№ 2-2852/2019 <данные скрыты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2019 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Хиталенко А.Г.,
при секретаре судебного заседания – Кузьминой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обухова Д.М. к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о понуждении к заключении договора энергоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Обухов Д.М. с иском к Удмуртскому филиалу ОАО «ЭнерсгосбыТ Плюс» о понуждении к заключению договора энергоснабжения, указывая, что ответчик осуществляет энергосбытовую деятельность по поставке электрической энергии на территории УР, в том числе на территории г. Воткинска. <дата> истец обратился в адрес ответчика с просьбой заключить договор энергоснабжения для осуществления поставки электрической энергии в жилом доме по адресу: <адрес>. Однако уклонился от заключения указанного договора по мотивам отсутствия необходимых документов и необходимости изменения структур договорных отношений с СНТ «Сад № 4» и МУП «ВГЭС». С указанными действиями ответчика истец не согласен, считает, что им выполнены все необходимые приготовления для подключения к сетям энергоснабжения сетевой организации МУП «ВГЭС», в том числе обеспечено наличие энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования, прибора учета электрической энергии и подтверждена готовность оплаты полученной энергии при условии бесперебойной подачи и качества. Просит обязать гарантирующего поставщика Удмуртский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключить с ним договор энергоснабжения на условиях, соответствующих действующему законодательству.
В судебном заседании <дата> УФАС по УР исключен из числа третьих лиц.
В судебном заседании <дата> произведена замена ненадлежащего ответчика Удмуртского филиала ОАО «ЭнерсгосбыТ Плюс» на надлежащего – АО «ЭнергосбыТ Плюс».
Дело рассмотрено в отсутствие истца Обухова Д.М., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Обухов М.А., действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных исковых требований настоял. Суду пояснил, что что при обращении к гарантирующему поставщику заявителем предоставляется определенный перечень документов, а все остальные документы предоставляются при наличии, то есть не обязательный перечень. Если у заявителя нет каких-либо документов, то гарантирующий поставщик обязан составить эти документы по фактической схеме присоединения на месте. Сам гарантирующий поставщик обратился к СНТ за истребованием сведений, но до сих пор не получил их. По точке присоединения, вводу в эксплуатацию документы не предоставлены, что препятствует заключению договора. Точка присоединения имеется. Если группа учета не принята, то юридически она не существует. Если она существует, то ответчик обязан ее принять, сам выйти по адресу и сделать осмотр. Сетевая кампания не вышла на осмотр, осмотр был осуществлен с участием третьего лица.
Представитель ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс» Суворов И.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что требования истца незаконны и не обоснованы. В пункте 34 Правил № 442 указан перечень документов, который обязан предоставить заявитель при заключении договора, и среди этих документов указан акт ввода в эксплуатацию прибора учета. Истец дает конкретные показания с приборов учета, но акт ввода в эксплуатацию предоставлен не был, поэтому это является единственным основанием для отказа в заключении договора. Гарантирующий поставщик по другим основаниям отказать не может и договор будет заключен, при наличии всех документов. Без акта они не могут быть уверены, что прибор может быть годен для коммерческих расчетов.
Представитель третьего лиц СНТ «Сад № 4» Абросимов Ю.И., действующий на основании доверенности, поддерживал позицию представителя ответчика, а также представил суду письменный отзыв на исковое заявление. Дополнительно суду пояснил, что считает доводы истца необоснованными и несостоятельными. Предоставить документы по закону истец может, но не хочет и пытается переложить эту обязанность на третьих лиц. Истец по факту пользуется светом, хотя за электричество не платит. Не знает, принималась ли группа учета, если бы она принималась, у истца были бы документы. В настоящее время электроэнергии в доме истца нет, весь сад отключен на основании решения общего собрания членов СНТ. Функции гарантирующего поставщика СНТ не выполняет, сетевой организацией СНТ не является, сад - это потребитель электроэнергии.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Администрации г. Воткинска, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что истец Обухов Д.М., <дата> г.р., является собственником жилого дома площадью <данные скрыты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на <дата> г.
Из копии домовой книги по адресу: <адрес> установлено, что истец Обухов Д.М., <дата> г.р., зарегистрирован по месту жительства по этому адресу с <дата>. А также с <дата> по этому же адресу зарегистрирован Горшков Б.Г., <дата> г.р.
<дата> между Обуховым Д.М. и Горшковым Б.Г. заключен договор найма жилого дома на садовом участке по адресу: <адрес>, срок найма – с <дата> по <дата>.
<дата> Обухов Д.М. обратился к председателю СНТ «Сад № 4» с заявлением о принятии его в члены СНТ «Сад № 4». Указал, что с Уставом СНТ ознакомлен, обязуется его выполнять.
В материалах дела имеется копия заявления собственников домов и строении по ул. Коммунальной от <дата> о бесперебойном снабжении электроэнергией на осенне-зимний период <дата>.
Согласно протоколу общего собрания садоводов СНТ «Сад № 4» от <дата> решено с <дата> по <дата> электроснабжение сада по улицам не включать. Этим же решением Обухов Д.М. предупрежден согласно п. 6.1 Устава СНТ в связи с тем, что использует свой участок не по назначению, участок не возделывается, не ухожен, превращен в свалку. Также моральный облик Обухова М.А. характеризуется не с лучшей стороны: <дата> он со своим товарищем избил сторожа сада Катаева В.В.
<дата> в Воткинское отделение Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» поступило заявление Обухова Д.М. о заключении договора на предоставление коммунальных услуг. Согласно описи прилагаемых к заявлению документов, истец предоставил копию документа, удостоверяющего личность, копию документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение и копию документов, подтверждающих факт обращения заявителя к ТСО или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения документов о технологическом присоединении.
Согласно письму Воткинского отделения Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» от 01.03.2019 г. № 71401-07-03214 истцу Обухову Д.М. разъяснено, какие документы следует предоставить для заключения договора энергоснабжения (договор об осуществлении технологического присоединения, акт технологического присоединения, технические условия, акт о выполнении технических условий, акт допуска в эксплуатацию прибора учета). Также указано, что в настоящее время гарантирующим поставщиком заключен договор энергоснабжения с СНТ «Сад № 2», в том числе в отношении земельного участка истца, а действующим законодательством установлен запрет на заключение более одного договора энергоснабжения в отношении одного энергопринимающего устройства. Также указано, что существенным условием договора энергоснабжения является величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, без установления этой величины будут нарушены права членов СНТ. Устранение данного замечания возможно путем оформления документов, подтверждающих технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
<дата> Обухов Д.М. обратился в МУП «ВГЭС» с заявлением о заключении договора на технологическое присоединение к электрической сети с составлением всех необходимых документов, в установленные сроки, в отношении объекта по адресу: <адрес>.
<дата> Обухов Д.М. обратился к Воткинскому отделению Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» с заявлением о заключении договора энергоснабжения по указанному выше адресу, указав на незаконность отказа в заключении договора энергоснабжения жилого дома ввиду отсутствия исчерпывающего перечня оснований для отказа в заключении договора энергоснабжения, предусмотренных п. 61 Правил розничных рынков.
<дата> Воткинское отделение Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» в письме в адрес Обухова М.А. указало, что направлен запрос председателю СНТ «Сад № 4». В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения. Истец получает энергоснабжение от СНТ «Сад № 4», что было выявлено при выезде на СНТ. Также указано на то, что договор энергоснабжения может быть заключен только при присоединении в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства. Просят урегулировать взаимоотношения с СНТ «Сад № 4» либо выполнить их условия, обозначенные в письме № от <дата>.
<дата> Обухова Д.М. обращался в адрес СНТ «Сад № 4» с заявлениями о восстановлении электроснабжение жилого дома по адресу: <адрес>.
В соответствии с определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным заместителем руководителя Удмуртского УФАС России Стерховой Е.И. <дата>, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственных лиц СНТ «Сад № 4» на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Из текста определения следует, что <дата> в Удмуртское УФАС России поступило заявление Обухова Д.М. на действия (бездействие) ответственных лиц СНТ «Сад № 4», выразившееся в прекращении электроснабжения (в период с <дата>).
Из письма филиала «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» от <дата> № следует, что заявок на предоставление услуг по объектам электросетевого хозяйства, расположенным по адресу: <адрес>, не поступало.
В соответствии с актом осмотра электроустановок № от <дата>., составленным МУП «Воткинские городские электрические сети» (МУП «ВГЭС») в присутствии председателя СНТ «Сад № 4», установлено, что граница эксплуатационной ответственности между МУП «ВГЭС» и СНТ «Сад № 4» на контактных зажимах отходящей ЛЭП-0,4кВ от РУ-0,4Вк КТПн-132, максимальная мощность 142,4кВТ, что подтверждается актом эксплуатационной ответственности № от <дата>. Садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>, подключен с сетей СНТ «Сад № 4». Заключение по результатам осмотра: садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>, подключен с сетей СНТ «Сад № 4», мощность на данный участок и границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между СНТ «Сад № 4» и Обуховым А.М. не устанавливались.
Из справки СНТ «Сад № 4» следует, что истец Обухов Д.М. в СНТ «Сад № 4» в собственности имеет земельный участок кадастровый номер № с садовым домом, кадастровый номер № по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи и выписками из ЕГРН. Садовый дом истца самовольно подключен с сетей СНТ «Сад № 4», мощность на данный участок и границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между истцом и СНТ не согласованы и не установлены. Документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям у истца отсутствуют. С заявлением о подключении садового дома к сети СНТ не обращался. Какие приборы учета установлены в садовом доме, кто их установил, не известно. Доступа к приборам учета у администрации СНТ не имеется. Показания приборов учета по электроэнергии истец не передает, оплату не производит. Отключение электроэнергии в СНТ на зимний период осуществляется в соответствии с решением членов товарищества на общем собрании садоводов <дата> и <дата>.
Суд считает исковые требования незаконными и необоснованными, а потому – не подлежащими удовлетворению, по следующим причинам.
Согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно приказу Министерства Промышленности и энергетики Удмуртской Республики от 01.10.2014 г. № 05-71 АО «Энергосбыт Плюс» является Гарантирующим поставщиком на территории Удмуртской Республики. Гарантирующий поставщик электрической энергии - это коммерческая организация, обязанная заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии. При этом, согласно действующему законодательству гарантирующий поставщик обязан обеспечить передачу потребителю электроэнергии путем заключения соответствующих договоров.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту – Основные положения № 442) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
В соответствии с п. 34 Основных положений № 442 потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, следующие документы:
подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа (предоставляется по желанию заявителя);
правоустанавливающие и иные документы заявителя (свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление от имени заявителя, - выписка из протокола (решения, приказа) о назначении на должность руководителя или доверенность на подписание договора, если договор подписывает не руководитель, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин);
документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора, либо протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который подтверждает, что заявитель является победителем такого конкурса;
подписанная уполномоченным лицом энергосбытовой (энергоснабжающей) организации выписка из договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенных с потребителями, в интересах которых энергосбытовая (энергоснабжающая) организация намеревается приобретать электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика, которая должна содержать сведения о сроках начала и окончания поставки электрической энергии в каждой точке поставки по каждому такому потребителю, о каждой такой точке поставки (предоставляются только энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, когда она выступает заявителем);
документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа);
документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета);
документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони (предоставляется при его наличии у заявителя);
иные документы, необходимые для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (предоставляется заявителем, который подает заявление о заключении договора энергоснабжения).
В случае направления заявления о заключении договора энергоснабжения гражданином, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества), энергопринимающие устройства которого ранее были подключены к электрическим сетям в рамках технологического присоединения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, при отсутствии документов, предусмотренных абзацем шестым настоящего пункта, представляются документы, подтверждающие наличие членства в таком товариществе на дату осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих такому товариществу, или иные документы, подтверждающие наличие фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства.
Согласно п. 74 Основных положений № 442 в случае если гражданин, указанный в пункте 71 настоящего документа, имеет намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, то он направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 настоящего документа.
По желанию указанный гражданин вправе приложить к заявлению на заключение договора подписанный им проект договора энергоснабжения или протокол разногласий к проекту договора энергоснабжения, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
Если представленных этим гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора в соответствии с пунктом 34 настоящего документа, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.
Также согласно п.п. 80, 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее по тексту - Правила № 354) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Также в силу п. 145 Основных положений № 442 на собственнике лежит обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Из п. 153 Основных положений № 442 следует, что собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций:
гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;
сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.
В соответствии с п.п. 40-41 Основных положений № 442 одним из существенных условий договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются условия о порядке учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядке взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, указанные в пункте 42 настоящего документа, характеристики приборов учета, имеющихся на дату заключения договора, а также обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению оборудования точек поставки по договору приборами учета и условия о порядке определения объема потребления электрической энергии (мощности) в случае отсутствия приборов учета и в иных случаях, когда в соответствии с настоящим документом подлежат применению расчетные способы,
В соответствии с п.п. 42 Основных положений № 442 договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) должен содержать порядок учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, соответствующие требованиям раздела X настоящего документа и включающие в том числе:
порядок допуска установленного прибора учета в эксплуатацию, порядок проверки прибора учета перед его демонтажем;
порядок определения прибора учета (приборов учета), показания которого (которых) в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, за которые осуществляются расчеты по договору;
требования, предъявляемые к эксплуатации прибора учета, в том числе по обеспечению поверки прибора учета по истечении установленного для него межповерочного интервала, а также порядок определения лица, ответственного за эксплуатацию прибора учета;
требования, предъявляемые к обеспечению сохранности прибора учета;
порядок и периодичность передачи гарантирующему поставщику показаний приборов учета, если по условиям договора такая обязанность возложена на потребителя (покупателя); порядок сообщения о выходе прибора учета из строя, его утрате;
срок восстановления учета в случае выхода из строя или утраты прибора учета, но не более 2 месяцев;
обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа к приборам учета представителей организаций, уполномоченных в соответствии с разделом X настоящего документа для их проверки и снятия показаний.
В случае если точки поставки на день заключения договора оборудованы приборами учета, то в договоре должны быть также указаны имеющиеся приборы учета, места их расположения, их заводские номера, дата государственной поверки приборов учета и показания на дату и время начала исполнения договора.
Договор должен также содержать обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению оборудования точек поставки приборами учета электрической энергии, в случае если точки поставки на день заключения договора не оборудованы приборами учета, и условия о порядке определения объема потребления электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии в случае отсутствия приборов учета и в иных случаях, когда подлежат применению расчетные способы, определенные в соответствии с разделом X настоящего документа.
Следовательно, учитывая положения п.п. 34, 40-42 Основных положений № 442, обязательными для заключения договора энергоснабжения являются документы о допуске в эксплуатацию приборов учета. Без них невозможно достигнуть соглашения по всем существенным условиям для данного вида договоров.
Как указывает ответчик, в настоящее время единственным препятствием для заключения с Обуховым Д.М. договора энергоснабжения является отсутствие документов о допуске в эксплуатацию приборов учета (при том что истец ссылается в своем заявление на наличие прибора учета, указывая его показания). То обстоятельство, что указанные документы не были представлены, стороной истца в ходе рассмотрения дела не отрицалось.
В силу п. 152 Основных положений № 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
Пункт 153 Основных положений № 442 гласит, что собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций:
гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;
сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.
В заявке должны быть указаны:
реквизиты заявителя;
место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить;
номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником);
предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки;
контактные данные, включая номер телефона;
метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ должно быть направлено заявителю не позднее чем через 7 рабочих дней со дня получения его заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки или со дня согласования новой даты осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.
В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в предложенные потребителем дату и время для осуществления процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время для осуществления процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) или сетевой организацией новые дата и время были позднее сроков, установленных в настоящем пункте, такой потребитель направляет документы, подтверждающие факт установки прибора учета, лицу, указанному в абзацах втором или третьем настоящего пункта, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Документы, подтверждающие факт установки прибора учета, должны содержать описание характеристик установленного прибора учета, его тип, заводской номер, сведения о лице, осуществившем установку прибора учета, показания прибора учета на момент установки прибора учета, место установки прибора учета, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки прибора учета, также прилагается копия паспорта на прибор учета.
С даты направления указанных документов в адрес лица, указанного в абзацах втором или третьем настоящего пункта, прибор учета считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
Если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
Из пункта 154 Основных положений № 442 следует, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;
фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре;
лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие;
характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска;
решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию;
наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;
лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия;
результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии);
дата следующей поверки.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.
Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 кВ по итогам процедуры допуска в эксплуатацию прибора учета, установленного (подключенного) через измерительные трансформаторы, составляется паспорт-протокол измерительного комплекса. Паспорт-протокол измерительного комплекса должен содержать в том числе описание прибора учета и измерительных трансформаторов (номер, тип, дату поверки), межповерочный интервал, расчет погрешности измерительного комплекса, величину падения напряжения в измерительных цепях трансформатора напряжения, нагрузку токовых цепей трансформатора тока. Паспорт-протокол измерительного комплекса должен находиться у собственника прибора учета, входящего в состав измерительного комплекса, и актуализироваться по мере проведения инструментальных проверок.
Таким образом, процедура допуска прибора учета в эксплуатацию не может состояться без волеизъявления и участия собственника энергопринимающего устройства.
При этом доводы стороны истца о том, что документы о допуске прибора учета в эксплуатацию он представлять не обязан, основаны на неверном толковании норм права. На собственнике в силу действующего законодательства лежит обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств (объекта) приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию.
Действительно, законодательство в области энергетики возлагает на гарантирующего поставщика дополнительные обязанности по проверке соблюдения потребителем необходимых условий для заключения договора, однако не связывает гарантирующего поставщика обязанностью по заключению договора при неподтверждении соблюдения данных условий.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс» заключить с Обуховым Д.М. договор о поставке электроэнергии по адресу: <адрес> не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Обухова Д.М. к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о понуждении к заключении договора энергоснабжения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Первомайский районный суд г. Ижевска УР.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: А.Г. Хиталенко