дело № 2а - 2896 /2019
24RS0046-01-2019-002043-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 года г.Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.
при секретаре М.
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Бурносенко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Ф. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Ф. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проведения проверки установлено, что Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «<адрес>вой наркологический диспансер №» с диагнозом «зависимость от алкоголя». Согласно данных, предоставленных ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское» Ф. выдано водительское удостоверение. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ф., будучи зависимым от алкоголя лицом, имея не аннулированное право управления транспортными средствами, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права граждан, так и интересы общества и государства.
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.
Административный ответчик Ф. и заинтересованное лиц в зал суда не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, (пункт 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ).
На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 8 "Конвенции о дорожном движении", заключенной в Вене ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствам и (пункт 6 статьи 23 названного Федерального закона).
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (пункт 2 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств, в числе которых для водителей авто- и мототранспортных средств установлены медицинские психиатрические противопоказания, в том числе в виде психических заболеваний при наличии группы инвалидности, а также общие медицинские психиатрические противопоказания для управления транспортным средством, в числе которых указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.
Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденным, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что такими противопоказаниями являются, в том числе, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) - с кодом заболевания F10- F16, F 18, F 19.
Согласно данному Перечню, водители автомототранспортных средств категории A, B, C допускаются к управлению при наличии стойкой ремиссии в течение не менее 3-х лет. При этом ремиссия - это лишь положительная динамика, которая наблюдается у больного, тогда как стойкая ремиссия - это выздоровление. При наличии стойкой ремиссии лицо снимается с учета.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии. В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов административного дела, прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Согласно данных, предоставленных ОГИБДД Ф., 1951 года рождения, имеет водительское удостоверение № <адрес> со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на право управления транспортным средством категории В.
Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора, Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении с июня 2014 года в КГБУЗ ККНД № с диагнозом «зависимость от алкоголя», ДД.ММ.ГГГГ снят с наблюдения по причине отсутствия сведений. В настоящее время у пациента имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Заболевание Ф. подпадает под перечень противопоказаний, утвержденных соответствующими нормативными документами, к вождению автотранспорта, следовательно он не может быть допущен к вождению транспортного средства.
При указанных выше обстоятельствах, а также на основании приведенных норм закона и требований нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что управление транспортным средством лицом с таким диагнозом создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и другим инцидентам, повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц.
При этом, суд учитывает, что из материалов дела не усматривается наличие каких-либо сведений о наступлении у административного ответчика стойкой ремиссии, соответствующего заключения комиссии учреждения, либо лечащего врача в материалы дела также не представлено административным ответчиком, вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что наличие у административного ответчика заболевания препятствует управлению им транспортными средствами, и влечет прекращение действия права на управление транспортными средствами, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
С учетом положений ст.ст. 114 КАС РФ, 333.19 НК РФ, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования удовлетворить.
Прекратить право Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами.
Взыскать с Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с 14 мая 2019 года.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.