РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Исаковской Э.Л.,
при секретаре Алешиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-103/2021 (№ 3а-590/2020) по административному исковому заявлению Тюлюбаева А.И. к правительству Тульской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, государственному учреждению Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к правительству Тульской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, государственному учреждению Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал на то, что является сособственником нежилого помещения с кадастровым №, площадью 193,4 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 1, Этаж № 2, адрес: <адрес> (1/2 доля в праве).
Административный истец указал, что утвержденная актом № АОКС-71/2020/000012 от 22.09.2020 по состоянию на 21.08.2020 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № в размере 5 325 072,56 руб., необоснованно завышена, что нарушает его права как собственника объекта недвижимости, при уплате завышенного и экономически необоснованного налога, который рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
В подтверждение доводов о завышении стоимости объекта недвижимости административный истец сослался на отчет <...> от 22.12.2020 №2020-4417, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 21.08.2020 составила 3 723 000 руб.
Административный истец Тюлюбаев А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав заявленные требования.
Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, заявлений не представлено.
Представитель административного ответчика Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил вынести решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город г.Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, заявлений не представлено.
Заинтересованное лицо Тюлюбаев И.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тюлюбаев А.И. является собственником ? доли в праве нежилого помещения с кадастровым №, площадью 193,4 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 1, Этаж № 2, адрес: <адрес>, совместно с Тюлюбаевым И.И.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.01.2021 №КУВИ-002/2021-2463422 и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Согласно положениям пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на вышеупомянутое имущество (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, административные истцы, как собственники вышеупомянутого объекта недвижимости, относятся к налогоплательщикам указанного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Законом Тульской области от 20.11.2014 № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2016 года.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, вышеупомянутый объект недвижимости является объектом налогообложения по налогу на имущество, исчисляемому исходя из его кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов определения кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тульской области по состоянию на 01.01.2019, согласно которому кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № определена в размере 5 316 825,16 руб. <...>
В связи с изменением основных характеристик (площади) объекта недвижимости с кадастровым № актом № АОКС-71/2020/000012 от 22.09.2020 ГУ ТО «Областное БТИ» кадастровая стоимость указанного объекта определена по состоянию на 21.08.2020 в размере 5 325 072,56 руб.
Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 28.09.2020, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.12.2020 № КУВИ -002/2020-47882739.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
С целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости административный истец обратился в <...>
В соответствии с отчетом по определению рыночной стоимости объекта недвижимости от 22.12.2020 №2020-4417, выполненным оценщиком указанной организации, рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым № по состоянию на 21.08.2020 составляет 3 723 000 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также в целях подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объекта оценки судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО4 <...>
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта № 16/0321 от 17.03.2021, отчет <...> №2020-4417 от 22.12.2020 об оценке величины стоимости Объекта оценки: нежилое помещение, общая площадь 193,4 кв.м, кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартам и правилам оценочной деятельности, а рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная в названном отчете на дату оценки, подтверждается.
Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нём выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
О несогласии с указанным отчетом об оценке №2020-4417 от 22.12.2020, заключением эксперта № 16/0321 от 17.03.2021 другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости указанные лица не обращались.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости нежилого здания рыночная стоимость принадлежащего административному истцу вышеназванного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, подтвержденном заключением судебной оценочной экспертизы, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета №2020-4417 от 22.12.2020 у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 71:30:050411:2048 может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета <...> №2020-4417 от 22.12.2020, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Тюлюбаева А.И. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым №, площадью 193,4 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 1, Этаж № 2, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3 723 000 рублей по состоянию на 21.08.2020.
Датой подачи Тюлюбаевым А.И. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого объекта недвижимости является день обращения в суд – 24.12.2020.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий