимущество) Сидоренко Ю.Ю. выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера (л.д. 21-22).

21.06.2016 года Леноблкомимущество в адрес Росреестра направил уведомление № 13-511/16-0-20 о выдаче 17.06.2016 года квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, в том числе Сидоренко Ю.Ю., с приложением необходимых документов, которое поступило в Росреестр 04.07.2016 года (л.д. 133-137; 166-167).

05.07.2016 года Сидоренко Ю.Ю. вступила в Саморегулируемую организацию Ассоциация «Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры юга», что подтверждается выпиской из протокола (л.д. 41).

Письмом от 26.07.2016 года № 07-05840/16 Росреестр отказал во внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче Сидоренко Ю.Ю. аттестата кадастрового инженера, поскольку уведомление о выдаче Сидоренко Ю.Ю. аттестата кадастрового инженера поступило в адрес Росреестра 04.07.2016 года (л.д. 168-169).

Письмом от 15.12.2016 года № 07-09435/16 Росреестр сообщил генеральному директору Саморегулируемой организации Ассоциация «Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры юга» о том, что согласно сведениям государственного реестра кадастровых инженеров по состоянию на 14.12.2016 года, Сидоренко Ю.Ю. не имеет действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера, в отношении последней не представлены документы, подтверждающие соответствие обязательным условиям членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, установленным пунктами 2, 3 и 4 части 2 статьи 29 Федерального закона о кадастре (л.д. 38-39).

Согласно выписки из протокола № 35 заседания президиума СРО «Кадастровые инженеры юга», 17.12.2016 года Сидоренко Ю.Ю. исключена из членов СРО «Кадастровые инженеры юга» в соответствии с частью 3 пункта 15 статьи 29 ФЗ-221 от 24.07.2007 года – нарушение обязательных условий членства (л.д. 40).

Обращаясь с административным исковым заявлением в суд, административный истец исходил из того, что все юридически значимые действия, в том числе сдача квалификационного экзамена и получение аттестата кадастрового инженера были совершены Сидоренко Ю.Ю. до 01.07.2016 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ.

Между тем, по смыслу положений ст.ст. 29, 30 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона № 452-ФЗ), с 01.07.2016 года организациями уполномоченными принимать решение о соответствии лица требованиям, предъявляемым к кадастровому инженеру, о допуске лица к такой деятельности, а также осуществлять контроль за деятельностью кадастровых инженеров, вести соответствующий реестр, выполнять иные, предусмотренные Законом № 221-ФЗ функции в сфере организации деятельности кадастровых инженеров, являются саморегулируемые организации кадастровых инженеров, а не уполномоченные в соответствии с ранее действующим законодательством органы государственной власти.

При этом государственный реестр кадастровых инженеров, который ведется органом государственного надзора в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, носит с 01.07.2016 года информационный характер.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что после 01.07.2016 года у Росреестра отсутствовали полномочия на внесение сведений о выданном квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров. Внесение в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о квалификационном аттестате после 01.07.2016 года автоматически не может признать его действующим на 01.07.2016 года.

Доводы Сидоренко Ю.Ю. о том, что оспариваемым отказом нарушены права последней на осуществление трудовой (профессиональной) деятельности в качестве кадастрового инженера, являются несостоятельными, поскольку административный истец не лишена возможности осуществлять данную деятельность при условии соответствия требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на приобретение статуса кадастрового инженера, а именно требованиям, указанным в ч.2 ст. 29 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона № 452-ФЗ).

При этом введение дополнительных квалификационных требований к уровню образования и наличию специальных навыков в указанной области направлены, прежде всего, на совершенствование правового регулирования деятельности кадастровых инженеров с целью повышения качества выполняемых кадастровыми инженерами работ и, соответственно, обеспечению достоверности сведений, содержащихся в кадастре недвижимости.

Невнесение сведений о квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров после 01.07.2016 года не ограничивает административного истца в праве на членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Таким образом, права лиц, сдавших квалификационный экзамен накануне вступления в силу положений Федерального закона от 30.12.2015 года № 452-ФЗ и не имеющих опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера, не нарушены, поскольку такие лица вправе вступить в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров при их соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 29 Федерального закона о кадастровой деятельности.

Кроме того, до 01.07.2016 года факт внесения в государственный реестр сведений о кадастровом инженере порождал установленные законом правовые последствия – признание выданного квалификационного аттестата кадастрового инженера действующим, соответственно реестр носил правоустанавливающий характер, а после 01.07.2016 года реестр носит информационный характер.

Таким образом, внесение в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата после 01.07.2016 года не порождает каких-либо правовых последствий и не влечет признание квалификационного аттестата действующим.

При таких обстоятельствах, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.10.2017 ░.

2а-8495/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Сидоренко Ю. Ю.
Ответчики
Федеральная служба государственной регистрации ,кадастра и картографии
Другие
Ленинградский областной комитет по управлению государственный имуществом
Суд
Приморский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Карсакова Наталья Геннадьевна
Дело на сайте суда
primorsky.spb.sudrf.ru
26.05.2017Регистрация административного искового заявления
29.05.2017Передача материалов судье
01.06.2017Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2017Предварительное судебное заседание
14.08.2017Судебное заседание
14.08.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.08.2017Судебное заседание
02.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее