№2а-115/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 03 июня 2020 г.
Яковлевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.
при секретаре ФИО1,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> – ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Яковлевского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
<адрес> обратился с вышеуказанным административным иском в Яковлевский районный суд, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не проведении работ по разработке плана гражданской обороны и защиты населения Яковлевского муниципального района, и примерной программы подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб Яковлевского муниципального района; возложить обязанность на ответчика в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать план гражданской обороны и защиты населения Яковлевского муниципального района, примерную программу подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб Яковлевского муниципального района.
В обоснование доводов заявления административный истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о гражданской обороне, по результатам которой установлено, что план гражданской обороны Яковлевского муниципального района на момент проверки истек и является недействующим, меры по разработке плана ответчиком не приняты. Кроме того проверкой установлен, что администрацией не разработана примерная программа подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб Яковлевского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района по факту выявленных нарушений в адрес главы администрации Яковлевского муниципального района внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Административный ответчик – администрация Яковлевского муниципального района <адрес>, о месте и времени слушания дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направил, причины неявки не сообщил, об отложении слушания не просил.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени слушания дела.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в иске.
Выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Пунктом 23 части 1 статьи 14 и пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне»», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О гражданской обороне» подготовка населения в области гражданской обороны является одной из основных задач в области гражданской обороны.
Согласно п. 2 ст. 8 данного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом «в» ч. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что план гражданской обороны Яковлевского муниципального района истек и является недействующим, меры по разработке плана ответчиком не приняты; не разработана примерная программа подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб Яковлевского муниципального района.
Согласно ответу главы администрации Яковлевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ план гражданской обороны и защиты населения Яковлевского муниципального района находится в стадии разработки и приводится в соответствие с действующим законодательством, также ведется работа по разработке программы Яковлевского муниципального района подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб Яковлевского муниципального района.
Документы, подтверждающие исполнение административным ответчиком требований законодательства о гражданской обороне, суду не представлены.
Данные факты свидетельствуют о допущенном административным ответчиком бездействии при организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административный иск прокурора удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Яковлевского муниципального района <адрес>, выразившееся в не проведении разработки плана гражданской обороны и защиты населения Яковлевского муниципального района <адрес>, и примерной программы подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб Яковлевского муниципального района <адрес>.
Обязать Администрацию Яковлевского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения путем разработки плана гражданской обороны и защиты населения Яковлевского муниципального района <адрес>, и разработки примерной программы подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб Яковлевского муниципального района <адрес>, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.А. Нестерова