ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 мая 2024 года г. Задонск
Судья Задонского районного суда Липецкой области Центерадзе Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении
в отношении Трофимова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, лица без гражданства, проживающего по адресу: <адрес>, без регистрации, не состоящего в браке, не работающего, ранее привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Трофимов А.В., являясь лицом без гражданства, нарушил режим пребывания ( проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание ( проживание) в РФ.
Согласно протоколу АА № об административном правонарушении от 20.05.2024 г., 20.05.2024 г. в 10 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, гражданин Трофимов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился на территории РФ, в нарушение установленного порядка, выразившегося в уклонении от выезда с территории РФ. У гражданина Трофимова А.В. отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание в РФ, тем самым Трофимов А.В., уклоняется от выезда с территории РФ, чем нарушил ст.25.10 ФЗ-114 от 15.08.1996г. «О порядке выезда из РФ, и въезда в РФ» и п.2 ст.5 ФЗ от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», то есть он совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Трофимов А.В. вину в совершении административного правонарушения признал и пояснил, что он проживает на территории РФ с 1989 г., приехал к отцу, который проживал в <адрес>, утратил паспорт СССР с вкладышем, в настоящее время оформляет гражданство РФ. На территории <адрес> у него проживает сын ФИО6. Состоял на воинском учете в военном комиссариате <данные изъяты> В Задонске проживает с 2009 г., работает в мужском монастыре столяром, обвенчался с ФИО3, поживает по адресу: <адрес> без регистрации.
Выслушав объяснения Трофимова А.В., исследовав представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Вина Трофимова А.В. в совершении данного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении, его объяснениями в протоколе о согласии с ним, сведениями из ИЦ УМВД РФ по ЛО, подтверждающим наличие судимости, выгрузкой из АС ЦБДУИГ ФМС РФ по ЛО, заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства Т-2.
На основании совокупности исследованных доказательств, прихожу к выводу о наличии в действиях Трофимова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, как нарушение лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание ( проживание) в РФ.
Из объяснений Трофимова А.В. следует, что он прибыл на территорию РФ в 1989 г. Он проживает с гражданской женой на территории Задонского района с 2009 года, у него имеется сын ФИО4, который проживает на территории <адрес>.
Согласно заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства Т-2 в ОВМ ОМВД России по Задонскому району с заявлением об установлении личности обратился гражданин Трофимова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур.<данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что Трофимова А.В. проживает по адресу: <адрес>.
Эти сведения судом учитываются при назначении наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает полное признание вины и раскаяние Трофимова А.В. в содеянном, намерение восстановить документы и получить гражданство РФ.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность Трофимова А.В., является повторное совершение однородного административного правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 649-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях») при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов (часть 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введена Федеральным законом от 25 декабря 2023 года N 649-ФЗ).
С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание продолжительность проживания Трофимова А.В. на территории РФ, наличие у него на территории Задонского района Липецкой области гражданской супруги, являющейся гражданкой РФ, факт его работы в монастыре плотником, а также то обстоятельство, что он не имеет гражданства и отсутствуют сведения о государстве, желающем его принять, суд приходит к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, и считает возможным назначить Трофимову А.В. административное наказание без административного выдворения за пределы РФ с применением положений ч.3.8 ст.4.1 КоАП РФ в виде обязательных работ.
Данная мера ответственности соответствует целям административного наказания, адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, будет способствовать предупреждению совершения Трофимова А.В. новых правонарушений, обеспечивает достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом фактических обстоятельств дела, данных о личности правонарушителя, оснований для назначения административного наказания в виде административного штрафа не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Оснований для признания совершенного Трофимовым А.В. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11, 30.1 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Трофимова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде обязательных работ на срок 150 (сто пятьдесят) часов.
Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья Н.Я. Центерадзе