Докладчик АгеевО.В. |
Апелляционное дело № 33-6108/2017 Судья Селендеева М.В. |
6 декабря 2017 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей АгееваО.В., АлексеевойГ.И.,
при секретаре Яковлеве А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Князева В.П. к Государственному автономному учреждению Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебно-производственный комбинат» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о взыскании задолженности по заработной плате, поступившее по апелляционным жалобам истца КнязеваВ.П. и ответчика ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 сентября 2017 года.
Заслушав доклад судьи АгееваО.В., судебная коллегия
установила:
КнязевВ.П. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному автономному учреждению Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебно-производственный комбинат» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии) о взыскании задолженности по заработной плате. Требования истцом мотивированы тем, что с 16 марта 2012 года он работал в ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии в должности генерального директора. 9 ноября 2016 года уволен по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Однако окончательный расчет при увольнении с ним произведен не был, не выплачена заработная плата в размере должностных окладов за период с сентября по ноябрь 2016 года, квартальная надбавка за 3 квартал 2016 год, предусмотренная условиями трудового договора, компенсация за 144,5 дня неиспользованного отпуска. Также не была выплачена предусмотренная пунктом 6.8.9 коллективного договора материальная помощь, положенная к ежегодному отпуску за отработанное время с 19 декабря 2013 года по 18 декабря 2014 года и с 19 декабря 2014 года по 18 декабря 2015 года. По мнению истца, ему необоснованно не выплачена премия за период работы с 30 сентября 2014 года по 30 июля 2016 года, предусмотренная условиями коллективного договора.
С учетом уточнения исковых требований истец просил взыскать с ответчика заработную плату за период сентябрь-ноябрь 2016 года в размере 43220 руб. 01 коп., квартальную надбавку за 3 квартал 2016 года в размере 19575 руб., компенсационную выплату за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 225257 руб. 55 коп., материальную помощь к отпуску в размере 90000 руб., премию за период с 30 сентября 2014 года по 30 июля 2016 года в размере 471011 руб., проценты за нарушение срока выплаты за период с 11 ноября 2016 года по 10 августа 2017 года в размере 148982 руб. 35 коп. и далее по день вынесения решения суда.
В судебном заседании истец КнязевВ.П. и его представитель ПавловА.Н. поддержали исковые требования по изложенным основаниям.
Представители ответчика ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии ДемидоваН.С. и ЧекмасовВ.А. иск не признали, полагая его необоснованным.
Представитель третьего лица Минстроя Чувашии Анисимов К.В. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 сентября 2017 года постановлено:
«Взыскать с государственного автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебно-производственный комбинат» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в пользу Князева В.П.: 15570 (пятнадцать тысяч пятьсот семьдесят) руб. – оклад за сентябрь, октябрь и ноябрь 2016г., 225257 (двести двадцать пять тысяч двести пятьдесят семь) руб. 55 коп. – компенсацию за неиспользованный отпуск, 48808 (сорок восемь тысяч восемьсот восемь) руб. – проценты за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 11.11.2016 по 25.09.2017г.
В удовлетворении исковых требований о взыскании квартальной надбавки за 3 квартал 2016 года в размере 19575 руб., материальной помощи к отпуску в размере 90000 руб., премии за период с 30 сентября 2014 года по 30 июля 2016 года в размере 471011 руб. отказать в полном объеме.
Взыскать с государственного автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебно-производственный комбинат» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в доход местного бюджета (г.Чебоксары) государственную пошлину в размере 6096 (шесть тысяч девяносто шесть) руб.».
Указанное решение суда обжаловано истцом на предмет отмены в части исковых требований, в удовлетворении которых отказано, ответчиком ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии в удовлетворенной части исковых требований по мотивам незаконности и необоснованности решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Истец КнязевВ.П. в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на Положение об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Чувашской Республики, утвержденное постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года №317, полагал надбавку за расширение зон обслуживания гарантированной компенсационной выплатой, установленной при заключении трудового договора, дополнительного решения для выплаты которой не требовалось. По условиям коллективного договора на генерального директора распространяются все премии, социальные гарантии и льготы, предусмотренные коллективным договором, в рамках социальных гарантий и льгот осуществляются единовременные выплаты к ежегодному отпуску в размере должностного оклада.
В апелляционной жалобе ответчика ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии указывается на неправильное исчисление количества дней неиспользованного отпуска и компенсации за него в связи с отсутствием оснований для предоставления КнязевуВ.П. дней дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день. По мнению ответчика, взысканная компенсация за неиспользованный отпуск подлежала уменьшению с учетом удержания налога на доходы физических лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец КнязевВ.П. просил удовлетворить свою апелляционную жалобу, возражал в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика.
Представитель ответчика ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии ДемидоваН.С. возражала в удовлетворении апелляционной жалобы истца, поддержала апелляционную жалобу автономного учреждения.
Третье лицо Минстрой Чувашии извещен о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, представитель в суд не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дела в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования истца в части взыскания заработной платы (оклада) за период с сентября по ноябрь 2016 года, суд первой инстанции исходил из того, что заработная плата истцу выплачена не в полном объеме.
Также удовлетворяя требование истца о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, суд первой инстанции исходил из того, что истцу за весь период работы не были предоставлены и компенсированы денежными выплатами 134 календарных дня ежегодных основных оплачиваемых отпусков.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания премии, квартальной надбавки за расширение зон обслуживания, материальной помощи к отпуску, суд первой инстанции исходил из того, что указанные выплаты не являются гарантированными выплатами, являются правом, а не обязанностью работодателя, зависят от показателей работы государственного учреждения, трудовым договором обязательная выплата премиальной части заработной платы не предусматривалась, решения о премировании руководителя, выплате ему надбавки и материальной помощи не принимались.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Минстроя Чувашии от 15 декабря 2011 года №04-18/63 КнязевВ.П. назначен на должность генерального директора ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии. 16 марта 2012 года Минстроем Чувашии с КнязевымВ.П. заключен трудовой договор о приеме последнего на работу руководителем автономного учреждения.
В соответствии с дополнительным соглашением №1 от 29 мая 2013 года к трудовому договору заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с трудовым договором (пункт 16); должностной оклад руководителя установлен в размере 45000 руб. в месяц (пункт 17); руководителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями работодателя производится выплата компенсационного характера за напряженность и интенсивность труда один раз в квартал в размере 50% (пункт 18); выплаты стимулирующего характера, условия их осуществления и размеры не установлены (пункт 19); одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера является обеспечение руководителем достижения установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в Чувашской Республике, указанных в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора (в случае их установления) (пункт 20, подп. «ч» пункта 9).
Дополнительным соглашением от 24 ноября 2014 года №4 к трудовому договору пункт 19 изложен в иной редакции: руководителю выплачиваются все виды премий, установленные для работников автономного учреждения действующим законодательством; в период действия договора руководитель пользуется всеми видами государственного социального страхования; руководитель имеет право на другие социальные гарантии и льготы, действующие в автономном учреждении.
Приказом Минстроя Чувашии от 9 ноября 2016 года №04-05/49 трудовой договор с КнязевымВ.П. расторгнут по инициативе работника по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В период исполнения полномочий генерального директора ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии КнязевымВ.П. был издан приказ от 30 декабря 2014 года №95 о ежеквартальной выплате генеральному директору надбавки (доплаты) в размере 50% должностного оклада за расширение зон обслуживания, ежемесячном начислении и выплате премии со ссылкой на коллективный договор от 16 марта 2012 года и Положение об организации и стимулировании труда работников ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чуваши. Сведений о согласовании документа с учредителем, уполномоченным органом в деле не имеется.
Согласно табелям учета рабочего времени КнязевымВ.П. отработано в сентябре 2016 года -22 дня, в октябре 2016 года -16 дней, в ноябре 2016 года -3 дня. За период с сентября по ноябрь 2016 года истцу после удержания налога на доходы физических лиц выплачено: 21900 руб. по расходно-кассовому ордеру №133 от 1 сентября 2016 года, 4600 руб. по расходно-кассовому ордеру №134 от 6 сентября 2016 года, 1521 руб. 23 коп. по расходно-кассовому ордеру №135 от 5 октября 2016 года, 1000 руб. по расходно-кассовому ордеру №136 от 20 октября 2016 года, 1381 руб. 27 коп. по расходно-кассовому ордеру №137 от 25 октября 2016 года, 150 руб. перечислено по реестру №139 от 1 сентября 2016 года, 28448 руб. 77 коп. по реестру №145 от 5 октября 2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Положением об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года №317 (далее –Положение об установлении систем оплаты труда), предусмотрено, что заработная плата руководителей государственных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Размер должностного оклада руководителя государственного учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости государственного учреждения (пункт 6); выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей государственных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики (пункт 8); государственные органы Чувашской Республики, в ведении которых находятся государственные учреждения, устанавливают руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера по результатам достижения показателей эффективности деятельности государственного учреждения и работы его руководителя, утверждаемых государственным органом Чувашской Республики, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, за соответствующий период. Руководителю государственного учреждения выплаты стимулирующего характера выплачиваются по решению государственного органа Чувашской Республики, в ведении которого находится государственное учреждение, с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности государственного учреждения и его руководителя (пункт 9).
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1); системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).
В силу статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся в том числе назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним.
Уставом ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии, согласованным Минимуществом Чувашии 24 сентября 2014 года, и утвержденным Минстроем Чувашии 26 сентября 2014 года, предусмотрено, что к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относится назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним (подп.4 пункта 3.2); к компетенции уполномоченного органа в области управления автономным учреждением относится согласование трудового договора с руководителем автономного учреждения (подп.6 пункта 3.3); к компетенции руководителя автономного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральным законодателем к компетенции учредителя, уполномоченного органа, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения (пункт 3.6); руководитель автономного учреждения осуществляет свою деятельность на основании заключенного с учредителем трудового договора, согласованного уполномоченным органом (пункт 3.7).
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и статьи 3.2 Устава ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии назначение генерального директора относится к компетенции учредителя автономного учреждения, полномочия которого осуществляет Минстрой Чувашии. Генеральный директор автономного учреждения наделен правами и обязанностями работодателя лишь в отношениях с работниками автономного учреждения.
Согласно Положению об организации оплаты и стимулировании труда работников ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии, утвержденному генеральным директором учреждения 17 марта 2016 года (приложение №1 к коллективному договору), под работниками предприятия следует понимать всех работников, принятых на работу на условиях трудового договора, заключенного с работодателем, согласно приказу и штатному расписанию, включая генерального директора (пункт 3); заработная плата персонала включает следующие выплаты из фонда оплаты труда учреждения: месячный (должностной) оклад; премиальные выплаты за достижение производственно-финансовых показателей, своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей; доплаты, предусмотренные трудовым законодательством и коллективным договором; иные социальные гарантии и льготы, предусмотренные коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором, приказами генерального директора (пункт 7).
Коллективным договором ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чуваши, утвержденным общим собранием 17 марта 2016 года и зарегистрированным 31 марта 2016 года, предусмотрено, что все виды оплаты труда, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат устанавливает работодатель (пункт 6.1); доплаты могут устанавливаться в том числе за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ до 50% от оклада, временно отсутствующего работника по распоряжению работодателя при наличии средств в учреждении (пункт 6.2); оклад генерального директора учреждения устанавливается на основании трудового договора руководителя с вышестоящей организацией (Минстрой Чувашии); на генерального директора распространяются все виды премий, выплаты, социальные гарантии и льготы, предусмотренные коллективным договором (пункт 6.5); работодатель обязуется осуществлять единовременную выплату (материальную помощь) к ежегодному отпуску в размере 50% должностного оклада работника в рамках социальных гарантий и льгот, выплата производится при наличии финансовой возможности в учреждении (пункт 6.8.9).
Получение работником выплат, относящихся к заработной плате, в том числе стимулирующих и компенсационных, возможно только в рамках трудовых отношений с работодателем, в соответствии с положениями статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации. Для руководителя автономного учреждения, в соответствии со статьями 8, 20, 145 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», работодателем является учредитель учреждения в лице уполномоченного государственного органа, субъекта, наделенного правом заключать трудовые договоры.
Исходя из положений статей 21, 22, 129, 135, 145 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Положения об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года №317, установление тех или иных выплат, относящихся к заработной плате руководителя ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии, в том числе стимулирующих и компенсационных, производится с согласия и на основании выраженного волеизъявления работодателя, – уполномоченного учредителем государственного органа Чувашской Республики –Минстроя Чувашии, при условии надлежащего оформления такого решения о выплате в установленном законодательством порядке.
Таким образом, КнязевВ.П. не обладал полномочиями по установлению, начислению и выплате себе как генеральному директору стимулирующих (премий) и компенсационных (надбавка за расширение зон обслуживания) выплат без согласия и выраженного волеизъявления на это субъекта, наделенного правом заключать трудовые договоры, –Минстроя Чувашии, которое в установленном Положением об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Чувашской Республики порядке получено не было, доказательств обратного не представлено.
КнязевВ.П. как генеральный директор ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии был наделен правами на назначение и выплату заработной платы, включая стимулирующие и компенсационные выплаты лишь в отношениях с другими работниками автономного учреждения, для которых он является работодателем, но в отношении себя такими правами государственного органа наделен не был. Поскольку доказательств наличия оснований начисления стимулирующих выплат руководителю, волеизъявления Минстроя Чувашии, как субъекта, наделенного правом заключать трудовой договор с руководителем в соответствии с федеральным законом, на выплату генеральному директору автономного учреждения стимулирующих выплат в дело не представлено, то решение руководителя автономного учреждения КнязеваВ.П. о назначения себе выплат в виде премии приняты с нарушением норм действующего законодательства. Учитывая, что трудовым договором с учетом его изменений не предусмотрено иных компенсационных выплат кроме ежеквартальной надбавки за напряженность и интенсивность труда, то установление генеральным директором КнязевымВ.П. себе ежеквартальной компенсационной выплаты за расширение зон обслуживания также противоречит статье 145 Трудового кодекса Российской Федерации, Положению об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Чувашской Республики, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года №317, уставу автономного учреждения, условиям трудового договора.
Предусмотренная условиями дополнительного соглашения от 24 ноября 2014 года №4 возможность выплаты руководителю премий, установленных для работников автономного учреждения действующим законодательством, связана с предусмотренными статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Чувашской Республики условиями и порядком назначения выплат стимулирующего характера по результатам достижения показателей эффективности деятельности государственного учреждения и работы руководителя по решению государственного органа Чувашской Республики с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности государственного учреждения и его руководителя. Истцом в ходе разбирательства дела не представлялись доказательства выполнения необходимых условий для производства выплат стимулирующего характера (премии), не заявлялось о выполнении показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности государственного учреждения и его руководителя.
Ввиду того, что заключенным с истцом трудовым договором с учетом Положения об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Чувашской Республики предусмотрено, что премия, носящая стимулирующий характер, не является гарантированной частью заработной платы, то в отсутствие доказательств достижения предусмотренных Положением и трудовым договором условий к ее выплате оснований для начисления истцу премии за период с 30 сентября 2014 года по 30 июля 2016 года не имелось.
В силу части 1 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, работникам предоставляются гарантии и компенсации в том числе при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (часть 1 статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Поскольку истец являлся руководителем государственного учреждения, то есть работодателем для трудового коллектива, то коллективный договор, в том числе его условия о возможности предоставления материальной помощи к ежегодному отпуску, на истца как работника не распространялся.
Материальная помощь к ежегодному отпуску, предусмотренная условиями коллективного договора ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чуваши, не является стимулирующей или компенсационной выплатой по смыслу статей 129 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации, ее выплата не направлена на возмещение затрат, связанных с исполнением трудовых или иных обязанностей, данная материальная помощь относится к дополнительным социальным гарантиям, добровольно предоставляемым ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии своим работникам в рамках социально-трудовых отношений, условия ее выплаты обусловлены наличием финансовой возможности учреждения.
В соответствии с пунктом 6 Положения об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года №317, заработная плата руководителя состоит из оклада, стимулирующих и компенсационных выплат.
Поскольку дополнительные социальные гарантии в виде выплаты материальной помощи к ежегодному отпуску руководителю государственного учреждения не предусмотрены действующим законодательством, регулирующим правоотношения государственного органа и руководителя учреждения, нормативных правовых актов, предусматривающих возможность такой выплаты не имеется, основания для выплаты материальной помощи к ежегодному отпуску руководителю учреждения отсутствовали.
Кроме того, в отсутствие необходимого условия для выплаты материальной помощи к ежегодному отпуску –финансовой возможности в учреждении, а также при отсутствии доказательств соблюдения порядка обращения генерального директора КнязеваВ.П. в государственный орган, в ведении которого находится государственное учреждение –Минстрой Чувашии, с заявлением о предоставлении этой материальной помощи в соответствующие периоды предоставления ежегодных отпусков у истца не имелось прав на ее предоставление.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что надбавка за расширение зон обслуживания является установленной трудовым договором гарантированной компенсационной выплатой, основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства, поскольку условиями трудового договора данная выплата истцу не устанавливалась. В соответствии с трудовым договором к выплате истцу предусматривалась квартальная надбавка за интенсивность и напряженность труда. Между тем требования о взыскании надбавки за интенсивность и напряженность труда истцом не заявлялись. Из материалов дела следует, что предусмотренная трудовым договором надбавка за интенсивность и напряженность труда КнязевуВ.П. начислялась и выплачивалась.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неправильном исчислении сумм компенсации за неиспользованный отпуск в связи с отсутствием оснований для предоставления КнязевуВ.П. дней дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день судебная коллегия считает несостоятельными и отклоняет по следующим основаниям.
По условиям трудового договора от 16 марта 2012 года с учетом последующих изменений ежегодный отпуск руководителя автономного учреждения устанавливался в 56 календарных дней. Дополнительным соглашением №1 от 29 мая 2013 года к трудовому договору предусмотрено предоставление помимо основного отпуска ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день продолжительностью три календарных дня (пункт 14).
В соответствии с частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В ходе разбирательства дела в суде первой инстанции представлена копия личной карточки работника КнязеваВ.П., из которой следует, что ему предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска: с 9 по 26 августа 2012 года (18 календарных дней), с 13 по 22 ноября 2012 года (10 дней) за период отработанного времени с 19 декабря 2011 года по 18 декабря 2012 года; с 4 по 20 марта 2013 года (16 дней), с 13 по 20 мая 2013 года (8 дней), с 25 октября по 1 ноября 2013 года (8 дней) за период отработанного времени с 19 декабря 2012 года по 18 декабря 2013 года; с 9 по 10 января 2014 года (2 дня), с 13 по 30 мая 2014 года (18 дней), с 1 по 20 сентября 2014 года (20 дней) за период отработанного времени с 19 декабря 2013 года по 18 декабря 2014 года; с 12 по 13 января 2015 года (2 дня), с 16 по 23 марта 2015 года (8 дней), с 27 июля по 9 августа 2015 года (14 дней), с 14 по 30 августа 2015 года (17 дней) за период отработанного времени с 19 декабря 2014 года по 18 декабря 2015 года; сведений о предоставлении отпусков в 2016 году не имеется.
Поскольку КнязевуВ.П. не были предоставлены: 28 (56 –28) календарных дней за период с 19 декабря 2011 года по 18 декабря 2012 года, 24 (56 –32) дня за период отработанного времени с 19 декабря 2012 года по 18 декабря 2013 года, 16 (54 –40) дней за период с 19 декабря 2013 года по 18 декабря 2014 года, 15 (56 –41) дней за период с 19 декабря 2014 года по 18 декабря 2015 года, 51 календарный день ежегодного оплачиваемого отпуска за период отработанного времени с 19 декабря 2015 года по 9 ноября 2016 года (день увольнения), истцу при увольнении полагалась компенсировать 134 (28 + 24 + 16 + 15 + 51) календарных дня ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Дополнительные отпуска КнязевуВ.П. за период работы его руководителем автономного учреждения не предоставлялись, сведений об этом в материалах дела не имеется, компенсация рассчитана исходя из количества дней неиспользованного ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
Суммы фактически начисленной КнязевуВ.П. заработной платы за расчетный период (12 месяцев), предшествующий увольнению и расчет среднего дневного заработка для оплаты отпусков (для целей исчисления компенсации за неиспользованный отпуск), ответчиком ГАУ ЧР ДПО «УПК» Минстроя Чувашии не оспаривались, доводов в указанной части в апелляционной жалобе не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно не вычел из взысканных решением суда сумм налог на доходы физических лиц, судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании действующего законодательства, поскольку из содержания статей 207, 208, 224, 226 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, а суд не относится к налоговым агентам и при исчислении сумм не вправе удерживать налог на доходы физических лиц, поэтому взысканные заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск и проценты за их несвоевременную выплату подлежит налогообложению в общем порядке.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации за все неиспользованные отпуска со ссылкой на Конвенцию № 132 МОТ судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб истца и ответчика судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы Князева В.П. и Государственного автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебно-производственный комбинат» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 сентября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенина Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Алексеева Г.И.