Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1057/2018
г. Выкса 24 августа 2018 года
Выксунский городской суд Нижегородской обл. в составе: председательствующего судьи Скучилиной Е.И., с участием представителя истца Ставцевой М.А., представителя ответчика Шибаевой И.В., при секретаре Шалуновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Резанова С. А. к ГК УПФ РФ по городскому округу г. Выкса Нижегородской области о признании права на досрочную пенсию,
у с т а н о в и л :
Резанов С.А. обратился к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по городскому округу город Выкса Нижегородской области с исковым заявлением, с учетом изменения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, - о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода военной службы по призыву с ДАТА года по ДАТА, признании права Резанова Сергея Анатольевича на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДАТА года.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ДАТА обратился в территориальное Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. І статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» №400-ФЗ. В заявлении указал, что им выработан стаж более 8 лет в должности электросварщика. Его возраст на дату обращения-57 лет. В подтверждение необходимого стажа работы была приложена трудовая книжка и военный билет. Решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Выкса Нижегородской области от ДАТА за №.. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду того, что у него отсутствует требуемая продолжительность специального стажа, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда. В специальный стаж ответчиком включены следующие периоды: с ДАТА по ДАТА период работы в Арзамасском заводе коммунального машиностроения электросварщиком ручной сварки. (1 месяц 11 дней); с ДАТА по ДАТА - период работы в ЗАО «СМУ-6» треста 10 электросварщиком. (9 дней); с ДАТА по ДАТА - период работы в ОАО «Дробмаш» электросварщиком на полуавтоматах в сварочном цехе. (2 года 07 месяцев 12 дней); с 16.06.1983 по 13.03.1986 - период работы в ОАО «Дробмаш» электросварщиком ручной сварки в механическом цехе. (2 года 8 месяцев 28 дней). Итого специального стажа засчитано: 05 лет 06 месяцев. При исчислении специального стажа ответчиком не были зачтены в специальный стаж следующие периоды: с 01.09.1977 по 14.07.1978 (10 месяцев 14 дней )-учеба в техническом училище …, ответчик в решении не указывает период обучения, с ДАТА по ДАТА (02 года 00 мес.11 дней ) - служба в Советской Армии по призыву. Ответчик в решении указывает, что данный период не подлежит зачету в специальный стаж по Списку №2, так как последующий за ним период работы не относится к периоду работы, предусмотренному Списком №2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173.С решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ но г.о.г. Выкса Нижегородской области он не согласен. В период службы истца в армии действовал закон СССР от 14 июля 1956г. «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним Положение, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 03.08.1672 № 590, в соответствии с п. 109 которого, при назначении на льготных условиях или льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. а, б п. 16) период, указанный в пп «к» (служба в составе Вооруженных сил СССР) приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием периода. Таким образом, на момент прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета указанного периода службы армии в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
В судебном заседании представитель истца Ставцева М.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика - ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по городскому округу городу Выкса Шибаева И.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Изучив доводы сторон и исследовав письменные материалы дела, суд находит следующее.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 03.06.2004 г. №11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Судом установлено, что ДАТА Резанов С.А. обратился в территориальное Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. І статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» №400-ФЗ. Его возраст на дату обращения - 57 лет. В подтверждение необходимого стажа работы была приложена трудовая книжка и военный билет.
Решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Выкса Нижегородской области от ДАТА за №… Резанову С.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду того, что у него отсутствует требуемая продолжительность специального стажа, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда. В специальный стаж ответчиком включены следующие периоды: с ДАТА по ДАТА период работы в Арзамасском заводе коммунального машиностроения электросварщиком ручной сварки. (1 месяц 11 дней); с ДАТА по ДАТА - период работы в ЗАО «СМУ-6» треста 10 электросварщиком. (9 дней); с ДАТА по ДАТА - период работы в ОАО «Дробмаш» электросварщиком на полуавтоматах в сварочном цехе. (2 года 07 месяцев 12 дней); с ДАТА по ДАТА - период работы в ОАО «Дробмаш» электросварщиком ручной сварки в механическом цехе. (2 года 8 месяцев 28 дней). Итого специального стажа засчитано: 05 лет 06 месяцев. При исчислении специального стажа ответчиком не были зачтены в специальный стаж следующие периоды: с ДАТА по ДАТА (10 месяцев 14 дней ) - учеба в техническом училище …, ответчик в решении не указывает период обучения, с ДАТА по ДАТА (02 года 00 мес.11 дней)- служба в Советской Армии по призыву.
Из трудовой книжки истца следует, что ДАТА он был принят на работу по профессии электросварщик 3 разряда в Выксунское СМУ-6 треста 10, уволен ДАТА года в связи с уходом в ряды Советской Армии, ДАТА принят в сварочный цех электросварщиком на полуавтомат 4 разряда в Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.
Военным билетом Резанова С.А. подтверждается, что с ДАТА по ДАТА он проходил военную службу по призыву.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно подп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
В соответствии с данным Списком право на льготное пенсионное обеспечение установлено электросварщикам ручной сварки (раздел XXXIII "Общие профессии", код позиции 23200000-19906).
Согласно данным трудовой книжки, истец работал в указанных выше должностях, которые являлись для него основной работой, сведений об одновременном выполнении им другой работы суду не представлено, трудовая книжка в соответствии с действующим трудовым законодательством является основным документом, подтверждающим факт и характер работы, в том числе и в определенной должности и в определенном учреждении (ст. 66 ТК РФ).
Согласно п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 период службы в Советской Армии подлежал зачету в специальный стаж при условии выполнения соответствующей работы, как предшествовавшей периоду службы в Армии, так и следовавшей за окончанием этого периода. Данное положение утратило силу с принятием Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст.94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10,11,12,29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: военная служба по призыву - в двойном размере.
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
С принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступлением его в силу с 01.01.2002 льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа был исключен.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" была признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Одновременно указано, что данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В период службы истца в армии с ДАТА по ДАТА действовал закон СССР от 14 июля 1956г. «О государственных пенсиях» к периодам работы, предусмотренными Списками №1 и №2 утв. Постановлением Совета Министров от 3.08.1972г. №590 приравнивались периоды военной службы при соблюдении определенных условий и ограничений. Периоды службы в армии приравниваются к работе, которая предшествовала данному периоду либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода…. Периоды работы и или иной деятельности застрахованного лица могут включаться в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ последовательно с учетом пенсионного законодательства действовавшего в период выполнения работы (деятельности).
До и после указанного периода службы истца следовали периоды работы в должности электросварщика, которые были зачтены в специальный стаж истца по Списку № 2.
Поскольку на момент прохождения истцом службы по призыву действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
В указанный период действовал Закон СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, в соответствии с п. 109 которого установлено, что при назначении на льготных условиях или льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п. 16), периоды в пп. «к» (служба в составе Вооруженных сил СССР) приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
С учетом данных положений ранее действовавшего законодательства, период службы истца по призыву в Советской армии с ДАТА по ДАТА (2 года 11 дней) подлежит включению в его специальный стаж.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения в специальный трудовой стаж указанного периода, на момент обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу г. Выкса Нижегородской области специальный стаж Резанова С.А., …, составлял 7 лет 6 месяцев 11 дней, в связи с чем он имел право на досрочную пенсию с понижением возраста в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Резанова С. А. удовлетворить.
Включить в специальный стаж Резанова С.А., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период военной службы по призыву с ДАТА по ДАТА.
Признать право Резанова С. А. на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Выкса Нижегородской области назначить Резанову С. А. досрочную страховую пенсию с ДАТА.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца через Выксунский городской суд.
Судья- Скучилина Е. И.