Дело № 2а-1436/17
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
05 декабря 2017 г. Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Наумова С.Н.,
при секретаре Ашикине А.А.,
СЃ участием помощника Краснодарского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях Краснодарского края – Бушуева Р’.Рќ., представителя Федерального казенного учреждения исправительная колония в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю Мигаль Рђ.Р¤., РїРѕ доверенности, заинтересованных лиц: представителя ФКУЗ РњРЎР§ в„– 23 ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю Высыпкова Рђ.Рђ., РїРѕ доверенности, Семергей Р’.Р’., Рванова Р’.Р’., отбывающих наказание РІ ФКУ РРљ-5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Краснодарского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ испарительных учреждениях Краснодарского края РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє административному ответчику ФКУ РРљ-5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю Рѕ признании незаконным бездействие Рё понуждении ФКУ РРљ-5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю устранить нарушения санитарных правил,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Краснодарский РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ испарительных учреждениях Краснодарского края РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє ответчику Рѕ признании незаконным бездействие Рё понуждении ФКУ РРљ-5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю устранить нарушения санитарных правил. Р’ обоснование исковых требований, указал, что Краснодарской прокуратурой РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях Краснодарского края 12.10.2017 Рі. проведена контрольная проверка устранения нарушений санитарных правил РІ ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю РїСЂРё эксплуатации свиноводческого хозяйства, РІ С…РѕРґРµ которой были выявлены нарушения закона. Р’ результате проведенной проверки, РІ нарушении требований закона, расстояние РѕС‚ свиноводческого хозяйства ФКУ РРљ в„– 5 РґРѕ объектов жилой застройки Рё Р·РѕРЅС‹ отдыха, то есть РґРѕ общежитий, предназначенных для проживания осужденных, Рё мест РёС… отдыха, составляет менее 300 метров. Более того, размеры Рё границы санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ свиноводческого хозяйства ФКУ РРљ в„– 5 РЅРµ определены. Свиноводческое хозяйство ФКУ РРљ в„– 5 фактически введено РІ эксплуатацию после размещения РЅР° территории учреждения общежитий для осужденных. Р’ целях устранения вышеуказанных нарушений законодательства Р Р¤ Краснодарским РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях Краснодарского края внесено представление РѕР± устранении указанных нарушений закона, однако, нарушения РґРѕ настоящего времени РЅРµ устранены. РљСЂРѕРјРµ того, 28.08.2017 Рі. РІСЂРёРѕ начальника ФКУ РРљ в„– 5 объявлено предостережение Рѕ недопущении указанных нарушений закона РїСЂРё эксплуатации свиноводческого хозяйства. Поскольку выявленные нарушения закона РЅРµ устраняются РІ ФКУ РРљ в„– 5 РЅР° протяжении длительного времени, что свидетельствует Рѕ СЏРІРЅРѕРј бездействии СЃРѕ стороны ответчика РїРѕ устранению допущенных нарушений закона, РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным бездействие ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю РІ части устранения нарушений закона РїСЂРё эксплуатации свиноводческого хозяйства Рё обязать ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю прекратить эксплуатацию свиноводческого хозяйства РґРѕ устранения нарушений закона РІ части соблюдения размеров санитарной защитной Р·РѕРЅС‹ РґРѕ ближайших объектов жилой застройки.
Помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Бушуев В.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель Федерального казенного учреждения исправительная колония в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю Мигаль Рђ.Р¤., Рё заинтересованное лицо представитель ФКУЗ РњРЎР§ в„– 23 ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю Высыпков Рђ.Рђ., РІ судебном заседании возражали против удовлетворения административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Краснодарского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях Краснодарского края Рё просили отказать.
Заинтересованные лица: Семергей Р’.Р’., Рванов Р’.Р’. РІ судебном заседании требования Краснодарского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях Краснодарского края РІ части нарушения действующего законодательства РІ эксплуатации свиноводческого хозяйства поддержали РІ полном объеме Рё просили РёС… удовлетворить, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что эксплуатация свиноводческого хозяйства ставит РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ всех осужденных отбывающих наказание РІ ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю, поэтому имеются основания для удовлетворения административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°.
Выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что административные исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. ст.7, 37 Конституции РФ, в РФ охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Являясь гражданами РФ, лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.
Как установлено РІ судебном заседании, Краснодарской прокуратурой РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях Краснодарского края 12.10.2017 Рі. проведена контрольная проверка устранения нарушений санитарных правил РІ ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю РїСЂРё эксплуатации свиноводческого хозяйства, РІ С…РѕРґРµ которой выявлены нарушения закона.
Согласно ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с п.3 ст.39 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответчики п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
РР· Рї.4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"Санитарно-защитные Р·РѕРЅС‹ Рё санитарная классификация предприятий, сооружений Рё иных объектов", следует, что для промышленных объектов Рё производств III, IV Рё V классов опасности размеры санитарно-защитных Р·РѕРЅ РјРѕРіСѓС‚ быть установлены, изменены РЅР° основании решения Рё санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации или его заместителя РЅР° основании: - действующих санитарно-эпидемиологических правил Рё нормативов; - результатов экспертизы проекта санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ СЃ расчетами рассеивания загрязнения атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р° Рё физических воздействий РЅР° атмосферный РІРѕР·РґСѓС… (шум, вибрация, электромагнитные поля (РРњРџ) Рё РґСЂ.).
Как следует РёР· материалов дела, ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю 09.10.2017 Рі. ... обоснования размеров расчетной (предварительной) санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ для ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю, Р° также имеется санитарно-эпидемиологическое заключение РѕС‚ 19.10.2017 Рі., Рѕ соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам Рё нормативам СанПиН 2.2.1/1200-03, СанПиН 2.1.6.1032-01, РЎРќ 2.2.4/2.1.8.562-96, ГН 2.1.6.1338-03, однако как требует Рї. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 решения Рё санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации или его заместителя ответчиком РЅРµ представлено.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что договор с подрядной организацией, которая будет осуществлять измерения, а также уровень шума, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на сегодняшний день не заключен.
Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Р’ силу Рї.7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 свиноводческое хозяйство РРљ относится Рє III классу санитарной классификации промышленных объектов Рё производств. Размер санитарной Р·РѕРЅС‹ данного свиноводческого хозяйства должен составлять РЅРµ менее 300 метров.
Р’ результаты проведенной проверки установлено, что РІ ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю, РІ нарушении требований закона, расстояние РѕС‚ свиноводческого хозяйства ФКУ РРљ в„– 5 РґРѕ объектов жилой застройки Рё Р·РѕРЅС‹ отдыха, то есть, РґРѕ общежитий, предназначенных для проживания осужденных, Рё мест РёС… отдыха, составляет менее 300 метров.
Размеры Рё границы санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ свиноводческого хозяйства в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю РЅРµ определены. Свиноводческое хозяйство в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю фактически введено РІ эксплуатацию после размещения РЅР° территории учреждения общежитий для осужденных.
Неисполнение администрацией ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю указанных требований законодательства Р Р¤ ставит РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ осужденных, отбывающих наказание РІ исправительной колонии, Р° также влечет нарушение РёС… прав РЅР° охрану Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ.
14.06.2017 г. Краснодарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края внесено представление об устранении указанных нарушений закона.
28.08.2017 Рі. РІСЂРёРѕ начальника ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю объявлено предостережение Рѕ недопущении указанных нарушений закона РїСЂРё эксплуатации свиноводческого хозяйства.
Выявленные нарушения закона ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю РЅРµ устраняются РЅР° протяжении длительного периода времени, что свидетельствует Рѕ СЏРІРЅРѕРј бездействии СЃ его стороны РїРѕ устранению допущенных нарушений закона.
С учетом изложенного, исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в испарительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в испарительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю РІ части устранения нарушений закона РїСЂРё эксплуатации свиноводческого хозяйства.
Обязать ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю прекратить эксплуатацию свиноводческого хозяйства РґРѕ устранения нарушений закона РІ части соблюдения размеров санитарной защитной Р·РѕРЅС‹ РґРѕ ближайших объектов жилой застройки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 05 декабря 2017 г.
РЎСѓРґСЊСЏ
Апшеронского районного суда С.Н. Наумов