ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14671/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 28 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А.,
судей: Киреевой И.А., Рогожина Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-222/2020 по иску Мельникова А. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, включении периода работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мельников А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в Кольском районе) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, включении периода работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением пенсионного органа от 30 мая 2019 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа по Списку № 1. Из специального стажа решением исключен период его работы с 01 февраля 1995 г. по 29 августа 1997 г. в должности огнеупорщика на участке № 1 АООТ «Севзапцветметремонт» по мотиву того, что в архивной справке не содержится информации, позволяющей определить количество рабочего времени, проведенного работником в цехе обжига.
Полагал данное решение незаконным, поскольку осуществление им трудовой деятельности в спорный период в условиях, предусмотренных Списком № 1, подтверждено надлежащими документами.
Просил суд признать незаконным решение пенсионного органа от 30 мая 2019 г. об отказе в назначении досрочной пенсии, обязать включить период работы с 01 февраля 1995 г. по 29 августа 1997 г. в качестве огнеупорщика на участке № 1 в цехе обжига обогатительной фабрики в специальный стаж работы и назначить ему досрочную страховую пенсию с момента наступления права на пенсию с 02 января 2019 г.
Истец Мельников А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Кольском районе в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих работу истца в спорный период во вредных условиях труда.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 27 января 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым признан незаконным отказ Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области от 30 мая 2019 г. № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Мельникову А. В..
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) возложена обязанность включить Мельникову А.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», период работы в должности огнеупорщика АООТ «Севзапцветметремонт» с 01 февраля 1995 г. по 29 августа 1997 г., за исключением имеющихся отвлечений: 27 апреля 1995 г., 04 мая 1995 г., 11 мая 1995 г., 22 мая 1995 г., с 26 февраля 1996 г. по 29 февраля 1996 г., 14 марта 1996 г., 20 сентября 1996 г., с 03 января 1997 г. по 05 января 1997 г., с 09 января 1997 г. по 10 января 1997 г., 30 апреля 1997 г., 11 августа 1997 г. и назначить Мельникову А.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 02 января 2019 г.
Взыскано с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) в пользу Мельникова А.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам его незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Мельников А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 19 февраля 2001 года.
07 декабря 2018 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением комиссии ГУ – УПФ РФ в Печенгском районе Мурманской области № 300787/18 от 30 мая 2019 г. в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа по Списку № 1 (л.д.30-31).
При подсчете стажа, необходимого для назначения истцу пенсии, пенсионным органом установлен страховой стаж 26 лет 09 месяцев 12 дней, специальный стаж работы (Список № 1) – 06 лет 03 месяца 21 день, стаж работы в районах Крайнего Севера – 19 лет 05 месяцев 22 дня.
При этом в стаж по Списку № 1 пенсионным органом не включен период работы истца с 01 февраля 1995 г. по 29 августа 1997 г. в должности огнеупорщика участка № 1 АООТ «Севзапцветметремонт».
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом, установленных по делу обстоятельств пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца и включении в специальный стаж периода работы Мельникова А.В. с 01 февраля 1995 г. по 29 августа 1997 г. в должности огнеупорщика участка № 1 АООТ «Севзапцветметремонт», с чем обосновано не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентирован вступившим в законную силу с 01 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона«О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Аналогичные положения содержались в статье 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 названного Федерального закона).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом "а" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список №1).
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на указанных выше работах, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшийся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Список N 1 построен по производственному признаку, то есть право на досрочное назначение страховой пенсии дает работа в тех производствах, которые указаны в Списке, при этом должен быть соблюден ряд других условий, предусмотренных действующим законодательством, в том числе постоянная и непосредственно занятость работника во вредных условиях труда. Вредные производственные факторы, не обусловленные занятостью в производстве, которое включено в Список N 1, права на досрочное назначение страховой пенсии не дают.
Позицией 1070200а-15416 раздела VII «Металлургическое производство» (цветные металлы) подраздела 2 «Обжиг, вельцевание» Списка № 1 пенсионные льготы предоставлены огнеупорщикам, занятым на горячих работах.
Так, в соответствии с пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее - Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет», утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Подтверждением занятости работника на работах, дающих право на пенсионные льготы, могут служить любые первичные учетные документы предприятия, которыми он может подтвердить право конкретного работника на льготное пенсионное обеспечение, именно: штатное расписание, штатная расстановка, должностная/рабочая инструкция, журнал учета личного состава отдела, цеха, бригады и других структурных подразделений, наряды на выполнение соответствующих работ, лицевые счета, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на заработную плату, карты аттестации рабочих мест по условиям труда; журналы заданий и прочие документы.
Согласно пункту 4 Раздела I Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктами 10-11 Раздела II указанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, достоверности сведений индивидуального персонифицированного учета об особом характере условий труда, сведения о наличии такого стажа, в том числе, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из системного толкования приведенных норм права, в специальный стаж по Списку N 1 раздела VII «Металлургическое производство» (цветные металлы) подраздела 2 «Обжиг, вельцевание» позиции 1070200а-15416, могут включаться периоды работы в качестве огнеупорщика, при условии постоянной занятости работника на горячих работах.
Согласно трудовой книжке АТ-V №0912320 Мельников А.В. 04 октября 1994 г. был принят на работу в АООТ «Севзапцветметремонт» учеником футеровщика на участок № 1; 01 февраля 1995 г. истцу присвоена квалификация огнеупорщика 2 разряда и он переведен по присвоенному разряду, с 03 февраля 1997 г. истец работал в должности огнеупорщика 3 разряда на участке № 1, уволен 29 августа 1997 г. по сокращению штатов (л.д.27).
Оставляя без удовлетворения заявленные истцом требования, суд указал, что из имеющихся в трудовой книжке записей невозможно установить конкретное место и характер работы, условия труда истца в периоды его работы в АООТ «Севзапцветметремонт», отнесение его к тому или иному перечню утвержденных Правительством Российской Федерации Списков, и то обстоятельство, что истец был постоянно, не менее 80 процентов рабочего времени занят выполнением работ, предусмотренных Списком № 1, в течение полного рабочего дня, что, противоречит материалам дела.
Так, в подтверждение стажа на соответствующих видах работ и времени занятости в течение рабочего дня в ОАО «Севзапцветметремонт» истцом представлены архивные справки ГОУ ГАМО в г.Кировске № М-1610 от 14 августа 2017 г. (л.д.11-13, 14-16).
Из архивной справки № М-1610 от 14 августа 2017 г. (л.д.14-16) следует, что:
- приказом Министерства цветной металлургии СССР от 26 октября 1966 г. в г. Оленегорске создано Северо-Западное ремонтно-строительное специализированное управление (СЗРССУ) государственного ремонтно-строительного треста "Центроцветметремонт";
- с 04 ноября 1966 г. в составе управления для проведения текущих и капитальных ремонтов оборудования и изготовления нестандартизированного оборудования образован Заполярный ремонтно-строительный специализированный участок;
- приказом начальника управления от 21 декабря 1967 г. № 106 в составе управления организован Никельский ремонтно-строительный специализированный участок путем выделения из состава Заполярного участка Никельского прорабства;
- в соответствии с приказом начальника управления от 09 января 1970 г. № 5, с 01 февраля 1970 г. Никельский и Заполярный специализированные участки объединены в один - Заполярный специализированный участок № 1;
- приказом начальника Заполярного ремонтно-строительного специализированного участка № 159 от 30 марта 1982 г., на базе участка № 1 с 01 апреля 1982 г. организовано два самостоятельных производственных ремонтно-монтажных участка, в том числе участок № 1, включающий ремонтные подразделения на обогатительной фабрике № 1, цехе обжига и РМЦ-1 ГМК «Печенганикель»;
- на основании приказа начальника ЗРМСУ от 19 июля 1989 г. изменена нумерация участков в связи с выделением из состава ЗРМСУ Никельского ремонтно-монтажного производства: участок № 1 (цех обжига, Обогатительная фабрика № 1); участок № 2 (РММ. подземный рудник, ремонт БЕЛАЗов, желдорцех); участок № 3 (строительных и химзащитных работ); участок № 4 (механизации);
- постановлением главы администрации города Оленегорска № 282/4 от 19 октября 1992 г. зарегистрировано АО ОТ "Севзапцветметремонт", в состав которого входили подразделения: Заполярнинское ремонтно-монтажное специализированное управление; Никельское ремонтно-монтажное специализированное управление; Мончегорское промышленно-строительное производство; Апатитское ремонтно-монтажное производство; Кандалакшский ремонтно-монтажный участок; Оленегорский ремонтно-монтажный участок; Оленегорский строительный участок; Оленегорский участок по производству товаров народного потребления; Оленегорский участок промпродукции; Оленегорский участок механизации; Государственное малое внедренческое технолого-инновационное предприятие техремпром" (ГМВТИП "Техремпром");
- постановлением главы администрации г. Оленегорска от 29 июля 1996 г. № 289 зарегистрирован устав ОАО "Севзапцветметремонт" в новой редакции, в соответствии с которым предприятие стало именоваться как ОАО "Севзапцветметремонт". В соответствии с приказом генерального директора АО от 15 сентября 1997 г. № 55 с 01 сентября 1997 г. прекращена производственная деятельность Заполярнинского и Никельского ремонтно-монтажных специализированных управлений.
То есть архивной справкой подтверждено, что первоначально Северо-Западное ремонтно-строительное специализированное управление государственного ремонтно-строительного треста "Центроцветметремонт" было создано по распоряжению Министерства цветной металлургии СССР, с 01 июля 1989 г. в связи увеличением объемов работ по текущему и капитальному ремонту комбината «Печенганикель" выделено Никельское ремонтно-монтажное производство и проведено изменение нумерации участков, что подтверждает, что в спорный период работники участка № 1 осуществляли трудовую деятельность в горячем цеху, истец в должности огнеупорщика.
Из справки № М-1610 от 14 августа 2017 г. (л.д. 11-13) следует, что:
- истец зачислен на работу с 04 октября 1994 г. учеником футеровщика на участок № 1 на основании приказа от 04 октября 1994 г. № 42, с 01 февраля 1995 г. истцу присвоена квалификация и он переведен по присвоенному разряду на участок № 1 огнеупорщиком 2 разряда на основании приказа № 33 от 22 февраля 1995 г.; на основании приказа от 21 февраля 1997 г. № 10 Мельникову А.В. присвоена квалификация и он переведен по присвоенному разряду с 03 февраля 1997 г. огнеупорщиуом 3 разряда участок № 1.
- в табелях учета рабочего времени во вредных условиях труда рабочих участка № 1 за 1995-1997 гг. имеются сведения о том, что Мельников А.В. работал полный рабочий день во вредных условиях труда, кроме периодов: 27 апреля 1995 г., 04 мая 1995 г., 11 мая 1995 г., 22 мая 1995 г., с 26 февраля 1996 г. по 29 февраля 1996 г., 14 марта 1996 г., 20 сентября 1996 г., с 03 января 1997 г. по 05 января 1997 г., с 09 января 1997 г. по 10 января 1997 г., 30 апреля 1997 г., 11 августа 1997 г.,
- при предоставлении очередных отпусков приказами от 22 августа 1996 г. № 244, от 18 апреля 1996 г. № 107, от 13 января 1997 г. № 14 Мельникову А.В. предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда в количестве 12 рабочих дней.
Из представленной стороной истца на обозрение судебной коллегии копии коллективного договора АО «Севзапцветметремонт» на 1994-1995 г.г. следует, что приложением № 1 к коллективному договору предусмотрен перечень профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск (12 рабочих дней) и сокращенный рабочий день (6 часов), при этом значится в пункте 2 приложения профессия огнеупорщик на горячем ремонте печей при работе на комбинатах «Североникель» и «Печенганикель».
Из пояснений истца суду апелляционной инстанции следует, что рабочее место Мельникова А.В. находилось в цехе обжига ОАО «ГМК Печенганикель», ремонтные огнеупорные работы проводилось непосредственно в цехе обжига и являлись частью производственного непрерывного процесса, истцу предоставлялся дополнительный отпуск за работу во вредных условиях, был установлен сокращенный рабочий день.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, пришла к правильному выводу, что материалами дела с достоверностью подтверждена в спорный период (за исключением имеющихся отвлечений) фактическая занятость истца на работах, соответствующими характеру и условиям труда по профессии огнеупорщиков, занятых на горячих работах, то есть с вредными условиями труда в профессиях и должностях, предусмотренных Списком № 1, раздел VII подраздела 2, позиция 1070200а-15416, в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени).
Оснований не доверять содержащимся в архивной справке сведениям о полной занятости истца (полный рабочий день) во вредных условиях труда на участке № 1 за 1995-1997 гг., о чем указано в табелях учета рабочего времени, у суда апелляционной инстанции не имелось.
При этом то обстоятельство, что непосредственно в структуре работодателя истца не имелось горячих цехов, с учетом установленных по делу обстоятельств о фактически выполняемой истцом трудовой функции по профессии огнеупорщика на горячих работах (цех обжига), не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для включения заявленного истцом периода работы в АООТ «Севзапцветметремонт» с 01 февраля 1995 г. по 29 августа 1997 г. (за исключением имеющихся отвлечений: 27 апреля 1995 г., 04 мая 1995 г., 11 мая 1995 г., 22 мая 1995 г., с 26 февраля 1996 г. по 29 февраля 1996 г., 14 марта 1996 г., 20 сентября 1996 г., 03 января 1997 г. по 05 января 1997 г., с 09 января 1997 г. по 10 января 1997 г., 30 апреля 1997 г., 11 августа 1997 г.) в специальный стаж по Списку № 1.
Учитывая, что при обращении истца в пенсионный орган 03 января 2019 г. истец достиг возраста 46 лет и с учетом включения спорного периода в стаж по Списку № 1 специальный стаж истца составляет более 8 лет, принимая во внимание стаж работы в районах Крайнего Севра, истец обладает правом на назначение досрочной пенсии по старости с 02 января 2019 г.
Выводы судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда, основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи