Решение по делу № 33-19147/2021 от 05.10.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-2883/2021 (33-19147/2021)

г. Уфа                                       27 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                       Мугиновой Р.Х.,

судей                                  Кривцовой О.Ю. и Фроловой Т.Е.

при секретаре                                      Бикбулатовой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от 15 июля 2021 г., по иску ФИО1 к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа адрес Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью «Рудерис», муниципальному унитарному предприятию по благоустройству адрес Республики Башкортостан, Управлению коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, акционерному обществу Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан об устранении препятствий в пользовании земельным участком, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП «Спецавтохозяйство»), обществу с ограниченной ответственностью «Рудерис» (далее - ООО «Рудерис»), муниципальному унитарному предприятию по благоустройству Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан (далее - МУП по благоустройству), Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление хозяйства), акционерному обществу управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - УЖХ) об обязании осуществить перенос контейнерной площадки для сбора мусора от земельного участка по адресу: адрес целью освобождения занятой площадкой территории земельного участка и соблюдения требований СанПин дата-10, взыскании компенсации морального вреда - 50 000 руб., расходов по оплате госпошлины - 600 руб.

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1108 кв. м, по адресу: адрес.

Перед земельным участком ФИО1, и частично на территории ее земельного участка размещена контейнерная площадка для сбора мусора. Контейнерная площадка для сбора мусора занимает 2 кв. м земельного участка ФИО1 в точках пересечения 3 и 4 согласно схеме расположения контейнерной площадки, выполненной кадастровым инженером ФИО5

Размещение контейнерной площадки нарушает Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра и СанПиН 2.дата-10, а также права ФИО1, как собственника земельного участка.

Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2021 г. постановлено:

удовлетворить частично исковые требования ФИО1 к Администрации ГО адрес, МУП Спецавтохозяйство по уборке города, ООО Рудерис, МБУ по благоустройству адрес Республики Башкортостан, Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО адрес, АО УЖХ адрес об устранении препятствий в пользовании земельным участком, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов

Возложить обязанность на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществить перенос контейнерной площадки для сбора мусора от земельного участка по адресу адрес с целью освобождения занятой площадкой территории земельного участка и соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 600 руб.

В остальной части требований отказать.

В апелляционной жалобе Администрация города ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, указывая, что контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территория населенных мест», также СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» регламентируется порядок согласования органами местного самоуправления размещения контейнерных площадок юридических лиц на территории населенного пункта и ведения Реестра созданных мест накопления ТКО. Реестр - это база данных муниципального образования о размещенных на его территории контейнерных площадках. Администрация города реестр мест накопления ТКО разместила в открытом доступе на официальном сайте в закладке «Карты». На сегодняшний день в Реестре по адрес числится 3860 контейнерных площадки, база данных постоянно пополняется. Контейнерная площадка, расположенная рядом с домом №... по адрес в адрес, в реестре мест накопления ТКО не значится. Сведениями о том, кем была расположена данная площадка, Администрация города не располагает. Необходимо отметить, что предоставление сведений о местах накопления ТКО является обязанностью собственника земельного участка. Сведения об уже существующих контейнерных площадках вносятся в Реестр Администрациями районов города Уфы на основании заявок собственников контейнерных площадок. Администрация города в течение 10 дней рассматривает заявление на соответствие требований санитарно-эпидемиологического благополучия и направляет в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. При положительном решении, данные о месте сбора ТКО вносятся в Реестр в течение пяти рабочих дней. Заявка может быть отклонена по причине не соответствия утвержденной форме либо указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким образом, судом первой инстанции неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Истец ФИО1, представители ответчиков - Администрации города, МУП «Спецавтохозяйство», ООО «Рудерис», МУП по благоустройству, Управления хозяйства Администрации, УЖХ, третьи лица - ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представитель МУП «Спецавтохозяйство» обратился с заявлениями о рассмотрении дела в его отсутствие, иные лица об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 является собственником 5/10 доли земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1108 кв. м, расположенного по адресу: адрес.

Перед земельным участком ФИО1 и частично на территории ее земельного участка размещена контейнерная площадка для сбора мусора. Контейнерная площадка для сбора мусора занимает 2 кв. м земельного участка ФИО1 в точках пересечения 3 и 4, линейный размер наложения составляет 0,4 м, что следует их схемы расположения контейнерной площадки, выполненной кадастровым инженером ФИО5 (том 1 л.д. 18), и не оспаривалось сторонами по делу.

С дата МУП «Спецавтохозяйство» является региональным оператором по обращению с ТКО, осуществляющим свою деятельность в зоне деятельности №... согласно территориальной схеме обращения с ТКО Республики Башкортостан, в том числе на территории городского округа адрес Республики Башкортостан.

Сбор и транспортирование всех ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), образующихся в результате деятельности всех физических и юридических лиц с территории адрес городского округа адрес Республики Башкортостан до полигона нерадиоактивных твердых коммунальных отходов - осуществляет оператор операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Рудерис».

ООО «Рудерис» на основании контракта №... на оказание услуг (Идентификационный код закупки №...), заключенного с МУП «Спецавтохозяйство», оказывает услуги по сбору и транспортированию всех ТКО, в том числе КГО, образующихся в результате деятельности всех физических и юридических лиц с территории адрес городского округа адрес Республики Башкортостан до полигона нерадиоактивных твердых коммунальных отходов.

Указанный контракт был заключен на основании электронного аукциона, проведенного в соответствии с Федеральным законом от дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд». Контракт пописан электронными цифровыми подписями и размещен на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/commoninfo.html?regNumber=0№....

В соответствии с техническим заданием, в услуги исполнителя входит погрузка ТКО (в том числе КГО) в мусоровоз, их транспортирование до места передачи ТКО (место расположения объектов передачи отходов) и передача на объект передачи отходов. ТКО (в том числе КГО) должны транспортироваться от мест накопления ТКО (места приема ТКО), указанное в Перечне фактического месторасположения мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов к транспортированию в зоне деятельности Регионального оператора, определяемых в соответствии с условиями контракта, во исполнение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности Регионального оператора от дата №..., до следующих объектов в соответствии с действующими в зоне деятельности исполнителя потоками движения ТКО согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан.

Таким образом, ООО «Рудерис» осуществляет транспортировку ТКО с мест накопления ТКО, которые определяются Региональным оператором. ООО «Рудерис» не участвует в определении мест установки контейнерной площадки для сбора мусора и установку бункеров для сбора мусора не осуществляет.

МУП «Спецавтохозяйство» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и не участвует в создании мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

УЖХ осуществляет обслуживание многоквартирных домов в адрес, обслуживание домов, а также контейнерных площадок на территории адрес УЖХ не производит.

Управление хозяйства Администрации не содержит непосредственно объекты благоустройства, в том числе указанную площадку (контейнер).

Установив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 частично, возложив на Администрацию города обязанность осуществить перенос контейнерной площадки для сбора мусора от земельного участка по адресу: адрес, с целью освобождения занятой площадкой территории земельного участка и соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, как на лицо, ответственное за создание и организацию мест накопления твердых коммунальных отходов.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, тем самым отклоняя доводы апелляционной жалобы Администрации города, в которой фактически описываются лишь нормативные акты, приведенные также судом первой инстанции, об обязанности именно Администрации города следить за созданием и организацией мест накопления твердых коммунальных отходов, и констатируется факт, что орган местного самоуправления не принимал решения о месте сбора ТКО с внесением в соответствующий реестр, ему неизвестно кем размещена контейнерная площадка, исходя из обстоятельств дела на земельном участке, относящемся к собственности муниципального образования, и которые не опровергают, а напротив, подтверждают обоснованность выводов суда первой инстанции об обязанности именно Администрации города устранить нарушения прав собственника - истца.

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.1).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

По смыслу приведенной нормы права за участки, расположенные на территории городского округа, отвечает орган местного самоуправления такого городского округа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Принимая во внимание, что несанкционированная контейнерная площадка для сбора мусора образовалась на земельном участке, расположенном на территории городского округа город Уфа, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок, возложение обязанности по ликвидации указанной выше контейнерной площадки для сбора мусора на орган местного самоуправления - Администрацию города, является законным. Администрация города вправе и обязана оперативно устранять причины образования несанкционированных площадок для сбора мусора, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы или собственников земельных участков, привлекая их к ответственности и понуждая к ликвидации захламления отходами земельных участков, несанкционированных свалок. Городскими округами на территории городов, данные задачи решаются посредством муниципального земельного контроля, контроля исполнения договорных отношении (при наличии), в том числе посредством обращения с иском в суд об обязании землепользователя ликвидировать захламление отходами, несанкционированную свалку. Данные обязанности Администрацией города не выполняются, что подтверждено доводами апелляционной жалобы Администрации города.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 апреля 2016 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «адрес» подчеркнул, что отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которых подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для отмены состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 октября 2021 г.

Справка: судья Гибадатов У.И.

33-19147/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Файзуллина Гузель Азилевна
Ответчики
УКХ и благоустройства Администрации ГО г. Уфа
АО УЖХ Октябрьского района г. Уфы
МУП Спецавтохозяйство по уборке города
МБУ по благоустройству Октябрьского района г.Уфы РБ
ООО Рудерис
Администрация ГО г.Уфа РБ
Другие
Гарифуллина Элина Загировна
Файзуллин Марат Азильевич
Мухаметов Тимур Эфирович
Файзуллин Эрнест Юлаевич
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Кривцова Оксана Юрьевна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
06.10.2021Передача дела судье
27.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2021Передано в экспедицию
27.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее