Мотивированное решение изготовлено 28.09.2023 года
Дело № 2-4581/2023 09 августа 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Мончак Т.Н.
при секретаре Владимировой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Игнатовой Лиане Валерьевне о взыскании неосновательно полученных сумм пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось в суд с исковыми требованиями о взыскании с Игнатовой Л.В. 155 957,02 руб. незаконно полученных сумм. В обоснование заявленных требований истец указал, что Игнатова Л.В. 29.06.2021 года обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении пенсии по старости, с 13.07.2021 года ей назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. При назначении страховой пенсии Игнатова Л.В. была ознакомлена с требованиями п. 5 ст. 26 указанного закона, о чем имеется соответствующая отметка в ее заявлении. Как следует из поступивших 18.05.2022 года в пенсионный орган сведений из УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Игнатова Л.В. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации с 01.07.2012 года. В соответствии с действующими нормами законодательства право на одновременной получение двух пенсий у ответчика отсутствует, так как в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона №400-ФЗ лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору. Выплата пенсии по старости по линии пенсионного фонда ответчику прекращена с 01.06.2022 года. Предоставление ответчиком недостоверной информации о факте получения пенсии другого ведомства повлекло образование переплаты страховой пенсии по старости за период с 13.07.2021 года по 31.05.2022 года в сумме 145 967,02 руб., а также единовременной выплаты согласно Указу Президента РФ от 24.08.2021 года №486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию, за счет средств резервного фонда Правительства РФ» за период с 01.09.2021 года по 30.09.2021 года в сумме 10 000 руб. Таким образом, за ответчиком Игнатовой Л.В. числится необоснованно полученная сумма в размере 155 957,02 руб.
Представитель истца ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Шевнина О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования.
Ответчик Игнатова Л.В., представитель ответчика Богданова А.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явились, возражали против удовлетоврения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 29.06.2021 года Игнатова Л.В. обратилась в УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости. В своем заявлении Игнатова Л.В. указала, что пенсия по другому основанию или от другого ведомства ранее ей не назначалась, а также что она предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах.
05.07.2021 года ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Фрунзенский район) принято решение о назначении Игнатовой Л.В. страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13.07.2021 года бессрочно в размере 7 667,48 руб. (ст. 15 указанного Закона), а также установлена фиксированная выплата к страховой пенсии на основании ст. 16 указанного Закона с 13.07.2021 года бессрочно в размере 6 044,48 руб. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 13.07.2021 года составил 13 711,96 руб.
Также ответчику была произведена единовременная выплата согласно Указу Президента РФ от 24.08.2021 года №486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию, за счет средств резервного фонда Правительства РФ» за период с 01.09.2021 года по 30.09.2021 года в сумме 10 000 руб.
22.04.2022 года ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области направило в адрес УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области запрос о предоставлении сведений о том, является ли Игнатова Л.В. получателем пенсии в указанном ведомстве.
Согласно справке, представленной УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 11.05.2022 года, Игнатова Л.В. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 01.07.2012 года и пожизненно. Справка предоставлена на основании пенсионного дела№34/3959.
Решением ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об отказе в назначении пенсии №473622/22 от 24.05.2022 года Игнатовой Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 12 лет.
31.05.2022 года ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области были составлены протоколы о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии, в которых указано на установление факта излишней выплаты Игнатовой Л.В. пенсии за период с 13.07.2021 года по 31.05.2022 года в сумме 145 957,02 руб. в связи с одновременным получением пенсии по линии ПФР и УФСИН, и единовременной выплаты за период с 01.09.2021 года по 30.09.2021 года в сумме 10 000 руб. в связи с одновременным получением пенсии по линии ПФР и УФСИН (выплатное дело №055686496).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 года №10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции РФ требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.06.2011 года №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Частями 7 и 8 ст. 21 указанного закона определено, что необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Выплата страховой пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица (п. 3 ч. 1 ст. 25 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении Игнатовой Л.В. страховой пенсии по старости (05.07.2021 года) порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Приказом Минтруда России от 17.11.2014 года №884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила).
В соответствии с разделом II Правил граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель). Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору.
Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее - в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».
Согласно разделу III Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Пунктом 23 Правил было предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Основанием для прекращения выплаты трудовой (страховой) пенсии является в том числе утрата пенсионером права на назначенную ему трудовую (страховую) пенсию по старости вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение пенсии по старости без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.
Таким образом, излишне выплаченные Игнатовой Л.В. суммы страховой пенсии и единовременной выплаты в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Игнатовой Л.В. - лица, которому эта пенсия была назначена, или счетной ошибки.
Следовательно, по настоящему делу юридически значимым с учетом исковых требований ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, возражений Игнатовой Л.В. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях Игнатовой Л.В. при получении ею сумм пенсии и единовременных выплат в период с с 13.07.2021 года по 31.05.2022 года.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм пенсии по старости и единовременных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Игнатовой Л.В. при получении в период с с 13.07.2021 года по 31.05.2022 года сумм пенсии и единовременных выплат на пенсионный орган, требующий их возврата, должно быть возложено на истца.
В обоснование своих доводов о недобросовестности Игнатовой Л.В. истец ссылается на следующие обстоятельства: 1) при назначении страховой пенсии Игнатова Л.В. была ознакомлена с требованиями п. 5 ст. 26 Закона №400-ФЗ, о чем имеется соответствующая отметка на ее заявлении от 29.06.2021 года, согласно которой получателем пенсии другого ведомства Игнатова Л.В. не является; 2) Игнатова Л.В. является получателем пенсии за выслугу лет по линии ФСИН РФ с 01.07.2012 года.
Между тем, как усматривается из материалов дела, Игнатова Л.В. в ходе судебного разбирательства указывала на то, что 14.09.2020 года она обращалась в УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга с заявлением о заблаговременной подготовке документов на пенсию, предоставив вместе с заявлением в числе прочих документов трудовую кинжку, содержащую сведения о прохождении ею службы в органах УФСИН РФ.
03.12.2020 года по запросу УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (входящий номер 65/ТО-51309 от 23.11.2020 года) о предоставлении справки о периодах службы, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», отделением пенсионного обеспечения финансово-экономического отдела УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области был направлен ответ (исходящий номер 65/ТО/28-23134 от 03.12.2020 года) и предоставлена запрашиваемая информация.
Из объяснений ответчика в судебном заседании также следует, что заявление было подано ею 29.06.2021 года при личном приеме, составлено, заполнено и отметки проставлены в завлении в электронном виде должностным лицом территориального отдела, при этом в заявлении отсутствуют подписи как должностного лица, принявшего заявление, так и ответчика.
С учетом установленных по делу обстоятельств и надлежащей оценки представленных доказательств, установив, что трудовая пенсия была назначена Игнатовой Л.В. в соответствии с представленными ею документами, содержащими сведения прохождении службы в ораганах исполнения наказаний, принимая во внимание, что сотрудниками пенсионного органа из УФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленингардской области была заблаговременна при подготовке к назначению страховой пенсии была запрошена и получена соответствующая информация, суд приходит к выводу об отсутствии недобросовестных действий со стороны Игнатовой Л.В. при подаче заявления о назначении пенсии, получении пенсии и единовременной выплаты.
Из материалов дела следует, что истцом не был осуществлен надлежащий контроль при выплате страховой пенсии Игнатовой Л.В. в течение периода с 13.07.2021 года по 31.05.2022 года в сумме 145 957,02 руб., и единовременной выплаты за период с 01.09.2021 года по 30.09.2021 года в сумме 10 000 руб.
Таким образом, суд, с учетом положений ст. 1109 ГК РФ, согласно которой заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки отнесены к имуществу, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, находит исковые требования ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Игнатовой Л.В. о взыскании незаконно полученной пенсии в размере 155 957,02 руб. не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55-57, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░