дело № 33-3-393/2024
26RS0001-01-2023-005904-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 17 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г.,
судей Кононовой Л.И., Ковалевой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Семенюк В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя, поданной полномочным представителем по доверенности Тернавской К.А., администрации Промышленного района г.Ставрополя, поданной полномочным представителем по доверенности Обориной Е.С., на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 07 сентября 2023 года по исковому заявлению прокурора Промышленного района г.Ставрополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Промышленного района г.Ставрополя об обязании привести в соответствие детскую площадку,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г.Ставрополя, действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации <адрес>, в обоснование которого указал, что прокуратурой <адрес> проведен мониторинг соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных па территории <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения закона. В ходе надзорной мероприятий установлено, что детская площадка, расположенная на земельном участке по адресу: <адрес> находится в ненадлежащем состоянии. В силу п.п.24, 25 ч.1, ч.2 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 15.05.2015 №890 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ставрополя» осуществление работ по благоустройству и содержанию территории Промышленного района города Ставрополя относится к полномочиям администрации <адрес>. Вместе с тем, детская площадка, расположенная по вышеуказанному адресу, в нарушение правил благоустройства территории муниципального образования содержится в ненадлежащем техническом состоянии. Элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию) и не соответствуют предъявляемым требованиям, в связи с чем нуждаются в проведении ремонтных работ. Непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, пребывающих на указанной детской площадке. Согласно п.п. 4.2.9, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» металлические материалы, образующие окислы, шелушащиеся или отслаивающиеся, должны быть защищены нетоксичным покрытием. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость. Элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов). Элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов «стойкие» и «среднестойкие» и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается. Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается. Подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка. Кроме того, не допускается наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, конструкцией оборудования должно быть исключено застревание частей тела и одежды детей. Согласно п. 3.4.3.22.2 Стандарта для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия. Решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 №127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края. Статьей 2 Правил благоустройства определено, что правовыми основаниями принятия указанных Правил являются в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, и федеральные законы. В соответствии с п. п. 5, 6, 10 ст.21 Правил благоустройства детская площадка должна быть обустроена мягким покрытием, игровым оборудованием, скамьями и урнами, осветительным оборудованием, зелеными насаждениями. Мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) следует предусматривать на детской площадке в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей. Места установки скамей следует оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом. Для сопряжения поверхностей детской площадки и газона следует применять садовые бортовые камни со скошенными или закругленными краями. При реконструкции и размещении детских площадок во избежание травматизма следует не допускать наличия на территории площадки выступающих корней или нависающих низких веток, остатков старого, срезанного оборудования (стойки, фундаменты), находящихся над поверхностью земли, незаглубленных в землю металлических перемычек (как правило, у турников и качелей). Детская площадка должна регулярно подметаться, очищаться от мусора, в зимнее время должна также очищаться от снега. Согласно п.1.5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №897/пр, Министерства спорта Российской Федерации №1128 от 27.12.2019 «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры) являются в том числе органы местного самоуправления, которые формируют техническое задание на благоустройство территорий, проводят торги, выбирают подрядчиков, осуществляют финансирование работ по благоустройству и их приемку. Согласно п. п. 6.2., 6.5-6.11, п. 6.13 Приказа №№897/пр, 1128 при содержании и эксплуатации площадок и оборудования рекомендуется учитывать требования и ограничения по использованию площадок и оборудования, изложенные в технических регламентах, национальных стандартах Российской Федерации, технических условиях, требованиях по видам спорта. Содержание оборудования, установленного на площадках, целесообразно проводить в виде: проверки оборудования, позволяющей обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями (регулярный визуальный осмотр); детальной проверки оборудования с целью оценки рабочего состояния, степени изношенности, прочности и устойчивости оборудования (функциональный осмотр); ежегодной проверки с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности ежегодный (основной осмотр). В течение всего периода службы оборудования рекомендуется проводить его техническое освидетельствование. В случае выявления неисправности оборудования рекомендуется установить ограждение и разместить информацию о запрете использования данного оборудования. В случае, если оборудование по результатам осмотра признано не подлежащим дальнейшей эксплуатации, его рекомендуется демонтировать в кратчайшие сроки. До демонтажа данного оборудования его рекомендуется оградить и разместить на нем или возле него информацию о недопустимости его использования. Рекомендуется следить за чистотой площадок, не допускать расположения на них посторонних предметов, опавших веток, зарастание травой. При выявлении образования ям на площадке рекомендуется установить заграждение и ликвидировать ямы. При эксплуатации ударопоглощающего покрытия рекомендуется регулярно, в зависимости от интенсивности эксплуатации, проводить: проверку достаточности толщины насыпного ударопоглощающего покрытия; проверку поверхности площадки на предмет отсутствия выступающих над поверхностью ударопоглощающего покрытия частей оборудования и/или иных посторонних предметов. Между тем, в нарушение вышеуказанных норм закона администрацией Промышленного района города Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок. Проверкой установлено, что вопреки перечисленным выше требованиям законодательства, ряд детских игровых и спортивных площадок на территории района находятся в неудовлетворительном состоянии, свидетельствующем об отсутствии регулярного обслуживания оборудования и ремонтных работ. С учетом изложенного, прокуратурой района 27.10.2022 главе администрации <адрес> внесено обобщенное представление об устранении выявленных нарушений закона при содержании и эксплуатации детских (игровых) площадок на территории <адрес>, которое рассмотрено, однако действенных мер к устранению нарушений закона не принято - детские площадки на территории района на протяжении 2022-2023 годов не приведены в соответствие с требованиями закона.
Просил обязать администрацию <адрес> привести в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путем установки информационных табличек, ударопоглащающего покрытия, а также устранения следов коррозии на элементах оборудования из металла, дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, выступающих элементов оборудования с острыми концами.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 07 сентября 2023 года исковое заявление прокурора Промышленного района г. Ставрополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Промышленного района г. Ставрополя удовлетворено.
Суд обязал администрацию <адрес> привести в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путем установки информационных табличек, ударопоглащающего покрытия, а также устранения следов коррозии на элементах оборудования из металла, дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, выступающих элементов оборудования с острыми концами.
В апелляционной жалобе представитель Комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя - Тернавская К.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов указывает, что учитывая самостоятельность органов местного самоуправления в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании, органы государственной власти не вправе обязать или иным образом побудить муниципальное образование установить и исполнять какие-либо расходные обязательства. Принятие решения об удовлетворении исковых требований является понуждением органа местного самоуправления к выделению финансирования, что является ограничением права главного распорядителя средств бюджета г.Ставрополя на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления и нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей.
В апелляционной жалобе представитель администрации Промышленного района г.Ставрополя - Оборина Е.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов указывает, что администрация района является структурным органом администрации г.Ставрополя, не наделена полномочиями по решению вопросов бюджетного финансирования работ по содержанию и ремонту объектов, расположенных на территории Промышленного района г.Ставрополя. Содержание детских площадок осуществляется с учетом установленных лимитов бюджетных обязательств. Рассмотреть вопрос о приведении детской площадки по адресу: г.Ставрополь, ул.45 Параллель, 10, в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012, возможно только при условии достаточного финансирования из бюджета г.Ставрополя.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы помощник прокурора Промышленного района г.Ставрополя – Минаева Н.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Разрешая вопрос о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц, судебная коллегия, учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников по делу по правилам ст. 113 ГПК РФ, путем направления судебного извещения, что подтверждается почтовым реестром, отчетом об отслеживании отправления, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, возражениях на апелляционную жалобу, заслушав пояснения прокурора Марчукова М.Б., представителя третьего лица ООО «УК Оптимист» - Авдеева А.Н., возражавших в удовлетворении доводов жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований к их удовлетворению и отмене решения суда не нашла.
Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Утверждение правил благоустройства отнесено к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования (п. 19 ч. 1 ст. 14,
п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 г. N 127 утверждены правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, согласно статье 6 которых к объектам благоустройства города Ставрополя относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе детские площадки, спортивные площадки, площадки отдыха.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры: по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления; по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей; по созданию условий для организации воспитания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.
В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в случае проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории <адрес>.
В ходе проверки установлено, что детская площадка, расположенная на земельном участке по адресу: <адрес>, находится в ненадлежащем состоянии, а именно элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию, ржавчину, отсутствие краски, имеются острые края металлических деталей (спортивные турники, детская горка), что нс соответствуют предъявляемым требованиям ГОСТ Р 52169-2012, в связи с чем нуждаются в проведении ремонтных работ. На площадке отсутствует информационная табличка (дощечка) с правилами и возрастными требованиями при использовании оборудования, номерами телефон служб спасения, скорой помощи и служб эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, противоударное покрытие, имеется трава (заросли), выступающие корни, частичное бетонное покрытие с острыми краями.
27.10.2022 года прокурором Промышленного района г.Ставрополя в адрес главы администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
09.01.2023 года в ответ на представление прокурора глава Промышленного района г.Ставрополя сообщил, что выходом на место установлено, что детские площадки находятся в частично неудовлетворительном техническом состоянии по причине износа. В связи с ограниченностью финансирования работы по благоустройству указанных детских площадок в текущем году выполнить не представляется возможным.
17.03.2023 года в ответ на требование прокурора от 01.02.2023 года глава Промышленного района г.Ставрополя представил информацию о техническом состоянии детских площадок, находящихся на балансе администрации <адрес> в виде таблицы, в которой указано, что детская площадка по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что в нарушении вышеуказанных норм администрацией Промышленного района г.Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора, поскольку несоблюдение ответчиком возложенной на него законом обязанности по содержанию детской площадки нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции и считает, что судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Согласно гл.7 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст, эксплуатант (владелец) детской игровой площадки должен периодически, не менее одного раза в 12 месяцев оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.
Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
В силу п.п. 4.3.2, 4.3.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 №1148-ст, конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость, элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.).
Кроме того, не допускается наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, конструкцией оборудования должно быть исключено застревание частей тела и одежды детей.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком в нарушение требований п.п. 5, 6, 10 ст.21 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных Ставропольской городской Думой 23 августа 2017г. допущены нарушения требований безопасности, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 №1148-ст.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоблюдении ответчиком требований законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в части эксплуатации детской игровой площадки, и возложил на него обязанность устранить допущенные нарушения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Промышленного района г.Ставрополя об отсутствии полномочий на выделение бюджетных средств на приведение детской площадки в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012, не подтверждают нарушение судом норм материального и процессуального права, поскольку не отменяют установленной судом применительно к имеющимся в деле доказательствам и не опровергнутой ответчиком обязанности обеспечить безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних в части эксплуатации данной детской игровой площадки.
Доводы жалобы Комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя о том, что принятие решения об удовлетворении исковых требований является понуждением органа местного самоуправления к выделению финансирования, что является ограничением права главного распорядителя средств бюджета г.Ставрополя на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 9, 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 07 сентября 2023 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г.Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 ГПК РФ через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.01.2024