Дело № 12-234/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Соликамск 06 августа 2018 года
Судья Соликамского городского суда Крымских Т.В. при ведении протокола секретарём Пановым Ю.В., с участием защитника Терехина С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «СОМЗ» на постановление № и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от <дата> Общество с ограниченной ответственностью «СОМЗ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Соликамский городской суд, законный представитель Общества с ограниченной ответственностью «СОМЗ» просит об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вина предприятия.
Законный представитель Общества с ограниченной ответственностью «СОМЗ» в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен.
В судебном заседании в Соликамском городском суде защитник Общества с ограниченной ответственностью «СОМЗ» Терехин С.А. доводы жалобы поддержал. Пояснил, что должностным лицом административного органа допущены нарушения порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, из текста постановления нельзя сделать вывод о дате и месте совершения правонарушения, поскольку, в содержащихся в материалах дела об административном правонарушении документах не указаны время и место совершения правонарушения. Кроме того, полагает юридическое лицо невиновным в совершении правонарушения, поскольку, на предприятии имеется должностное лицо, ответственное за направление сообщений, документов, сведений в Государственную инспекцию труда, разработана должностная инструкция, на нее возложены соответствующие обязанности. Просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, либо признать правонарушение малозначительным и освободить юридическое лицо от административной ответственности.
Потерпевшие ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела извещались, что подтверждается расписками.
Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении о судебном заседании извещено.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья городского суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Исходя из ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.5.27.1 ТК РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статьей 211 ТК РФ установлено, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Статья 212 ТК РФ определила, что работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст.229.1 ТК РФ расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев определен ст.230 ТК РФ. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.
Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве предусмотрен ст.230.1 ТК РФ. Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных ТК РФ случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.
Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в предусмотренных ТК РФ случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай.
Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются: в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 года №73 утверждены «Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002 года №3999), где в п.36 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» указано, что по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом - в течение месяца по завершении расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в соответствующий территориальный орган федерального надзора сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, предусмотренной приложением №1 к настоящему Постановлению. О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).
В качестве субъектов административной ответственности положения приведенной части статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривают должностных и юридических лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При этом, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 5 от 24.03.2005 года в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст.2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Как следует из материалов дела, проведенной Государственной инспекцией труда в Пермском крае проверкой выявлено нарушение ООО «СОМЗ» требований трудового законодательства: ст. 230.1 ТК РФ, п.36 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», а именно: <дата> в ООО «СОМЗ» произошел групповой несчастный случай с ФИО3 и ФИО4, сроки нахождения ФИО3 на больничном – с <дата> по <дата>, ФИО4 – с <дата> по <дата>. Сообщения о последствиях несчастного случая поступили в Государственную инспекцию труда в Пермском крае <дата>, что превышает месячный срок.
В действиях юридического лица ООО «СОМЗ» усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Признавая ООО «СОМЗ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, при вынесении оспариваемого постановления, должностное лицо Государственной инспекции труда в Пермском крае полагал вину юридического лица доказанной на основании протокола об административном правонарушении № от <дата>.
При этом должностным лицом не учтено следующее.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются… место, время совершения и событие административного правонарушения...
Из материалов дела видно, что в протоколе об административном правонарушении содержится ссылка на нарушение ООО «СОМЗ» требований ст.230.1 ТК РФ, при этом, в протоколе не указаны место и время совершения административного правонарушения.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление № от <дата> так же не содержит указания на время и место совершения правонарушения, дата и место совершения правонарушения не установлены, при этом, в тексте постановления дополнительно указано на нарушение ООО «СОМЗ» п.36 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 года №73.
И в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует надлежащее описание события и состава правонарушения, вменяемого ООО «СОМЗ», не указаны мотивы, по которым орган пришел к выводу, что привлекаемое к ответственности юридическое лицо совершило нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Событие правонарушения, вмененного в вину ООО «СОМЗ», должностным лицом надлежащим образом не установлено и не проверено.
Таким образом, судья городского суда установил существенные нарушения, допущенные должностным лицом Государственной инспекции труда в Пермском крае при рассмотрении дела по существу, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку, указанные существенные нарушения требований КоАП РФ не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление подлежащим отмене в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности не истек.
При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, и учитывая названные выше нарушения принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда
р е ш и л а:
постановление № и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, материалы дела об административном правонарушении направить должностному лицу на новое рассмотрение.
Решение вступило в законную силу.
Судья Т.В. Крымских