Дело №2-61/2023
76RS0008-01-2022-001786-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2023г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа города Переславля-Залесского, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского" о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа города Переславля-Залесского, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", с учетом неоднократных уточнений требований в ходе судебного разбирательства, просит обязать ответчиков в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу:
- обустроить пешеходный переход, совмещенный с искусственной неровностью, в соответствии с ГОСТ 52605-2006, на участке автомобильной дороги ул. Менделеева, вблизи угловых частей существующей парковки у здания ПАО Сбербанк (ул. Менделеева, д. 2) и строения шиномонтажа (ул. Менделеева, д. 1А); обустроить подход к данному пешеходному переходу тротуаром (пешеходной дорожкой) вблизи здания ПАО Сбербанк и строения шиномонтажа, в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007;
- обустроить подход к пешеходному переходу через ул. Урицкого в районе пересечения улиц Урицкого и Менделеева, в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 (асфальтобенная пешеходная дорожка в газонной части в близи пересечения автомобильных дорог улиц Урицкого и Менделеева, примыкающая с одной стороны к пешеходному переходу через ул. Урицкого, с другой стороны – к существующей тротуарной дорожке);
- обустроить пешеходную дорожку вдоль улицы Менделеева, в месте примыкания самонакатанной дороги к автомобильной дороге ул. Менделеева.
В обоснование требований сделана ссылка на ст. 2 Конституции РФ, нормы Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на положения ГОСТ Р 52766-2007, утвержденного Приказом Росстандарта от 23.10.2007 №270-ст, и указано, что в связи с обращениями граждан, проживающих в селах Троицкая Слобода и Никитская Слобода, проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, благоустройстве, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма при организации детских пассажирских перевозок и пешеходного передвижения по автомобильным дорогам, расположенным на территории городского округа город Переславль-Залесский. В ходе проверки были выявлены нарушения указанного законодательства.
В судебном заседании помощник Гришан Е.Н. указанные требования и их обоснование поддержала.
Представитель ответчика администрации городского округа города Переславля-Залесского по доверенности – Казанова Ю.В., в судебном заседании признала обязанность органа местного самоуправления по выполнению заявленных работ, не оспаривала необходимость и срок их выполнения.
Представитель ответчика МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского" по доверенности – Изотова Н.А., в судебном заседании поддержала позицию представителя администрации.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД по городскому округу город Переславль-Залесский, начальник отдела Федосеев Э.А., исковые требования прокурора поддержал, заявил о необходимости светофорного регулирования на заявленном перекрестке улиц. Однако, заявленные в иске меры так же являются обоснованными, разумными и необходимыми при имеющихся фактических обстоятельствах и повышенной травмоопасности для всех участников дорожного движения, особенно для пешеходов. Может возникнуть конфликтная ситуация с водителями, которые использую самонакатанную дорогу, примыкающую к ул. Менделеева. Этот вопрос надлежит регулировать администрации города, поскольку иной выезд на дорогу общего пользования ул. Менделеева имеется через магазин Пассаж. Загружать и без того сложный перекресток улиц Менделеева и Урицкого дополнительным выездом с прилегающей территории, где сейчас находится самонакатанная дорога, крайне опасно. В месте примыкания этой самонакатанной дороги разумнее обустроить подход для пешеходов к переходу через улицу Менделеева, о котором заявлено в иске.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление муниципальной собственности администрации г. Переславля-Залесского, представитель которого, будучи извещенным надлежащим образом, в судебных заседаниях не участвовал, каких-либо заявлений суду не направлял.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Участники дорожного движения имеют прав свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в законе, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
Состояние дорог, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры и несоответствие между количеством эксплуатируемого автомобильного транспорта и качеством дорог являются одними из основных причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В части ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) указано, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Помимо указанного, в соответствии с п. п. 4, 5 и 25 ч. 1 ст. 16, ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила благоустройства территории муниципального образования
утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями.
На основании ст. ст. 5 и 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу требований ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Часть 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Исходя из ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Приказом Росстандарта от 23.10.2007 № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии с СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, (далее - улиц), устанавливает общие требования к ним и правила их применения (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Так, пунктами ГОСТ Р 52766-2007 определено:
4.5.1.1 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на
автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым
покрытием.
Тротуары или пешеходные дорожки устраивают:
на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не мене 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;
от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
4.5.1.2 В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с
требованиями нормативных документов на планировку и застройку
городских и сельских поселений.
4.5.1.3 Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при
односторонней застройке - с одной стороны.
Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.
В условиях сильно пересеченной местности при высоких насыпях или глубоких выемках, а также при прохождении дороги через заболоченные участки пешеходные дорожки могут быть размещены на откосах на присыпных бермах на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,5 м. При устройстве пешеходных дорожек в одном уровне с обочиной на расстоянии менее 3 м от проезжей части их отделяют от обочин при помощи дорожных ограждений.
4.5.1.9 На дорогах и улицах в населенных пунктах вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ 33128 или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Из материалов дела судом установлено, что на пешеходном переходе, расположенном на автомобильной дороге ул. Урицкого вблизи примыкания к автомобильной дороге ул. Менделеева отсутствует примыкающая к существующему переходу пешеходная дорожка или тротуар. Пешеходные ограждения или сплошная посадка кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части, также отсутствуют. Ранее в администрацию городского округа город Переславль-Залесский поступали обращения граждан, в том числе в 2021 году межрайонной прокуратурой направлялись обращения граждан, в которых указывалось о необходимости устройства тротуара, так как данный пешеходный переход используется жителями для посещения учреждений городского округа, в том числе магазинов, а дети ходят в школу.
Кроме того, данный пешеходный переход является не регулируемым, светофором и искусственными неровностями не оборудован. Ответчику известно о имеющихся нарушениях по организации дорожного движения и благоустройству, что в судебном заседании не оспаривается. Однако, должные меры по устранению перечисленных нарушений ответчиком не принимаются.
В соответствии с информацией администрации городского округа город Переславль-Залесский, а также акта обследования автомобильных дорог ул. Менделеева, Никитский проезд г. Переславль-Залесский (л.д. 29) установлено:
-пешеходный переход вблизи здания Сбербанка (ул. Менделеева, д. 2) отсутствует;
-искусственная дорожная неровность вблизи здания Сбербанка (ул. Менделеева, д. 2) отсутствует;
-асфальтобетонная пешеходная дорожка, примыкающая к участку областной автомобильной дороги ул. Урицкого, расположенная в газонной части вблизи примыкания автомобильной дороги ул. Менделеева к автомобильной дороге ул. Урицкого, отсутствует;
-безопасная пешеходная зона на участках автомобильной дороги ул. Менделеева (вблизи шиномонтажа и здания Сбербанка) отсутствует;
-транспортная доступность до жилых домов №№ 1,4,6,8,10 проезд Никитский осуществляется по самонакатанной дороге вдоль указанных жилых домов;
- в случае проведения работ по организации безопасной пешеходной зоны вдоль участка автомобильной дороги ул. Менделеева в месте примыкания существующей самонакатанной дороги, транспортная доступность до жилых домов №№ 1, 4, 6, 8, 10 проезд Никитский может осуществляться по автомобильной дороге «проезд Никитский» с кадастровым номером 76:18:000000:607.
Обследование проводилось комиссией, в состав которой входил заместитель директора МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» Анохин И.Г. При допросе в качестве свидетеля Анохин И.Г. подтвердил обстоятельства, указанные в акте от 11.05.2022г.
По итогам комиссионного выезда было принято решение о целесообразности принятия следующих мер:
-обустройство пешеходного перехода, оборудованного искусственной дорожной неровностью на участке автомобильной дороги ул. Менделеева вблизи угловых частей существующей парковки у здания Сбербанка (ул. Менделеева, д. 2) и шиномонтажа (ул. Менделеева, д. 1 А);
-обустройство подхода к пешеходному переходу через ул. Урицкого (данная пешеходная дорожка будет примыкать с одной стороны к участку автомобильной дороги ул. Урицкого, а с другой стороны - к существующей тротуарной дорожке);
-обустройство подхода к обустраиваемому пешеходному переходу по ул. Менделеева (вблизи угловых частей существующей парковки у здания Сбербанка (ул. Менделеева, д. 2) и шиномонтажа (ул. Менделеева, д. 1 А);
- обустройство примыкания к ул. Менделеева в сторону проезда Никитский.
Необходимость принятия данных мер в судебном заседании не оспаривается. Из пояснений представителей ответчиков следует, что запланированы работы по разработке сметной документации на устройство тротуаров и примыкания к пешеходному переходу на автомобильной дороге «а/д М-8 «Холмогоры» (от Москвы через Ярославль, Вологду, до Архангельска) км 134+100 - км 145+100», обустройство искусственной дорожной неровности, нанесение дорожной разметки вблизи угловых частей существующей парковки у здания Сбербанка (ул. Менделеева, д. 2) с последующим направлением сметной документации в ГАУ «Яргосстройэкспертиза» для определения достоверности сметной стоимости. По итогам прохождения сметной документации экспертизы будет рассмотрен вопрос обустройства тротуара и примыкания к запланированному пешеходному переходу на участке автодороги ул. Менделеева.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Заявленный процессуальным истцом исполнения решения суда срок является разумным, учитывает характер и объем работ, время, необходимое для их выполнения, соответствует условиям статьи 206 ГПК РФ. Возможность организовать проведение работ в течение заявленного периода у ответчика имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (ИНН 7608004065), МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского" (ИНН 7608017233) в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу:
- обустроить пешеходный переход, совмещенный с искусственной неровностью, в соответствии с ГОСТ 52605-2006, на участке автомобильной дороги ул. Менделеева, вблизи угловых частей существующей парковки у здания ПАО Сбербанк (ул. Менделеева, д. 2) и строения шиномонтажа (ул. Менделеева, д. 1А); обустроить подход к данному пешеходному переходу тротуаром (пешеходной дорожкой) вблизи здания ПАО Сбербанк и строения шиномонтажа, в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007;
- обустроить подход к пешеходному переходу через ул. Урицкого в районе пересечения улиц Урицкого и Менделеева, в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 (асфальтобенная пешеходная дорожка в газонной части в близи пересечения автомобильных дорог улиц Урицкого и Менделеева, примыкающая с одной стороны к пешеходному переходу через ул. Урицкого, с другой стороны – к существующей тротуарной дорожке);
- обустроить пешеходную дорожку вдоль улицы Менделеева, в месте примыкания самонакатанной дороги к автомобильной дороге ул. Менделеева.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья: Ю.И. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 02.03.2023г.