[ № ]
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород 30 мая 2019 года
Нижегородский районный суд города Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Китаевой Ю.А., при секретаре Турковой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.С.В. к УФСБ России по Нижегородской области о возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»,
УСТАНОВИЛ:
Истец Л.С.В. обратился в суд с иском к ответчику УФСБ России по [ адрес ] о возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», в обоснование заявленных требований указав следующее.
[ 00.00.0000 ] истец был призван в ряды Российской Армии, Военную службу проходил с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] . В ходе прохождения службы в в/ч. 2094 в составе вооруженных сил Российской Федерации с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] истец участвовал в выполнении боевых задач в зоне чрезвычайного положения на территориях Республики Ингушетия, что подтверждается записью в военном билете. В 2018 году истец обратился в УФСБ России по [ адрес ] с просьбой выдать удостоверение "Ветеран боевых действий". [ 00.00.0000 ] УФСБ России по [ адрес ] отказал истцу в выдаче данного удостоверения, мотивируя тем, что рассмотрев материалы, полученные из центрального пограничного архива ФСБ России, с учетом отсутствия в них сведений о фактическом участии истца в боевых действиях (осуществление функций, приравненных к участию в боевых действий) принято решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. На просьбу истца ознакомить его с материалами, полученных из центрального пограничного архива ФСБ России, истцу было отказано. С отказом УФСБ России по [ адрес ] о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" не согласен, истец считает его необоснованным и незаконным. В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", выдача удостоверений ветерана боевых действий единого образца лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, направлявшими указанных лиц для выполнения задач в регионах вооруженных конфликтов и контртеррористических операций. В Республику Ингушетия истец был направлен УФСБ России по [ адрес ], поскольку в тот период времени являлся военнослужащим срочной службы. В соответствии с постановлением правительства РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ] в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" Правительство Российской Федерации постановляет отнести период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
На основании вышеизложенного, истец просит суд обязать Управление Федеральной службы безопасности России по [ адрес ] выдать истцу удостоверение «Ветеран боевых действий».
[ 00.00.0000 ] в судебное заседание истец Л.С.В. явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Крестовцев М.В. в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении заявленных требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав истца, представителя ответчика, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений».
Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-Ф3 "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определён круг лиц, относящихся к данной категории.
Процедура по рассмотрению заявлений на выдачу удостоверений ветеранов боевых действий регламентирована Инструкцией об организации в органах федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г, (далее - Инструкция), утвержденной приказом ФСБ России от 04.12.2008 № 588 (зарегистрирован Минюстом России 23.01.2009 за № 13168).
В соответствии с абз. 5 пункта 4 Инструкции решение о выдаче удостоверений лицам, проходившим военную службу в пограничных войсках, при отсутствии пограничных органов по месту жительства принимается территориальными органами безопасности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территорий Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», а также с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющимся приложением к указанному Федеральному закону, к территориям и периодам ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации относится в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Из положений п. 3 постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» следует, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца производится лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.
Исходя из положений п. 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.03.2004 № 77, абзаца 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также п.п. 4, 5 Инструкции основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий является документально подтвержденный факт выполнения указанными лицами задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации...» вся территория Чеченской Республики отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» Министерству обороны РФ и другим федеральным органам исполнительной власти было предоставлено право принимать совместные решения об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта. Однако таких совместных решений об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта принято не было.
Как следует из материалов гражданского дела, на территории Чеченской Республики Л.С.В. не находился, участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона не принимал.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 решение об отнесении местности к зонам вооруженного конфликта принимается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» предоставлялось право Министру обороны России, Министру внутренних дел России, Директору ФПС России, Директору ФСБ России относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.
Совместных решений вышеуказанных ведомств об отнесении к зоне вооруженного конфликта какой-либо местности, прилегающей к территории Чеченской Республики, не принималось.
Как предусмотрено разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону «О ветеранах», основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий является выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
На основании Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» Правительством Российской Федерации было принято постановление от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа».
В соответствии с пунктом 10 данного постановления выполнение военнослужащими задач, предусмотренных указанным постановлением, было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
При этом конкретные территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации, на которых выполнялись поставленные задачи, не указывались.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике», к зоне, на которую распространялось действие Закона, была отнесена только территория Чеченской Республики.
Таким образом, прилегающие к Чеченской Республике территории Российской Федерации в период нахождения там истца, а именно с 15 ноября 1996 года по 27 апреля 1998 года не отнесены к зоне вооруженного конфликта.
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», Правительство Российской Федерации определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Как предусмотрено п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта. При этом периоды выполнения военнослужащими задач при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Истец Л.С.В. указывает, что выполнял боевые задачи в составе в/ч 2094, однако доказательств, подтверждающих выполнение истцом задач в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (т.е. приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп) истцом не представлено, в материалах гражданского дела отсутствуют.
Запись в военном билете Л.С.В. о нахождении его с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в районе чрезвычайного положения на территории Республики Ингушетия, а также о том, что он пользуется льготами, предусмотренными Приказом Директора ФПС РФ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , приказом ГК ПВ РФ [ № ] от [ 00.00.0000 ] делала возможным распространение действия Закона Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, выполняющих задачи на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации, но не Федерального закона «О ветеранах». Вместе с тем, факт предоставления военнослужащим дополнительных гарантий и компенсаций вовсе не является основанием для признания их участниками боевых действий и к Федеральному закону «О ветеранах» отношения не имеет.
Таким образом, у Л.С.В., как военнослужащего ФПС РФ, участвовавшего в усилении режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской республикой субъектов Российской Федерации в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , правовых оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» не имеется.
Кроме того, судом установлено, что первое заявление о признании ветераном боевых действий Л.С.В. подал в мае 2016 г. (вх. № Л-734 от [ 00.00.0000 ] ).
Заявление Л.С.В. о признании его участником боевых действий и выдачи ему соответствующего удостоверения, предоставляющего право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от [ 00.00.0000 ] № 5-ФЗ «О ветеранах» было рассмотрено комиссией УФСБ России по [ адрес ] [ 00.00.0000 ] , вынесено мотивированное заключение, которым отказано Л.С.В. в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
О принятом решении Л.С.В. был уведомлен ответом от [ 00.00.0000 ] (исх. № Л-734). Данный ответ им не обжаловался, доказательств обратного суду не представлено.
[ 00.00.0000 ] от Л.С.В. поступило аналогичное заявление (вх. №Л-98), на которое ответчик направил в адрес истца ответ, в соответствии с которым представленные документы уже были рассмотрены ранее в 2016 году.
На основании вышеизложенного, а также учитывая отсутствие нарушения прав истца со стороны УФСБ России по [ адрес ], суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Л.С.В. к УФСБ России по [ адрес ] о возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд города Нижний Новгород.
Судья Ю.А. Китаева