Судья Мальченко А.А. 24RS0012-01-2022-000796-63
Дело №33-14994/2022 (№2-913/2022)
2.211г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе председательствующего: Тарараевой Т.С.,
судей: Полянской Е.Н., Килиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Килиной Е.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №», администрации г. Дивногорска о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания,
по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Дивногорска
на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 11 октября 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, – удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность по финансированию расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № комбинированного вида», II (вторая) категория, на проведение комплексного обследования технического состояния здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № комбинированного вида, II (вторая) категория, адрес объекта: <адрес>, в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № комбинированного вида», II (вторая) категория, обязанность по организации и выполнению комплексного обследования технического состояния здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № комбинированного вида, II (вторая) категория, адрес объекта: <адрес>, в течение 6 (шести) месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска мероприятий по проведению комплексного обследования».
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад №», администрации г. Дивногорска о возложении обязанностей, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка по результатам которой установлено, что здание МБДОУ «Детский сад №» введено в эксплуатацию в 1976 году, является муниципальной собственностью городского округа г. Дивногорск, с момента ввода в эксплуатацию комплексное обследование здания не проводилось. Согласно Уставу учредителем и собственником имущества является муниципальное образование г. Дивногорск, полномочия и функции учредителя осуществляет отдел образования администрации г. Дивногорска. Просил суд обязать администрацию г. Дивногорска выделить денежные средства на комплексное обследование технического состояния здания МБДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, специализированной организацией в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МБДОУ «Детский сад №» за счет выделенных администрацией <адрес> денежных средств организовать и выполнить комплексное обследование технического состояния зданий МБДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, специализированной организацией в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Дивногорска Д.Е.Г. просит решение в части возложение на администрацию г. Дивногорска обеспечить финансирование расходов отменить, принять в этой части новое решение. Ссылается, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что администрация г. Дивногорска является учредителем МБДОУ «Детский сад №», а также доказательства того, что МБДОУ «Детский сад №» не обладает достаточными финансовыми возможностями, необходимыми для комплексного обследования технического состояния здания. Указывает, что учредителем МБДОУ «Детский сад №» является г. Дивногорск, от имени учредителя выступает отдел образования администрации г. Дивногорска, что следует из копии Устава МБДОУ «Детский сад №». Кроме того, администрация г. Дивногорска не является органом, уполномоченным обеспечивать финансирование расходов муниципальных учреждений. Бюджет ставится в прямую зависимость от принятия Дивногорским городским Советом депутатов решения о бюджете, однако судом не была проанализирована процедура финансирования муниципальных учреждений. Указывает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решению суда, разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей в части обеспечения финансирования указанных мероприятий. Также ссылается, что требование о комплексном обследовании здания не является необходимым в целях исполнения нормативных сроков, установленных п. 4.3.ГОСТ 31937-2011, достаточно проведение обследования.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения прокурора Ч.Н.Г., полагавшее решение суда законным и обоснованным, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, неявившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании частей 6 и 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий. В соответствии с разделом 3 Положения, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
Согласно пунктам 1, 3, и 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на территории городского округа г. Дивногорска Красноярского края находится МБДОУ Детский сад №.
В ходе проведенной прокуратурой г. Дивногорска проверки исполнения требований федерального законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательных учреждениях, установлено, что МБДОУ Детский сад № располагается в здании по адресу: <адрес>. Учредителем и собственником имущества дошкольного образовательного учреждения является муниципальное образование г. Дивногорск. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации г. Дивногорска. Здание по адресу: <адрес>, введено в эксплуатацию в 1976 году.Согласно ответу главы города Дивногорска заместителю прокурора города в МБДОУ д/с № проведено обследование несущей способности ригеля каркасного здания в 2021 году. По результатам обследования выполнены следующие работы: разработана проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта кровли здания, которая прошла проверку в краевой государственной экспертизе. В настоящее время за счет средств краевого бюджета выделено финансирование в сумме 7 000 рублей на проведение в летний период времени 2022 года капитального ремонта кровли здания детского сада.
Сведений о проведении комплексного обследования технического состояния здания в материалы дела не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий детского сада путем привлечения специализированной организации и с использованием современных средств технической диагностики, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, в связи с чем пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения иска.
Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований, суд первой инстанции возложил обязанность на администрацию г. Дивногорска выделить финансирование на проведение комплексного обследования технического состояния зданий дошкольного образовательного учреждения в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на МБДОУ д/с № обязанность по организации и выполнению комплексного обследования технического состояния здания.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства. По настоящему делу бремя доказывания судом распределено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, оценка доказательств судом осуществлена в соответствии с требованиями ст. 59, 60, 61, 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Дивногорска не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку учредителем МБДОУ д/с № является МО г. Дивногорск, от имени которого выступает отдел образования администрации г. Дивногорска, в связи с чем, администрация г. Дивногорска не является органом, уполномоченным обеспечивать финансирования муниципального учреждения, подлежат отклонению.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с Уставом МБДОУ д/с №, утвержденным исполняющим обязанности начальника отдела образования администрации г. Дивногорска, учредителем и собственником имущества МБДОУ д/с №, комбинированного вида, II (вторая) категория, является муниципальное образование – МО г. Дивногорск. Функции и полномочия учредителя от имени МО г. Дивногорск осуществляет отдел образования администрации г. Дивногорска. Полномочия собственника имущества от имени МО г. Дивногорск осуществляет администрация г. Дивногорска (п. 1.4. Устава)
Согласно п. 7.1. Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за МБДОУ Учредителем или приобретенных МБДОУ за счет средств, выделяемых ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым является соответствующее имущество, в т.ч. земельные участки.
В силу пункта 7.2. Устава источниками формирования финансовых средств МБДОУ являются: средства бюджета г. Дивногорска в виде субсидии на выполнение муниципального задания, и иные цели; средства, поступающие от приносящей доход деятельности; другие источники в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1.6. Положения об Отделе образования администрации г. Дивногорска, утвержденного Решением Дивногорского городского Совета депутатов от 03.04.2017 года №15-146-ГС, финансирование Отдела осуществляется за счет средств бюджета города по утвержденной бюджетной смете, штат Отдела формируется в пределах установленного лимита численности и фонда оплаты труда и утверждается распоряжением Главы города. Источником финансирования финансовых ресурсов Отдела являются: бюджетные средства, добровольные пожертвования физических и юридических лиц.
Из п. 1.10., 1.11. Положения также следует, что Учредителем Отдела является МО г. Дивногорск, а органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя – администрация г. Дивногорска.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возникли в данном случае не в связи с обязательствами последнего либо в связи с возмещением ущерба, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления, в связи с чем, возложение на администрацию г. Дивногорска, как на орган местного самоуправления обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы, что финансирование образовательного учреждения влечет нецелевое расходование бюджетных средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку учредителем МБДОУ д/с № является Отдел образования администрации г. Дивногорска, а его функции и полномочия выполняет администрация г. Дивногорска, в связи с чем, последняя должна нести ответственность при недостаточности у МБДОУ денежных средств на проведение мероприятий по устранению нарушений.
Поскольку финансирование деятельности детского сада относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, а обязанность осуществлять деятельность в соответствии с законодательством об образовании, предполагающим, в том числе, создание безопасных условий обучения, возложена на образовательную организацию федеральным законом, недостаточность финансирования и вопросы экономической нецелесообразности не имеют юридического значения для рассмотрения спора.
Срок исполнения действий, вопреки доводам апелляционной жалобы, установлен судом с учетом принципа разумности исходя из фактических обстоятельств дела; увеличение данного срока может способствовать угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц, поэтому доводы жалобы в этой части без ссылки на конкретные обстоятельства, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией. Ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда при наличии на то оснований.
Кроме того, судебная коллегия отклоняет как необоснованные доводы апелляционной жалобы о том, что требование о комплексном обследовании не является необходимым с целью исполнения нормативных сроков, установленных п. 4.3.ГОСТ 31937-2011, достаточным является проведение обследования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 года N 1984-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2014 года введен ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
Согласно п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.
В силу п. 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Пунктом 5.1.1. ГОСТ 31937-2011 установлено, что цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
На основании п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются:
- грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки;
- стены, колонны, столбы;
- перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.);
- балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы;- связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
В силу п. 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 по результатам обследования технического состояния здания (сооружения) составляют паспорт конкретного здания (сооружения), если он не был составлен ранее, или проводят уточнение паспорта, если он был составлен ранее.
Сторонами по делу не оспаривалось, что здание, в котором расположено МБДОУ д/с №, введено в эксплуатацию в 1976 году, в ходе проведения проверки прокурора установлено ненадлежащее осуществление контроля за техническим состояние здания, что подтверждается требованиями названного ГОСТа, который правомерно применен судом при разрешении спора, в том числе исходя из интересов неопределенного круга лиц на безопасные образовательные услуги.
При таком таком положении, данный довод апелляционной жалобы отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
Иных доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, которым дана должная правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 11 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Дивногорска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 декабря 2022 года.