Дело № 2а-1-214/2022
УИД №73RS0012-01-2022-000352-73
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«13» апреля 2022 года г. Димитровград
Ульяновская область
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Рыбакова И.А.,
при секретаре Максимова Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным постановления и возложении обязанности расположить места накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением требований о максимально допустимой удаленности от жилых домов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области о признании постановления в части расположения мест сбора твердых коммунальных отходов незаконным и возложении обязанности расположить места накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением требований о максимально допустимой удаленности от многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов указав, что прокуратурой Мелекесского района проведена проверка по обращению Д. о нарушениях законодательства при размещении площадок для накопления твердых коммунальных отходов, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в рассматриваемой сфере.
В целях реализации ч. 1 ст. 8, ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), администрацией Мелекесского района 18.05.2021 принято постановление № 530 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Мелекесский район» от 14.04.2020 № 396 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» (далее — Постановление).
Согласно реестру и схеме расположения мест накопления ТКО на территории МО «Мелекесский район» в с. Тиинск предусмотрена установка 21 контейнерной площадки и 26 контейнеров.
Вместе с тем, в нарушение указанных в иске требований законодательства возле жилых домов №№***, 12 по *** отсутствуют контейнерные площадки, а расстояние до ближайших мест накопления ТКО по *** *** составляет более 200 метров, что противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В этой связи 17.01.2022 прокурором Мелекесского района в адрес Главы администрации МО «Мелекесский район» было внесено представление с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства, оборудовать специальные площадки и установить контейнеры в соответствии с утвержденным реестром.
Из представленного на акт прокурорского реагирования ответа от 18.02.2022 администрация МО «Мелекесский район» следует, что требования прокурора района не удовлетворены в полном объеме.
Так, по сообщению администрации района необходимое количество контейнеров и их объем определяется исходя из количества жителей в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, с учетом установленных нормативов накопления ТКО на основании Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П «Об утверждении порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твёрдых коммунальных отходов на территории Ульяновской области», приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 № 06-77 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области», а также в соответствии с методическими рекомендациями по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, утвержденных Госстроем Российской Федерации.
При этом, администрацией МО «Мелекесский район» игнорируются требования постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П «Об утверждении порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твёрдых коммунальных отходов на территории Ульяновской области», СанПин 2.1.3684-21 в части соблюдения расстояния расположения контейнерных площадок от индивидуальных жилых домов в с. Тиинск, что вызывает обоснованные жалобы граждан.
Административное исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретных лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены от последствий ненадлежащего выполнения своих полномочий органом местного самоуправления, не представляется возможным.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
Просит признать постановление администрации муниципального образования «Мелекесский район» от 14.04.2020 № 396 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» в части расположения мест сбора ТКО в с. Тиинск незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» расположить места накопления твердых коммунальных отходов в с. Тиинск с соблюдением требований о максимально допустимой удаленности от многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Мелекесского района Прохоров А.Ф. исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ООО «Экосистема» Напалкова Н.В. в судебном заседании пояснила, что основания для удовлетворения требований прокурора в том виде, в котором они заявлены, не имеется.
Свидетель Д. суду показал, что он проживает в *** и рядом отсутствуют контейнерные площадки, а расстояние до ближайших мест накопления ТКО составляет около 300 метров.
Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, свидетеля исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Прокуратурой Мелекесского района по обращению Д. проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в части размещения площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства возле жилых домов №№*** по *** отсутствуют контейнерные площадки, а расстояние до ближайших мест накопления ТКО по *** составляет более 200 метров, что противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Согласно ст.ст. 178, 62 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Прокурором суду не предоставлено доказательств нарушения прав населения ***, кроме жителей домов №№***, при расположении мест накопления ТКО.
Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности расположить места накопления твердых коммунальных отходов во всем с. Тиинск с соблюдением требований о максимально допустимой удаленности от многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов суд считает чрезмерным. При таких обстоятельствах суд считает необходимым и достаточным обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от жилых домов №№*** *** в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Кроме того, суд полагает, что требования о признании незаконным постановления администрации в части расположения мест сбора ТКО во всем с. Тиинск заявлены прокурором Мелекесского района необоснованно. Так, суду не предоставлено доказательств того, что постановление администрации муниципального образования «Мелекесский район» от 14.04.2020 № 396 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» в части расположения мест сбора ТКО в с. Тиинск принято с нарушением процедуры и/или соответствующей компетенции. В соответствии с представленными доказательствами, нарушение связано лишь с отсутствием места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от жилых домов №№ *** ***, но не всего с.Тиинск. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать постановление администрации муниципального образования «Мелекесский район» от 14.04.2020 № 396 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» незаконным только в части отсутствия указания на расположение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от жилых домов №№ ***, которое соответствовало бы требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Оснований для полного удовлетворения требований прокурора в указанной части суд не усматривает.
При этом суд не принимает во внимание доводы представителей заинтересованного лица и ответчика о том, что расчетная потребность в контейнерах для накопления твердых коммунальных отходов в с.Тиинск составляет 26 штук и расположение их всех уже определено, т.к. при этом не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, суд полагает необходимым установить для ответчика срок исполнения решения суда – трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок будет являться разумным и обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что административное исковое заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить частично.
Признать постановление администрации муниципального образования «Мелекесский район» от 14.04.2020 № 396 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» незаконным в части отсутствия указания на расположение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от жилых домов №№ *** ***, которое соответствовало бы требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от жилых домов *** в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 18 апреля 2022 года.
Судья И.А.Рыбаков