(№21-707/2023)
РЕШЕНИЕ
14 февраля 2024 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шкляр Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя административной комиссии при администрации города Ялта Республики Крым Новожиловой Татьяны Николаевны на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», в отношении Хлызиной Ольги Анатольевны, с участием Хлызиной О.А., ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии при администрации города Ялта Республики Крым № 246/13 от 14 июня 2023 года Хлызина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2023 года вышеуказанное постановление коллегиального органа отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, председатель административной комиссии обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2023 года отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении жалобы Хлызиной О.А.
Хлызина О.А., ФИО5 в судебном заседании суда апелляционной инстанции 14 февраля 2024 года просили в удовлетворении жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 14 февраля 2024 года представитель административной комиссии, лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения Хлызиной О.А., ФИО3, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3.18 настоящего Закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 116-ЗРК/2015 «Об административных комиссиях в Республике Крым» административные комиссии в Республике Крым являются постоянно действующими коллегиальными органами, создаваемыми для рассмотрения дел об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым».
В соответствии пунктом 2.9.9 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 26 декабря 2019 года № 6 (далее – Правила благоустройства), на территории городского округа Ялта Республики Крым запрещается осуществлять не согласованные в установленном порядке и наносящие ущерб зеленым насаждениям следующие действия:
- вырубка деревьев и кустарников в нарушение установленного муниципальными правовыми актами и настоящими Правилами порядка;
- повреждение, уничтожение растущих деревьев и кустарников;
- самовольная вырубка сухостойных деревьев;
- уничтожение или повреждение деревьев и кустарников в результате поджога или небрежного обращения с огнем;
- повреждение деревьев и кустарников сточными водами, химическими веществами, отходами, выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ, обусловливающих их усыхание или заболевание;
- окольцовка стволов, подсочка;
- прочие повреждения растущих деревьев и кустарников.
Как следует из протокола об административном правонарушении №19-09/1026 от 07 июня 2023 года, 25 мая 2023 года в 14 часов 20 минут на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, кадастровый номер №, сотрудником департамента муниципального контроля администрации г. Ялта установлено удаление зеленых насаждений вида Дуб и Граб. Данное удаление привело к окончанию роста указанных зелёных насаждений. Указанные удаления зелёных насаждений осуществлены в результате не принятия собственником земельного участка – Хлызиной О.А. мер, направленных на сохранность указанных зеленых насаждений, находившихся на земельном участке, чем нарушены часть 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 25 декабря 2014 года № 50-ЗРК/2014 «О растительном мире», пункт 2.9.9 «Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», утвержденных решением 8 сессии 2 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым № 6 от 26 декабря 2019 года, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Хлызиной О.А. постановлением административной комиссии при Администрации города Ялта Республики Крым от 14 июня 2023 года №246/13 к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым».
Отменяя постановление коллегиального органа и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, судья городского суда исходил из того, что административной комиссией при рассмотрении дела были допущены существенные процессуальные нарушения, выразившиеся в рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие Хлызиной О.А. и в отсутствие сведений о её надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Оснований не согласиться с вышеприведенными выводами не имеется, поскольку они являются правильными и соответствуют материалам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений частей 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Надлежащим доказательством уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть вручение уведомления ему лично или передача иным способом, свидетельствующим о факте получения указанным лицом данного уведомления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Выяснение вопроса о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, должно предшествовать принятию решения о рассмотрении дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью обеспечения соблюдения необходимых процессуальных гарантий прав лиц, участников производства по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений вышеприведенных норм, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть безусловно извещено о времени и месте рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Хлызиной О.А. было назначено на 14 июня 2023 года в 15 час. 00 мин., по результатам которого в отсутствие последней вынесено обжалуемое постановление.
Вместе с тем, как следует из почтового уведомления, извещение о рассмотрении дела 14 июня 2023 года в 15 час. 00 мин. доставлено и получено Хлызиной О.А. 14 июня 2023 года в 12 ч. 48 мин.
Таким образом административной комиссией не были выяснены обстоятельства относительно извещения лица, в отношении которого возбуждено производство, в установленном порядке, не выяснены причины его неявки.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении административной комиссией не был соблюден, следовательно, выводы судьи городского суда о ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, соответствуют имеющимся в деле материалам.
Доводы жалобы о том, что на момент рассмотрения дела комиссией была предпринята одна попытка вручения извещения, не имеют правового значения.
В то же время, преждевременным является указание судьи городского суда в обжалуемом судебном акте на то, что выводы административного органа о виновности Хлызиной О.А. были сделаны в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении административной комиссии не указаны, какие конкретно были удалены зелёные насаждения, какие конкретно пункты Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым этим были нарушены, учитывая, что судьей городского суда не дана надлежащая оценка всем представленным материалам дела об административном правонарушении, в том числе акту осмотра территории, фототаблице, расчету восстановительной стоимости, схеме расположения удаленных зеленых насаждений, содержащей сведения о зеленых насаждениях, которые были удалены. Кроме того, постановление административной комиссии при администрации города Ялта Республики Крым № 246/13 от 14 июня 2023 года, а также протокол об административном правонарушении № 19-09/1026 от 07 июня 2023 года содержат в себе указание на нарушение пункта 2.9.9 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», составляет шестьдесят календарных дней со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая, что производство по данному делу в отношении Хлызиной О.А. прекращено, при этом установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истёк, принимая во внимание, что в силу положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим, а существенных нарушений, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, влияющих на исход дела не допущено, возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено отсутствует.
Учитывая установленные обстоятельства, оснований, предусмотренных законом для отмены оспариваемого судебного решения, не имеется.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», в отношении Хлызиной Ольги Анатольевны, оставить без изменения, а жалобу председателя административной комиссии при администрации города Ялта Республики Крым Новожиловой Татьяны Николаевны – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты> Т.А. Шкляр
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>