Дело №2-1912/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2022 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т., при секретаре Хомушку Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И к Мэрии г. Кызыл, ФИО3 о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком,
с участием представителя истца И - Пи, представителя ответчика ФИО3 – По,
у с т а н о в и л:
истица обратилась в суд с иском к Мэрии г. Кызыла, ФИО3 о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, указывая на то, что с 27.06.2014 проживает по адресу: <адрес> земельный участок общей площадью 557 кв.м. и кадастровым номером №. Также с 27.06.2014 она является членом Садоводческого некоммерческого товарищества № «Саяны», задолженности по членским взносам и за электроэнергию не имеет.
При обращении в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва для оформления документов на земельный участок истица получила сведения, что этот земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения ФИО3. Однако с 27.06.2014 ФИО3 не владела и не пользовалась данным земельным участком.
Просит прекратить право пожизненного наследуемого владения ответчика ФИО3 указанным земельным участком.
В судебном заседании представитель истицы иск поддержала по изложенным основаниям.
В отношении ответчика ФИО3 суд рассматривает дело в порядке ст. 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), согласно которой при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
Назначенный судом в соответствии со ст. 50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика адвокат По просила в удовлетворении иска отказать, поддержав доводы письменного возражения, согласно которому у истицы отсутствует право предъявления иска.
Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла, представитель третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли, связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных лиц, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 265 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В настоящее время земельное законодательство России таких оснований не предусматривает. Земельный кодекс Российской Федерации в императивной норме запретил предоставление земельных участков из государственных и муниципальных земель гражданам на указанном праве после введения в действие Кодекса, сохранив при этом право пожизненного наследуемого владения земельными участками для тех землевладельцев, которые приобрели данное право до введения в действие Кодекса.
Положениями статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации (утратившей силу с 01.03.2015 на основании ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) было предусмотрено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется (пункт 1). Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству (пункт 2). Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность (пункт 3).
Согласно ст. 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству (п. 1). Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (п. 2).
В силу ст. 267 ГК РФ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
Право пожизненного наследуемого владения предполагает два правомочия: владение - обладание вещью, пользование - извлечение полезных свойств из вещи. При этом закон не наделяет гражданина, имеющего земельный участок такой категории, правом на распоряжение им, т.е. правом продать, подарить, обменять, так как прямое указание на данный запрет вытекает из требований приведенных норм закона.
Указанные ограничения связаны с тем, что приобретение права пожизненного наследуемого владения земельным участком не свидетельствует о смене собственника на данный земельный участок, каковой остается в муниципальной или государственной собственности.
Поскольку земельный участок, предоставленный гражданам в пожизненное наследуемое владение, не выбывает из государственной и муниципальной собственности, при прекращении у землепользователя права пожизненного наследуемого владения земельный участок остается в государственной или муниципальной собственности и может быть отведен другим лицам. Однако в данном случае должен быть соблюден предусмотренный законом порядок предоставления земельного участка.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина)… (п.3); При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (п.4).
Пунктом 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком: 1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
В соответствии с п.6 ст.54 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, после получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.
В представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 17:18:0106018:14, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 557 кв.м., с разрешенным использованием для садоводства и огородничества, сведения о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком кого-либо не имеется.
Вместе с тем, согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 30.10.2020 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 557 кв.м., с разрешенным использованием для садоводства и огородничества, имеются сведения о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком ФИО3 на основании свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения от 12.02.1993 №.
Истица предоставила членскую книжку садоводческого некоммерческого товарищества № «Саяны» от 05.06.2020, и справку от 31.08.2021, из которых следует, что И является членом Садоводческого некоммерческого товарищества № «Саяны» с 27.06.2014, и ей принадлежит земельный участок в данном обществе по <адрес>. Площадь земельного участка в членской книжке указана 600 кв.м. Согласно выписке из протокола очередного общего собрания членов товарищества от 31.08.2021 И распределен земельный участок общей площадью 557 кв.м. по адресу: <адрес>.
Из пояснений представителя истицы следует, что истица по устной договоренности купила этот земельный участок у третьего лица, полные анкетные данные которого она не помнит.
Поскольку в силу приведенных выше положений ст. 266 ГК РФ и ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся на праве пожизненного наследуемого владения, сам по себе не подлежит отчуждению иному лицу по гражданско-правовой сделке, то устный договор, согласно которому истица купила земельный участок, является ничтожным в силу его противоречия закону, на основании действовавшей на указанный период редакции ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тем самым установлено, что какие-либо правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, а также на расположенный на нем объект недвижимости у истицы отсутствуют, а членство в садоводческом обществе не подтверждает наличие какого-либо вещного права на этот земельный участок.
Таким образом, поскольку установлено, что указанный земельный участок находится в государственной собственности, требовать принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения ответчика истица не имеет субъективного права, так как не относится к вышепоименованным органам государственной власти или органам местного самоуправления, и у истицы имеется право на получение земельного участка только в порядке, установленном законом, то при таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска И кМэрии г. Кызыл, ФИО3 о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2022 года.
Судья Л.Т. Сватикова